Шуд |
Ш., как состояние, противопоставлено шог "горе" и сопоставимо с нимкодь "радость", букв. "как <обладание> именем" и майбыр "блаженство". Счастливый человек у к. называется шуда "имеющий Ш.", несчастный — шудтöм "не имеющий Ш.". Таким образом, Ш. проявляется как некое качество, изначально неприсущее или присущее каждому в разной степени. Существуют представления о том, что Ш. человек наделяется со вступлением в зрелость, до этого же не обладает индивидуальным Ш., а пользуется родовым Ш.. Причём, этим качеством, являющимся некой субстанцией, можно наделить или лишить человека, на что указывает ряд запретов, связанных с приобретением или отдачей Ш. Например, у вв. и уд. к.-з. не разрешается пришивать пуговицы, не сняв одежды с себя: шудтö вуран "Ш. пришьёшь<к рубашке>". Перебегать, переходить дорогу идущему также запрещается, т.к. это связывается с кражей Ш.: вв. туйсö вожмалiс — шудсö мырддис "дорогу перешёл — счастье отобрал", уд. шудсö гуис "счастье украл". Согласно воззрениям к., нельзя брать деньги или вещи у человека, отправляющегося в дорогу, у участника обряда (особенно невесты), т.к. вместе с вещью они могут подарить свой Ш. Достаточно часто Ш. наделяется способностью самостоятельного волепроявления, так, Ш. может приходить, уходить от человека корыстолюбивого, недоброго, излишне азартного. Шудыс эновтöма "Счастье покинуло <его>" — синонимично выражению шудыс бырöма "Счастье иссякло". У иж. вв. к.-з. Ш. часто приобретает зримые формы, контаминируя с одной из ипостасей человеческой души — орт (или урöс), появляющейся владельцу перед его смертью или опережающий счастливого человека, о котором говорят шудыс водзас ветлö "счастье впереди него ходит", вв. шуда мортлöн ортыс водзас ветлö "у счастливого человека орт впереди ходит". Впрочем, антропо- или зооморфные образы Ш. достаточно редки и локализованы большей частью на верхней Вычегде, Ижме и Кольском по-ве. Любопытны параллели к.-з. представлений о родовом счастье — шуда рöд "счастливый род", шудтöм рöд "несчастливый род" с удм. воршуд "род: божество-покровитель рода" и с к.-п. образами чуд "предки, духи-покровители", представляющимися контаминацией образа мифического народа чудь с образами низшей демонологии, локальных духов (домовой, банник и т.д.). Считалось, что каждый дом обладает собственным Ш.: при переходе в новый дом Ш. переносили с землёй, взятой из голбца старого (родительского) дома, в новый дом; Ш. родного дома принято было также брать с собой в дорогу: Шуда олöм вылö гöбöч му босьтлiсны "На счастливую жизнь из голбца землю брали". Ш., в представлениях к.-з. и к.-п., связывается с идеями счастья, судьбы, удачи, успеха, хранителя рода, а в фольклоре и воззрениях коми осмысливается на уровне отвлечённой идеи, качества, субстанции, зримых образов. (См. также Му шуд.) Лит.: Лимеров 1995, Налимов 1907, Первухин 1888, Смирнов 1809, Старцев 1929. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |