ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

о термине колва-яран


 

Этнографическая группа колвинских ненцев локализуется (или по крайней мере локализовавшейся в конце 19 - начале 20-го века) в нижнем и среднем течении реки Колва, в пределах так называемой Колвинской волости. Эта этнографическая группа в начале 20-го века сильно отличалась от основной массы тундрового ненецкого населения прежде всего своим оседлым образом жизни и использованием ижемского диалекта коми языка в качестве разговорного. Начало процесса формирования данной группы восходит к первой половине 19-го столетия и является тесно связанным с процессом седентаризации. Ко второй половине этого столетия, с переходом населения Колвинской волости на коми язык, этот процесс завершается и колвинские ненцы начинают выступать как отдельная этнографическая группа отличная от ненецкого населения тундры по ряду культурных, лингвистических и экономических признаков. Тем не менее, вплоть до 30-х годов 20-го столетия население колвинской волости не утратило чувства единства с ненецким народом и четко отделяло себя от ижемских коми.

Оценить современное состояние данной этнографической группы представляется весьма сложной задачей прежде всего из-за путаницы, по-видимому возникшей в употреблении выражения колва яран (колвинский ненец) в обиходной речи населения большеземельской тундры и притундровой полосы и проникшей во второй половине 20-го столетия в научную литературу. По сообщениям ряда исследователей-этнографов посетивших регион Большеземельской тундры в последние годы (Отто Хабек (Habeck, 2000), Лаур Валликиви (Vallikivi, 2001)), современные ненцы употребляют слово яран (коми этноним для ненцев) для обозначения вообще всех лиц причесляемых ими к ненцам, но говорящих на коми языке как на родном вне зависимости от образа жизни и происхождения как их самих так и их предков. Тот факт, что комиязычность в настоящее время ширако распространена среди европейских ненцев был отмечен еще в начале 60-х годов Хомич. При этом, согласно утверждению Валликиви, яраны обычно противопоставляются выненця, т. е. Ненцам сохранившим приверженность ненецкому языку. При этом к термину яран иногда присовокупляется определение колва (колвинский). Материалы собранные автором настоящей работы подтверждают вышеуказанные наблюдения и проливают также некоторый свет на обстоятельства употребления определения колва вместе с термином яран. Так по сообщению одного из информаторов ненецкого происхождения опрошенным автором, колва яран в восточной части большеземельской тундры называют "говорящих по коми ненцев, котрые кочуют в районе реки Колва" (беседа с Т. Талеевой). Таким образом, данный термин, по-видимому, не является в современной речи ненецкого населения этой части тундры обозначением членов специфической этнографической группы, а просто указывает на территорию кочевания части комиязычного ненецкого населения. Данный факт подтверждается также наличием терминов кара яран и коротаика яран для обозначения комиязычных ненцев Югорского Шара и реки Каратайка соответственно. Отвечая на специальный вопрос автора, информатор подтвердил, что ни образ жизни самих лиц либо их предков ни наличие среди предков коми не являются определяющими при причислении к колва яран. По словам того же информатора, в западной части Большеземельской тундры термин употребляют несколько иначе: "В Красном всех ненцев, кто говорит по коми, могут назвать колва яран, хотя чаще говорят просто яран" (Беседа с Т. Талеевой).

Хотя автор к сожалению не производил лично опросов ненцев в западной части тундры, процитированные сообщения, если принять их на веру, могут служить основой для весьма правдоподобной гипотезы относительно судьбы термина колва яран в речи тундровых ненцев. По видимому, в не столь отдаленное от нас время (возможно во второй половине 20-го века), значение этого термина было существенно расширено путем переноса его на всех представителей быстро растущей группы комиязычных ненцев. Такой перенос кажется весьма логичным, поскольку комиязычность всегда была наиболее видимым признаком колвинских ненцев. Впоследствии в речи ненцев западной части тундры определение колва, потерявшее свой локализующий смысл, стало все чаще отбрасываться породив наиболее широко бытующий в настоящее время термин яран (хотя процесс сокращения термина по-видимому до сих пор завершился не полностью). В речи жителей восточной части тундры определение сохранилось, но потеряло культурно дифференцирующий признак. Показателем этого является появление терминов-калек кара яран и коротаика яран.

Вне зависимости от того, является ли приведенная гипотеза правильной, нам приходится прийти к выводу что по крайне мере часть лиц называемых или даже называющих себя в настоящее время колва яран скорее всего не имеют отношение к рассматриваемой этнографической группе. К сожалению, этот факт явно недоучитывается в части литературы посвященной этнической обстановке в северных районах современной Республики Коми и Болшеземельской тундре. В частности Л. В. Хомич в одной из своих статей (Хомич, 1980) после краткого обзора происхождения этнографической группы колвинских ненцев (в котором особое значение предается ею смешанным бракам с коми) утверждает, что в настоящее время колвинцы широко расселены в поселках Харута, Хорей-вер и Красное. В то же время, Отто Хабек посетивший Харуту и Хорей вер в последние годы утверждает, что практически все население этих поселков не только отрицает свою генетическую связь с Колвинской волостью но часто и свою связь с ненецким народом. Например в поселке Харута ему удалось найти только одного информатора, сообщившего что его предки могли быть из Колвы. Те же ненцы, которые действительно проживают в обоих поселках ведут свой род от тундровых ненцев, хотя и пользуются в разговорной речи коми языком (О. Хабек, устное сообщение). По-видимому именно этот факт вкупе с тем, что оба поселка расположены в бассейне Колвы позволил информаторам Хомич отнести их население к колва яран, термин принятый исследователем за название этнографической группы. Терминологическую путаницу еще больше усиливает употребление термина "колвинцы" по отношению ко всем ненцам говорящим по коми или имеющим смешанное коми-ненецкое происхождение в ряде трудов по лингвистике и фольклору. В этих статьях колвинцы обнаруживаются даже за Уралом.

Термин "колвинские ненцы" предлагается употреблять исключительно по отношению к оседлому и полукочевому населению бывшей колвинской волости причисляющему себя к ненецкому народу. Таким образом, в центр определения ставится прежде всего образ жизни (оседлый или полуоседлый) и комплекс традиционной экономики (наличие ограниченного земледелия и разведение крупного рогатого скота) а не комиязычность. По мнению автора, подчеркивание именно этих элементов гораздо больше соответствует сложившемуся понятию "этнографическая группа" и позволяет ликвидировать описанную выше терминологическую путаницу. Ко всему прочему, исследование культуры именно группы охватываемой этим определением представляется наиболее важным в плане развития этнологической теории.

Кирилл Истомин 2001

Вверх
 
 этническая история
   колва-яран
   происхождение
   межэтнические контакты
   прирост населения
   поселения оседлых ненцев
   колвинские ненцы в XX в.

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.