ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

былички


 
 

О.И. Уляшев © 1999

В коми быличках человек соприкасается с существами мира иного, нечеловеческого. Основное отличие быличек от преданий и легенд состоит в том, что всё описываемое в них привязывается к относительно недавнему времени, героями которых являются расказчики и их современники: знакомые, родственники, представители предыдущего поколения, но всегда конкретные люди, хотя в быличках принято ссылаться на третье лицо. Чаще всего событию, про которое рассказывается в быличке, придаётся характер необъяснимой достоверности: “в мире должна существовать тайна, недоступная человеку”. Этим былички приближаются к мифам, особенно посвящённые встречам с представителями низшей мифологии: духами стихий (ветра, воды, огня, леса) и духами-хозяевами (водяными, лешими, домовыми, овинниками, банниками и т.д.). Иногда эти встречи происходят воочию, с видимыми существами, воплощающими духов, иногда с их осязаемыми или слышимыми проявлениями (каститчöм). Появление духов, как правило, связано с какими-либо нарушениями человеком запретов: вызывание приятеля, супруга во внеурочное время и в неположенном месте, приход в нечистое место во внеурочный час, нарушение промысловых, хозяйственных, бытовых запретов и т.д. Попытки практического, прагматического объяснения быличек или использование быличного стиля изложения в рассказах о смешных или странных случаях собственной жизни, приводят к появлению бывальщин и анекдотов. Многие быличные сюжеты и мотивы коми органично включаются в сказочные тексты, что является одной из характерных особенностей коми волшебных и новеллистических сказок.

Значительная часть быличек посвящена встречам охотников с лесными духами. Сюжеты самые разные. Охотник помогает вöрса (лешему), спасает его от водяного или угощает, леший за это начинает ему помогать в охоте сам или даёт свою собаку. Охотник вслух желает, чтобы кто-нибудь разделил с ним ужин, появляется прожорливый лесной дух, от которого охотник чудом спасается (сам или с помощью знахаря-старика, Николы-угодника). Охотник вспоминает на ночь жену, приходит лесная женщина в образе жены, в конце сезона, охотник избавляется от неё подплывая к деревне (церкви). Охотник не спрашивает разрешения у избушки или ели, устраиваясь под ней на ночлег, приходит лесной дух (проезжает лесная свадьба), прогоняет невежу. В дом к лешему можно попасть и случайно, в этом случае былички предписывают ничего у него не есть, не пить, чтобы не остаться у него слугой.

Считается, что более опасны встречи с водяным (васа), которого, в отличие от лесных духов, невозможно ни приручить, ни одолеть. Водяные утаскивают крупный скот под воду, женщин-водяных, расчёсывающих волосы, видят перед утопленником на месте трагедии. Водяной может наказать рыбаков, порвать им сети, проткнуть веслом или шестом за нарушение рыбацкой этики, неуважение к добыче или непомерную жадность. Встречаются сюжеты о конях и коровах водяных, которых можно приручить и взять себе, если обнести нательным крестом или положить на спину нательный крест.

Повсеместно распространены рассказы о духах, уносящих людей в виде вихря. Их у разных групп коми называют по разному: шувгей, сивныр, тöвныр (ветер), в некоторых местах считают, что людей в виде вихря уносит леший. “Унесённые ветром” (Лимеров 1998 а)б)) часто пропадают навсегда, иногда возвращаются в виде животных, которым можно вернуть человеческий облик, отмолив или надев на шею нательный крестик (перна), возвратившиеся в человеческом облике часто не помнят, что с ними произошло или рассказывают, что их позвали знакомые люди (хоровод женщин, крёстный и т.д.). Для унесённых недели проходят как один день, поэтому они рассказывают, что летали всего пару часов, после чего были выброшены в лес, на пустырь, в болото в десятках километров от села. Встречаются рассказы и о встречах заблудившихся путников с унесённым когда-то человеком (стариком, девушкой) в доме лесного хозяина.

Из-за отсутствия овинов, о встречах с овинником (рыныш айка) в наше время вспоминают только пожилые коми. Зато о появлении домовых, о их проделках записывается немало рассказов. Как и сто лет назад, дед традиционно “душит во сне”, наказывает нелюбимую скотину, появляется в виде старичка перед болезнью и т.д. В редких случаях коми рассказывают о том, что есть две разновидности домашних духов — олыся, олысь (жилец), дух-помощник хозяев, дух-защитник дома, и пемöс (животное), дух-животное, которое может пугать, давить, портить вещи. Иногда отдельно говорят и о бубыля или повзьöдчысь (пугающий), чуд, о духе-привидении или духе нечистых (старых, заброшенных, построенных на нечистом месте) домов. От пугающего духа пытаются избавиться всеми способами: обходят дом с огнём посолонь, косят пространство избы, окуривают можжевельником, ладаном, освящают. Если ничего не помогает, (даже в наши дни) покидают или продают дом. В домах ведунов и колдунов не живут пемöс.

Встретиться с банником (пывсян айка), по мнению коми, можно, если пойти в баню на четвёртый (третий) пар. Нарушитель запрета на четвёртый пар может не только услышать недовольные высказывания и шум в бане, но и увидеть банницу, моющую детей. Если же придти в баню в полночь на Святках, банник может научить играть на гармошке.

Считается, что эти существа могут подменять младенцев, подкладывая вместо них своих детей. Подменённые (вежöма), имея высокий рост, плохо развиваются, внешне уродливы, поэтому их рубят под корытом. После обряда (вор улын кералöм) духи возвращают настоящего ребёнка или вместо него под корытом оказывается осиновое полено (головёшка, веник). Имеются сюжеты о парне, на спор зашедшем в баню в полночь за камнем из каменки. Вместо камня парень хватает руку девушки, подменённой в младенчестве, которая просит принести ей одежду и нательный крестик. Былички подобного рода заканчиваются рассказом о счастливом браке парня с девушкой из бани. Нередко называется даже конкретная супружеская чета.

В основе старых и современных быличек коми о встречах с душами предков, привидениями, нечистой силой, духами болезней лежат представления о мире предков и об ином мире. Привидения (обычно в виде животных и птиц) урöс обычно появляются как вестники или образы смерти, болезни и несчастья, кыж или каститчöм появляются в нечистых местах. Души умерших, по представлениям коми, появляются в том случае, если на том свете испытывают недостаток в чём-то (хоронили с нарушением обряда, не положили что-то в могилу, не отдали участникам похорон что-либо из его вещей). Иногда душу притягивают незавершённые в земной жизни дела, особенно подкреплённые обращением к ней. Так, часто встречаются былички о муже, ночью, замучавшись с младенцем, вспоминающем покойную жену, которая появляется, кормит ребёнка грудью и исчезает; рассказывают и о приходе покойного мужа к жене, ночью вспомнившей совместную лёгкую жизнь.

Сюжеты быличек весьма разнообразны, они включают и достаточно крупный блок рассказов про колдунов, про случаи колдовства, которые широко распространены в среде коми и в настоящее время. Основой ряда сюжетов является спор двух колдунов, часто охотников или глав охотничей артели, иногда просто односельчан. Причиной спора называются: вражда родов, неуважение одного колдуна к другому, хвастовство удачей или магическими знаниями. В одной из быличек рассказывается как ведун проучил хвастливого охотника, сказавшего, что если он скажет слово, его сосед по избушке не поймает ни одной белки: ведун перевернул ему стельку, после чего соперник целый день кружил вокруг избушки, не в силах зайти в лес, а вечером попросил прощения. Известен сюжет о парне, который на посиделках похвастался, будто умеет больше присутствующего ведуна, а тот в ответ напустил на него туману и заставил обгрызать отверстие сортира.

Спор из-за девушки у коми часто выливался в состязание стороннего колдуна и ведуна, охраняющего свадьбу (свадьба пыкöд), поэтому очень много у коми встречается сюжетов о превращении свадебного поезда в стаю волков, о насылании медведя, о смерти одного из колдунов. Встречается ряд быличек о неожиданно появляющемся старике, который предсказывает судьбу строящегося дома (деревни), удачу или неудачу в охоте, пожар, урожай-неурожай, и так же неожиданно исчезает. Распространены рассказы о вставании или приходе колдуна-покойника, которого похоронили без должных предосторожностей или к предостережению которого не прислушались. Такой колдун, как правило, пытается съесть ослушников. Его жертвы спасаются на печи с помощью хлебной лопаты, кирпича из устья печи или чудесных помощников (старика-ведуна, святых и т.д.). В некоторых быличках рассказывается о приходе души (орт) колдуна, ушедшего умирать в чужие края: колдун заранее предупреждает о своём приходе после смерти, родственники не видят, но слышат, как орт колдуна приходит, пьёт воду и уходит. Былички о колдунах вместе с преданиями о паме (верховном жреце пермян), тунах (великих колдунах) и тöдысь (наиболее известных местных ведунах) составляют огромный пласт колдовского эпоса коми.

Литература:

Кандинский В.В. 1889. Из материалов по этнографии сысольских и вычегодских зырян: Национальные божества // ЭО. — Кн. III.

Лимеров П.Ф. 1995. Мифологема судьбы в контексте представлений о загробном существовании у коми // Европейский Север: Взаимодействие культур в древности и средневековье. — Сыктывкар.

Лимеров П.Ф. 1998 а). Коми несказочная проза. Сыктывкар. Изд-во СГУ.

Лимеров П.Ф. 1998 б). Мифология загробного мира. — Сыктывкар.

Лимеров П.Ф. 1995. Образ ветра в мифологических представлениях удорских коми // Вестник удмуртского университета. — Ижевск. — №5. — С.81-88.

Налимов В.П.1903 а). “Мор” и “Икота” у зырян // ЭО. — № 3.

Налимов В.П. 1903 в). Некоторые черты из языческого миросозерцания зырян // ЭО. — № 2.

Налимов В.П. 1907. Загробный мир по верованиям зырян // ЭО. — № 1-2.

Налимов В.П. Материалы по этнографии зырян и пермяков // Архив Финно-угорского Общества. — Хельсинки. — Suomalais-Ugrilainen Seura.

Плосков И.А. 1988. Волшебные сказки и былички и их общие персонажи // ТИЯЛИ КФАН СССР. — Вып. 45: Жанровое развитие коми фольклора и литературы на современном этапе. — Сыктывкар. — С. 51-61.

Попов И. 1859. Очертания зырянской демонологии // ВоГВ. — № 6.

Рочев Ю.Г. 1972. Жанры несказочной прозы коми фольклора // НА КНЦ УрО РАН. — Ф. 5. — Оп. 2. — Д. 356.

Рочев Ю.Г. 1984. (Состав.) Коми легенды и предания. — Сыктывкар.

Рочев Ю.Г. 1985 а) Традиционные представления коми об орте и их трансформация в современности // ТИЯЛИ КФАН СССР. — Сыктывкар. — Вып. 37: Традиция и современность в культуре сельского населения Коми АССР.

Сорокин П.А. 1917. К вопросу о первобытных верованиях зырян // ИВОИСК. Вологда. — Вып. IV.

Fokos-Fuchs D.R. 1951. Volksdichtung der Komi ( Syrjanen). — Budapest.

Holmberg U. 1913. Die Wassergottenheiten der finnisch-ugrischen Volker // Suomalais-ugrieschen seran toimitaska. — Helsinki. — T. 32.

Вверх
 
 Сказочная проза
       сказочная проза
       волшебные сказки
       бытовые сказки
       кумулятивные сказки
       литература и источники
 
 Несказочная проза
       несказочная проза
       легенды и предания
       былички
       литература и источники
 
 Эпос
       героический
       колдовской
 
 Малые жанры
       пословицы и поговорки
       поверья
       поверья о сновидениях
       загадки
       анекдоты
 
 Обрядовый фольклор
       свадебные причитания
       погребальные причитания
       рекрутские причитания
       заговоры
 
 Песенный фольклор
       Ижма и Печора
       Вымь и Удора
       Вычегда и Сысола
 
 Детский фольклор
       пестушки и колыбельные
       песни-сказки
       детский игровой фольклор
 
 Народная музыка
       истоки коми музыки
       музыкальные инструменты

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.