ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Тень сна


 

В.Э. Шарапов © 1997

В коми сказках встречается фразеологизм "ВУДЖЕР ВÖТ", то есть "тень-сон". Словно следуя сказочному завету На тень сна не смотрите - попусту всё это..., в семьях у коми старались не придавать особого значения сновидческим реалиям. Но вовсе не потому, что сон пустой...

К снам относились очень осторожно, поскольку считалось, что даже рассказ о плохом сне может принести несчастье. По поверьям, ночное видение не покидает человека после сна, а преследует его, впоследствии, как тень. По традиционным представлениям, плохой сон нельзя рассказывать до полудня - иначе "тень-сон" обязательно тебя настигнет. Лишь заходящее солнце может унести с собой рассказ о дурном сне.

Хороший сон, предвещающий удачу, вообще нельзя рассказывать - иначе он не сбудется.

У коми дурной сон сравнивают с болезнью (ср.: коми слова "СУРКМУННЫ - быстро уснуть", "СУРГЫНЫ" - сон в тяжелом, болезненном состоянии" и общепермское "СУРЫМ - смерть"). Считается, что плохой сон должен выйти из человека, как болезнь выходит из тела при выздоровлении. У коми есть поговорка: "ВИРЫС ПЕТÖ И ВИСЬÖМЫД АЛИ ЛЁК ВÖТ ПЕТÖ"- кровь выходит - и болезнь и дурной сон выходят (печорские коми). У коми-пермяков говорят: "ОН ПЕТÖ, ВÖГ ПЕТÖ", что в буквальном переводе означает: "сон выходит, зло выходит".

Согласно поверьям, распространённым у коми повсеместно, плохой сон ни в коем случае нельзя держать в себе - "иначе несчастье неминуемо настигнет человека, даже по прошествии трех лет". Для снятия наваждения дурного сна надо обязательно рассказать этот сон у открытого огня или у текучей воды. Огонь уничтожает силу дурного сна, а вода уносит его по течению, и как бы возвращает зло в лоно иного мира. У вычегодских коми считается, что плохой сон надо рассказать обязательно у стоячей воды - у болота, озера или омута, которые в данном случае так же выступают метафорой границы с иным миром. По другим вариантам аналогичных поверий такой границей является голбец или пространство за печью в доме (вымские коми). По поверьям современных коми от плохого сна можно избавиться, если сразу после пробуждения посмотреть в окно или в зеркало (в этом случае наваждение дурного сна отводиться не словом, а взглядом).

Для предупреждения кошмарных сновидений у коми прибегали к традиционным оберегам от нечистой силы и сглаза: в край подушки втыкали иголку без ушка; укладывали под подушку нож; ложились спать с поясом, повязанным по голому телу. На Удоре для избавления от беспокойного сна, происхождение которого связывалось с действием нечистой силы, над больным произносили заговорную формулу следующего содержания:

 

Ангел мой, архангельск мой,

Пойдем спать со мной.

По правое плечо,

На ретивое сердце

Сон грядущий.

Тело на спокой,

Душа на спасенье.

 

С этой же целью у коми старообрядцев на Печоре перед отходом ко сну читали тексты молитв во спасение души, а после пробуждения исполняли духовные стихи:

 

Здорово, мада Земляöй,

Милöй Небесаöй,

Милöй вöр-пуöй, Милые лесные деревья,

Милöй вöр-бадьö,

Мада Печора-матушкаö,

Милöй рекаясöй, здоровоте.

Мада Югыд Шондiöй,

Милöй Тöлысьö, здоровоте.

Прöститöй менö, грешникöс,

И благослöвитöй менö,

Асывнас сувтi,

А гашкö рытсö

Ог нин аддзы.

 

Здравствуйте, родимая Земля,

Милые Небеса,

Милые лесные кустарники,

Родная Печора-матушка,

Милые речушки, здравствуйте.

Родное Восходящее Солнце,

Милый Месяц, здравствуйте.

Простите меня, грешника,

И благословите меня,

Утром пробудился,

А вечер может

И не суждено увидеть.

 

 

Образ птицы сна

Тень сна

Вещий сон

Христианские сюжеты в рассказах о сновидениях

Мотив встречи с усопшими

Толкование сновидческих примет

В.Э. Шарапов © 1997

В коми сказках встречается фразеологизм "ВУДЖЕР ВÖТ", то есть "тень-сон". Словно следуя сказочному завету "На тень сна не смотрите - попусту всё это...", в семьях у коми старались не придавать особого значения сновидческим реалиям. Но вовсе не потому, что сон "пустой"...

К снам относились очень осторожно, поскольку считалось, что даже рассказ о плохом сне может принести несчастье. По поверьям, ночное видение не покидает человека после сна, а преследует его, впоследствии, как тень. По традиционным представлениям, плохой сон нельзя рассказывать до полудня - иначе "тень-сон" обязательно тебя настигнет. Лишь заходящее солнце может унести с собой рассказ о дурном сне.

Хороший сон, предвещающий удачу, вообще нельзя рассказывать - иначе он не сбудется.

У коми дурной сон сравнивают с болезнью (ср.: коми слова "СУРКМУННЫ - быстро уснуть", "СУРГЫНЫ" - сон в тяжелом, болезненном состоянии" и общепермское "СУРЫМ - смерть"). Считается, что плохой сон должен выйти из человека, как болезнь выходит из тела при выздоровлении. У коми есть поговорка: "ВИРЫС ПЕТÖ И ВИСЬÖМЫД АЛИ ЛЁК ВÖТ ПЕТÖ"- кровь выходит - и болезнь и дурной сон выходят (печорские коми). У коми-пермяков говорят: "ОН ПЕТÖ, ВÖГ ПЕТÖ", что в буквальном переводе означает: "сон выходит, зло выходит".

Согласно поверьям, распространённым у коми повсеместно, плохой сон ни в коем случае нельзя держать в себе - "иначе несчастье неминуемо настигнет человека, даже по прошествии трех лет". Для снятия наваждения дурного сна надо обязательно рассказать этот сон у открытого огня или у текучей воды. Огонь уничтожает силу дурного сна, а вода уносит его по течению, и как бы возвращает зло в лоно иного мира. У вычегодских коми считается, что плохой сон надо рассказать обязательно у стоячей воды - у болота, озера или омута, которые в данном случае так же выступают метафорой границы с иным миром. По другим вариантам аналогичных поверий такой границей является голбец или пространство за печью в доме (вымские коми). По поверьям современных коми от плохого сна можно избавиться, если сразу после пробуждения посмотреть в окно или в зеркало (в этом случае наваждение дурного сна отводиться не словом, а взглядом).

Для предупреждения кошмарных сновидений у коми прибегали к традиционным оберегам от нечистой силы и сглаза: в край подушки втыкали иголку без ушка; укладывали под подушку нож; ложились спать с поясом, повязанным по голому телу. На Удоре для избавления от беспокойного сна, происхождение которого связывалось с действием нечистой силы, над больным произносили заговорную формулу следующего содержания:

 

Ангел мой, архангельск мой,

Пойдем спать со мной.

По правое плечо,

На ретивое сердце

Сон грядущий.

Тело на спокой,

Душа на спасенье.

 

С этой же целью у коми старообрядцев на Печоре перед отходом ко сну читали тексты молитв во спасение души, а после пробуждения исполняли духовные стихи:

 

Здорово, мада Земляöй,

Милöй Небесаöй,

Милöй вöр-пуöй, Милые лесные деревья,

Милöй вöр-бадьö,

Мада Печора-матушкаö,

Милöй рекаясöй, здоровоте.

Мада Югыд Шондiöй,

Милöй Тöлысьö, здоровоте.

Прöститöй менö, грешникöс,

И благослöвитöй менö,

Асывнас сувтi,

А гашкö рытсö

Ог нин аддзы.

 

Здравствуйте, родимая Земля,

Милые Небеса,

Милые лесные кустарники,

Родная Печора-матушка,

Милые речушки, здравствуйте.

Родное Восходящее Солнце,

Милый Месяц, здравствуйте.

Простите меня, грешника,

И благословите меня,

Утром пробудился,

А вечер может

И не суждено увидеть.

 

 

Образ птицы сна

Тень сна

Вещий сон

Христианские сюжеты в рассказах о сновидениях

Мотив встречи с усопшими

Толкование сновидческих примет

Изучение рассказывания сновидений

Литература и источники

 

 

 

Текст статьи опубликован в журнале АРТ(ЛАД), 1997.

Вверх
 
 Сказочная проза
       сказочная проза
       волшебные сказки
       бытовые сказки
       кумулятивные сказки
       литература и источники
 
 Несказочная проза
       несказочная проза
       легенды и предания
       былички
       литература и источники
 
 Эпос
       героический
       колдовской
 
 Малые жанры
       пословицы и поговорки
       поверья
       поверья о сновидениях
       загадки
       анекдоты
 
 Обрядовый фольклор
       свадебные причитания
       погребальные причитания
       рекрутские причитания
       заговоры
 
 Песенный фольклор
       Ижма и Печора
       Вымь и Удора
       Вычегда и Сысола
 
 Детский фольклор
       пестушки и колыбельные
       песни-сказки
       детский игровой фольклор
 
 Народная музыка
       истоки коми музыки
       музыкальные инструменты

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.