ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

межэтнические контакты


 

Первопоселенцы Колвинской волости оказались в зоне мощного культурного влияния соседнего оседлого и полуоседлого населения - ижемских коми. Это влияние, по-видимому, проявляло себя как в форме культурных заимствований так и в межнациональных браках. Многие авторы справедливо обращали внимание на большую распространенность национально-смешанных браков в среде колвинских ненцев, отводя им определяющую роль в формировании отличительных особенностей культуры группы включая и оседлость (см. например Хомич, 1980; Коми-зыряне, 1993). Именно этот факт является основой для устоявшейся классификации колвинцев как этноконтактной группы. Следует, однако, заметить, что хотя коми-ненецкие браки действительно были весьма распространены в Колве (по данным Мамадышского в 1909 году 60% колвинских семей были смешанными, причем в большинстве из них коми по происхождению была жена (Мамадышский, 1910)), считать именно межнациональную брачность основным фактором, определившим как возникновение так и особенности этнографической группы, по-видимому, не совсем верно. Скорее в данном вопросе следует различать причины непосредственно определившее выделение колвинских ненцев как особой этнографической группы и условия протекания процесса группогенеза, закономерно отразившиеся на особенностях групповой культуры. Несомненно, что смешенные браки с коми и вообще коми влияние сильно повлияли на процесс формирования группы определив такие важные особенности ее культуры как язык, вид жилища, особенности экономического комплекса и т. д. (эти особенности будут подробно разобраны ниже). С другой стороны, вряд ли обоснованно бы было говорить, что первопоселенцы Колвы перешли на оседлость и таким образом начали формироваться как отдельная группа под влиянием смешанных браков. Хотя этнический состав семей ненецких первопоселенцев не указывается прямо в документах, встречается упоминание, что все их члены были новокрещеными (Отчет об обследовании, с. 1-2), что, по-видимому, исключает присутствие в них коми. Гораздо легче предположить, что оседание первопоселенцев вблизи новопостроенной церкви было связано, как уже упоминалось, с миссионерской деятельностью. Развитие же межнациональной брачности в этом случае справедливо бы было расценивать скорее как следствие перехода колвинских ненцев к оседлости и смены религии. Оба этих фактора несомненно способствовали с одной стороны сближению колвинских ненцев с коми, а с другой стороны известному ослаблению их связей с тундровыми ненцами, в том числе и в сфере выбора брачного партнера (браки с иноверцами, каковыми колвинцы вполне могли считать полуязыческих тундровых ненцев часто не практиковавших в середине 19-го века даже крещения детей, не одобрялись православной церковью). Несмотря на значительное количество официально крещенных Вениамином ненцев в том числе и в восточной части Большеземельской тундры, последовать проповеди до конца и сменить кочевой образ жизни на оседлый решились, судя по всему, немногие из них.

Кирилл Истомин 2001

Вверх
 
 этническая история
   колва-яран
   происхождение
   межэтнические контакты
   прирост населения
   поселения оседлых ненцев
   колвинские ненцы в XX в.

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.