Шыпича |
Ш. жил у устья р. Сысола, там где позже возник г.Усть-Сысольск (совр. г.Сыктывкар). По одной версии, он всю жизнь провёл в борьбе с новгородскими ватагами, грабившими местных жителей. По другой версии, Ш. был по происхождению русским, в молодости вместе с товарищами бродил по Руси, занимаясь грабежами богатых людей. Состарившись, он вместе с награбленным богатством укрылся в Коми крае. По этой версии, Ш. защищал лишь свою жизнь и награбленное от своих бывших товарищей. Подобно другим могучим колдунам, Ш. мог повелевать стихиями. Ему был послушен ветер. Ш. умел путешествовать под водой, передвигаясь на сотни километров. Нырнув в колодец, он на значительном расстоянии от него выходил из обрыва реки. Дома у Ш. постоянно находился чан или кадка, доверху наполненные водой. При нападении врагов он с головой погружался в воду и скрывался от них. Или же, узнав о приближении к его дому лодки с разбойниками, Ш. залезал в чан и, насколько он погружался в воду, настолько уходила под воду лодка его врагов. По воле Ш. могли даже менять течение реки. Подчинялись ему и лесные духи, которые загоняли в его ловушки любую добычу. В легендах о Ш. основой сюжета является описание его гибели в самых различных интерпретациях. На дом Ш. нападают русские разбойники. Он бросается к кадке с водой, но она оказывается пустой, поскольку вероломные слуги, завидовавшие могуществу Ш., намеренно не наполнили её. Враги хватают Ш. и долго его истязают, но он остаётся живым до тех пор, пока, устав от мучений, не даёт им совета разрезать ему пояс. Ш. после посещения любовницы возвращается домой. Его духи-помошники приносят весть о том, что утром будет нападение новгородцев, которые на лодке приближаются к дому Ш.. Ш. велит слугам наполнить чан водой, чтобы утром, погрузившись в него, восстановить свои силы, утраченные в любовных ласках, и затопить вражескую лодку, но, проснувшись, обнаруживает чан пустым. Новгородцы хватают Ш. и два дня пытаются убить на глазах его дочерей. Наконец, они, сжалившись над муками отца, дают совет разрезать ему пояс. Бывшие друзья-разбойники нападают на дом Ш. Он бросается к чану, но дочери наполнили его водой только наполовину, и Ш. не может скрыться. Тогда он бежит к р.Сысола, чтобы укрыться в ней, но спотыкается о веник, падает, и его убивают. После трёхдневного пребывания у любовницы Ш. налил в чашку воды, чтобы принести очистительную жертву для восстановления прежних сил, но в это время на него напали новгородцы. После произнесённых Ш. заклинаний из чашки хлынула вода и затопила его врагов, вначале по колено, потом по грудь и, наконец, по шею, но на большее сил у него не хватило.Новгородцы долго рубили Ш. саблями, но сумели убить только после того, как по его совету разрезали ему пояс. Во время нападения врагов Ш. забыл заговорить веник и собственные ягодицы. Узнав об этом, разбойники подожгли веник, а с его помощью — дом Ш. Его же самого убили, пронзив зад. Ш. жил долго, а перед смертью велел слугам вырыть яму, вошёл в неё вместе со своим семейством и подрубил столб, удерживавший сооружённую над ямой кровлю (контаминация с сюжетом легенд о чуди самопогребающейся). Согласно легендам, над могилой Ш. на берегу р.Сысола впоследствие был сооружён Троицкий собор. Некогда река, постоянно подмывающая этот берег, заставит собор рухнуть. Тогда Ш. встанет из гроба, а для всего к.-з. народа наступит счастливая жизнь. Лит.: Налимов 1903, он же 1925, Попов 1938, Рочев 1984, Сидоров 1928, Uotila 1989. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта |