Тень сна |
В.Э. Шарапов © 1997 В коми сказках встречается фразеологизм "ВУДЖЕР ВÖТ", то есть "тень-сон". Словно следуя сказочному завету “На тень сна не смотрите - попусту всё это...”, в семьях у коми старались не придавать особого значения сновидческим реалиям. Но вовсе не потому, что сон “пустой”... К снам относились очень осторожно, поскольку считалось, что даже рассказ о плохом сне может принести несчастье. По поверьям, ночное видение не покидает человека после сна, а преследует его, впоследствии, как тень. По традиционным представлениям, плохой сон нельзя рассказывать до полудня - иначе "тень-сон" обязательно тебя настигнет. Лишь заходящее солнце может унести с собой рассказ о дурном сне. Хороший сон, предвещающий удачу, вообще нельзя рассказывать - иначе он не сбудется. У коми дурной сон сравнивают с болезнью (ср.: коми слова "СУРКМУННЫ - быстро уснуть", "СУРГЫНЫ" - сон в тяжелом, болезненном состоянии" и общепермское "СУРЫМ - смерть"). Считается, что плохой сон должен выйти из человека, как болезнь выходит из тела при выздоровлении. У коми есть поговорка: "ВИРЫС ПЕТÖ И ВИСЬÖМЫД АЛИ ЛЁК ВÖТ ПЕТÖ"- кровь выходит - и болезнь и дурной сон выходят (печорские коми). У коми-пермяков говорят: "ОН ПЕТÖ, ВÖГ ПЕТÖ", что в буквальном переводе означает: "сон выходит, зло выходит". Согласно поверьям, распространённым у коми повсеместно, плохой сон ни в коем случае нельзя держать в себе - "иначе несчастье неминуемо настигнет человека, даже по прошествии трех лет". Для снятия наваждения дурного сна надо обязательно рассказать этот сон у открытого огня или у текучей воды. Огонь уничтожает силу дурного сна, а вода уносит его по течению, и как бы возвращает зло в лоно иного мира. У вычегодских коми считается, что плохой сон надо рассказать обязательно у стоячей воды - у болота, озера или омута, которые в данном случае так же выступают метафорой границы с иным миром. По другим вариантам аналогичных поверий такой границей является голбец или пространство за печью в доме (вымские коми). По поверьям современных коми от плохого сна можно избавиться, если сразу после пробуждения посмотреть в окно или в зеркало (в этом случае наваждение дурного сна отводиться не словом, а взглядом). Для предупреждения кошмарных сновидений у коми прибегали к традиционным оберегам от нечистой силы и сглаза: в край подушки втыкали иголку без ушка; укладывали под подушку нож; ложились спать с поясом, повязанным по голому телу. На Удоре для избавления от беспокойного сна, происхождение которого связывалось с действием нечистой силы, над больным произносили заговорную формулу следующего содержания:
Ангел мой, архангельск мой, Пойдем спать со мной. По правое плечо, На ретивое сердце Сон грядущий. Тело на спокой, Душа на спасенье.
С этой же целью у коми старообрядцев на Печоре перед отходом ко сну читали тексты молитв во спасение души, а после пробуждения исполняли духовные стихи:
Здорово, мада Земляöй, Милöй Небесаöй, Милöй вöр-пуöй, Милые лесные деревья, Милöй вöр-бадьö, Мада Печора-матушкаö, Милöй рекаясöй, здоровоте. Мада Югыд Шондiöй, Милöй Тöлысьö, здоровоте. Прöститöй менö, грешникöс, И благослöвитöй менö, Асывнас сувтi, А гашкö рытсö Ог нин аддзы.
Здравствуйте, родимая Земля, Милые Небеса, Милые лесные кустарники, Родная Печора-матушка, Милые речушки, здравствуйте. Родное Восходящее Солнце, Милый Месяц, здравствуйте. Простите меня, грешника, И благословите меня, Утром пробудился, А вечер может И не суждено увидеть.
Христианские сюжеты в рассказах о сновидениях Толкование сновидческих примет В.Э. Шарапов © 1997 В коми сказках встречается фразеологизм "ВУДЖЕР ВÖТ", то есть "тень-сон". Словно следуя сказочному завету "На тень сна не смотрите - попусту всё это...", в семьях у коми старались не придавать особого значения сновидческим реалиям. Но вовсе не потому, что сон "пустой"... К снам относились очень осторожно, поскольку считалось, что даже рассказ о плохом сне может принести несчастье. По поверьям, ночное видение не покидает человека после сна, а преследует его, впоследствии, как тень. По традиционным представлениям, плохой сон нельзя рассказывать до полудня - иначе "тень-сон" обязательно тебя настигнет. Лишь заходящее солнце может унести с собой рассказ о дурном сне. Хороший сон, предвещающий удачу, вообще нельзя рассказывать - иначе он не сбудется. У коми дурной сон сравнивают с болезнью (ср.: коми слова "СУРКМУННЫ - быстро уснуть", "СУРГЫНЫ" - сон в тяжелом, болезненном состоянии" и общепермское "СУРЫМ - смерть"). Считается, что плохой сон должен выйти из человека, как болезнь выходит из тела при выздоровлении. У коми есть поговорка: "ВИРЫС ПЕТÖ И ВИСЬÖМЫД АЛИ ЛЁК ВÖТ ПЕТÖ"- кровь выходит - и болезнь и дурной сон выходят (печорские коми). У коми-пермяков говорят: "ОН ПЕТÖ, ВÖГ ПЕТÖ", что в буквальном переводе означает: "сон выходит, зло выходит". Согласно поверьям, распространённым у коми повсеместно, плохой сон ни в коем случае нельзя держать в себе - "иначе несчастье неминуемо настигнет человека, даже по прошествии трех лет". Для снятия наваждения дурного сна надо обязательно рассказать этот сон у открытого огня или у текучей воды. Огонь уничтожает силу дурного сна, а вода уносит его по течению, и как бы возвращает зло в лоно иного мира. У вычегодских коми считается, что плохой сон надо рассказать обязательно у стоячей воды - у болота, озера или омута, которые в данном случае так же выступают метафорой границы с иным миром. По другим вариантам аналогичных поверий такой границей является голбец или пространство за печью в доме (вымские коми). По поверьям современных коми от плохого сна можно избавиться, если сразу после пробуждения посмотреть в окно или в зеркало (в этом случае наваждение дурного сна отводиться не словом, а взглядом). Для предупреждения кошмарных сновидений у коми прибегали к традиционным оберегам от нечистой силы и сглаза: в край подушки втыкали иголку без ушка; укладывали под подушку нож; ложились спать с поясом, повязанным по голому телу. На Удоре для избавления от беспокойного сна, происхождение которого связывалось с действием нечистой силы, над больным произносили заговорную формулу следующего содержания:
Ангел мой, архангельск мой, Пойдем спать со мной. По правое плечо, На ретивое сердце Сон грядущий. Тело на спокой, Душа на спасенье.
С этой же целью у коми старообрядцев на Печоре перед отходом ко сну читали тексты молитв во спасение души, а после пробуждения исполняли духовные стихи:
Здорово, мада Земляöй, Милöй Небесаöй, Милöй вöр-пуöй, Милые лесные деревья, Милöй вöр-бадьö, Мада Печора-матушкаö, Милöй рекаясöй, здоровоте. Мада Югыд Шондiöй, Милöй Тöлысьö, здоровоте. Прöститöй менö, грешникöс, И благослöвитöй менö, Асывнас сувтi, А гашкö рытсö Ог нин аддзы.
Здравствуйте, родимая Земля, Милые Небеса, Милые лесные кустарники, Родная Печора-матушка, Милые речушки, здравствуйте. Родное Восходящее Солнце, Милый Месяц, здравствуйте. Простите меня, грешника, И благословите меня, Утром пробудился, А вечер может И не суждено увидеть.
Христианские сюжеты в рассказах о сновидениях Толкование сновидческих примет Изучение рассказывания сновидений
Текст статьи опубликован в журнале АРТ(ЛАД), 1997. |
|