|
Т. у к.-з. и к.-п., как и у многих других народов лесной зоны, считался действенным средством для изгнания злых духов, недопущения порчи, избавления от бытовой скверны. К.-з. женщины после отела коровы окуривали её и новорожденного теленка, чтобы он рос здоровым, дымом от сжигаемого Т. и щучьих зубов. Рыбаки перед началом промысла, прибыв на место артельного лова, очищались, проходя через дым от ветвей Т., брошенных на костер. В некоторых рыболовных артелях этот обряд очищения производился перед каждым новым забросом невода. На последней неделе Великого поста, в Великий четверг, повсеместно с помощью Т. производили очищение жилища и хозяйственных построек. На Выми в этот день к.-з. женщины рано утром ходили в лес, приносили ветки Т., а затем втыкали их над косяками изб и хлевов, окуривали скотину, кринки из-под молока (чтобы было больше сметаны). У к.-п. принесенные из лесу ветки Т. клали на зажженные лучины, которые были уложены на печную заслонку, лежащую в избе посередине пола, затем обращались к "лесным богам" с просьбой дать здоровья и благополучия обитателям дома и скоту, перешагивая при этом через ветки Т. После окончания обряда угольки бросали в печь, а ветки Т. клали под пол хлева. Печорские охотники и рыболовы перед рассветом в Великий четверг приносили домой ветки Т. и пихтовый кряжик. Часть веток убирали под матицу, а остальной Т. сжигали посередине избы, прыгая через огонь, пихтовый кряжик потом хранили в течение всего года. Считалось, что исполнение этого обряда обеспечивало последующую удачу в добывающих промыслах. Лит.: Дукарт 1975, Заварин 1870/ 1, Климов 1991, Сидоров 1928. Н.Д. Конаков | |