Шувгей |
Наименование Ш. является производным от глагола шувгыны "шуметь, бушевать, свистеть, нестись с шумом". По своим свойствам Ш. ничем не отличается от ветра как природного явления, однако, воспринимается как враждебное человеку начало, исходящее из загробного мира. Ш. имеет вид вихря, иногда смерча; в таком виде он разбрасывает сено, скошенное в праздничный день (Ильин или Прокопьев день). По мнению удорских к.-з., это реакция дьявола (чукля) на нарушение запрета, в то время как Бог наказывает нарушителя громом и молнией. Однако, более опасен Ш. тем, что похищает людей. Человек, похищенный Ш., становится невидимым для внешнего наблюдателя и уносится в вихре. Похищенные Ш. люди оказываются в лесу, предполагается их передвижение в ветре, над верхушками деревьев. Потерпевшие, которых "бросил" Ш., падают в болото, в реку. Сами похищенные воспринимают Ш. по разному. Ребенку Ш. может увидеться как хоровод веселящихся детей, зовущих к себе; если ребенок протянет к ним хотя бы руку, то навсегда останется среди них, т. е. во власти Ш. О подмененных в бане детях на Удоре говорят, что их похитил Ш. (См. Вежöм). Ш. похищает детей, оставленных без присмотра на мосту, в овине, в хлеве, в голбце, т.е. из так называемых рубежных с иным миром локусов, а также проклятых матерями детей. Ш. может иметь облик умершего родственника: женщина накануне похищения говорит о своих встречах с умершим мужем; похищенный Ш. ребенок рассказывает, что катался на лошади с умершим крестным. Мужчинам-охотникам на лесном угодье Ш. является в облике девушек, зовущих к себе. Ш. может быть невидимым, в таком случае охотник слышит зовущие его голоса, стук в дверь или в окно. Похищенный Ш. может спастись, если не потеряет разума и будет читать молитвы или просто повторять: " Господи, благослови!". Наиболее действенной считается молитва "Да воскреснет Бог". Наиболее действенным из оберегов от Ш. считаются: шелковая нить, повязанная вокруг талии, а также кристаллики сулемы, которые на Удоре называют еджыд из "белый камень" и носят в специальном мешочке на груди, рядом с нательным крестиком. В охотничьей избе в качестве оберега используется топор, положенный под полати или на порог. Топором следует окрестить любое предполагаемое явление Ш.; топором крест-накрест перерубают след унесенного Ш. человека. На Удоре считается, что любой пропавший в лесу человек похищен Ш. В доме похищенного собираются женщины во главе со старообрядческой (мирской) наставницей и отмаливают его все то время, пока продолжаются поиски. Моление прекращают при обнаружении пропавшего или его останков, или когда становится очевидной безнадежность поисков. Человек, бывший некоторое время под воздействием Ш. заболевает эпилепсией, полностью теряет разум или же долгое время страдает заиканием. Ш. может "надуть" болезнь на нарушителя ритуальных предписаний, считается, что "сколько в праздник наработаешь, столько и будешь болеть". Сходные представления о причинной взаимосвязи болезни с ветром имеются и у других этнографических групп коми. К-з. и к-п. называют судорогу вой тöв "северный ветер"; летские коми считают болезнь поясницы тöл йыл вайöма "принесенной ветром". Ср. удм. Тöл пери шуккем "паралич", букв. "удар духа (пери) ветра". Ближайшими аналогами образу Ш. являются такие персонажи народной демонологии как сивныр (вв.), тöлныр (лл.), лешакъяс (нв.), вихор (Шурышкары), шувгун (печ.), в той или иной степени открывающие мифологему похищающего ветра. Лит.: Лимеров 1995, он же 1992. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |