ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
 
 

Шыр


 
 

мышь

Популярный персонаж к.-з. фольклора. В наиболее архаичных сюжетах к.-з. сказок Ш. — трикстер, заманивающий и поедающий изнутри более крупных животных: белку, горностая, выдру, зайца, лису, волка, оленя, медведя. В ряде сюжетов Ш. убивает старика Аральö (Араль, Арöй, Арöй-дрöй), образ которого сближается с хтоническим образом медведя-хозяина леса (лесной избушки). Араль < к.-з. арзыны "кричать, вопить, реветь". Ш., как образ малой силы (хитрости), в сказочном фольклоре часто противопоставляется медведю, образу большой (грубой) силы.

В быличках Ш. чаще всего представляется вестником иного мира, вестником смерти, болезни или одной из ипостасей души (лов, орт, урöс). Образ Ш. достаточно жестко связан с низом: в легендах о Стефане Пермском Ш. убегает из-под корней срубленной "прокудливой березы" наряду с ящерицами, змеями и насекомыми; в ряде сказочных сюжетов Ш., поселившись в корнях черемухи, сушит её и мешает плодовитости так же, как лягушка осушает колодец, в котором живет.

Ш., по представлениям к.-з. связан с пеж (ритуальной, магической нечистотой). Охотничья собака, съевшая зын Ш. "вонючую <ядовитую> мышь" считается испорченной. При попадании Ш. в крынку, сковородку и т.д., посуду выбрасывали вместе с содержимым, т.к. она становится пеж. Пеж связана прежде всего с родильной и сексуальной нечистотой. "Ш. в кадке с медом", "Ш. в колодце" — образы соития, "Ш. в сухую кадку упала" — эвфемизм, означающий зачатие, беременность. Образ жизни Ш. (земля, норка) и подвижный характер ("живчик") в реальности предопределили трактовку этого персонажа в представлениях к.-з. как хтонического и эротического образа. Таким образом, Ш. — представляется не только ипостасью души, но и фаллическим образом.

Хтоничность, связь с плодородием, плодовитостью и сексуальной силой природы предопределяют магические свойства Ш. в традиционной медицине к.-з. и к.-п. Её кровь использовалась в лечении пупочных грыж новорожденных, дымом от сжигаемого мышиного гнезда окуривали рожениц, порошком от костей лечили трахому, пометом — желтуху и отравления.

В народных приметах Ш. может определять погоду на сезон, предвещать урожайность, уровень половодья, засушливый или дождливый характер лета, отводить молнии.

Лит.: Доронин 1938, Доронин 1948, Микушев 1980, Рочев 1984, он же 1988, Плюснин, Уляшев 1990, ПМ ИИ.

О.И. Уляшев

Вверх
       Шева
       Шишига
       Шомвуква
       Шондi
       Шуа
       Шувгей
       Шуд
       Шурма
       Шурыд морт
       Шыпича
       Шыр

 
 

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.