Шыр |
Популярный персонаж к.-з. фольклора. В наиболее архаичных сюжетах к.-з. сказок Ш. — трикстер, заманивающий и поедающий изнутри более крупных животных: белку, горностая, выдру, зайца, лису, волка, оленя, медведя. В ряде сюжетов Ш. убивает старика Аральö (Араль, Арöй, Арöй-дрöй), образ которого сближается с хтоническим образом медведя-хозяина леса (лесной избушки). Араль < к.-з. арзыны "кричать, вопить, реветь". Ш., как образ малой силы (хитрости), в сказочном фольклоре часто противопоставляется медведю, образу большой (грубой) силы. В быличках Ш. чаще всего представляется вестником иного мира, вестником смерти, болезни или одной из ипостасей души (лов, орт, урöс). Образ Ш. достаточно жестко связан с низом: в легендах о Стефане Пермском Ш. убегает из-под корней срубленной "прокудливой березы" наряду с ящерицами, змеями и насекомыми; в ряде сказочных сюжетов Ш., поселившись в корнях черемухи, сушит её и мешает плодовитости так же, как лягушка осушает колодец, в котором живет. Ш., по представлениям к.-з. связан с пеж (ритуальной, магической нечистотой). Охотничья собака, съевшая зын Ш. "вонючую <ядовитую> мышь" считается испорченной. При попадании Ш. в крынку, сковородку и т.д., посуду выбрасывали вместе с содержимым, т.к. она становится пеж. Пеж связана прежде всего с родильной и сексуальной нечистотой. "Ш. в кадке с медом", "Ш. в колодце" — образы соития, "Ш. в сухую кадку упала" — эвфемизм, означающий зачатие, беременность. Образ жизни Ш. (земля, норка) и подвижный характер ("живчик") в реальности предопределили трактовку этого персонажа в представлениях к.-з. как хтонического и эротического образа. Таким образом, Ш. — представляется не только ипостасью души, но и фаллическим образом. Хтоничность, связь с плодородием, плодовитостью и сексуальной силой природы предопределяют магические свойства Ш. в традиционной медицине к.-з. и к.-п. Её кровь использовалась в лечении пупочных грыж новорожденных, дымом от сжигаемого мышиного гнезда окуривали рожениц, порошком от костей лечили трахому, пометом — желтуху и отравления. В народных приметах Ш. может определять погоду на сезон, предвещать урожайность, уровень половодья, засушливый или дождливый характер лета, отводить молнии. Лит.: Доронин 1938, Доронин 1948, Микушев 1980, Рочев 1984, он же 1988, Плюснин, Уляшев 1990, ПМ ИИ. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |