ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

несказочная проза


 
 

О.И. Уляшев © 1999

Устная проза коми представлена многочисленными и разнообразными жанрами несказочной прозы. Мифология коми творение мира связывает с братьями-создателями, Еном и Омöлем (Кулем), двумя противоборствующими силами. Образы высшей мифологии и мифологические сюжеты коми близки к таковым у других финно-угорских народов. У коми-зырян Ен и Омöль рождаются из яиц Матери-утки (Чöж) или встречаются в виде лебедя и гагары (голубей, лягушек), достают со дна Первозданного Океана землю и начинают на ней творить. У коми-пермяков земля рождается из облака, из испражнений божьего коня, из сора, нанесённого ветром. На земле сама собой вырастает тайга (парма), в которой появляется всё живое. С конца XIX в. до наших дней собрано и опубликовано множество мифов о создании неба и земли, ветра и огня, разного рода рыб, птиц, животных, человека, музыкальных инструментов и т.д.

В какой-то мере, на мифологические (космогонические) тексты опираются и современные былички коми, в которых человек соприкасается с миром иным, нечеловеческим, с представителями низшей мифологии: водяными, лешими, домовыми, овинниками, с душами предков, привидениями и т.д. До сих пор сохраняются и рассказываются былички о колдунах, которые наряду с преданиямио колдунах составляют колдовской эпос.

Героями коми преданий, кроме колдунов, являются местные силачи, отличавшиеся выносливостью и силой, с большой скоростью ходившие на лыжах, метко стрелявшие и бывшие удачливыми на охоте. Часто эти качества связывали с магической силой, с наличием чудесных помощников: лесных духов, предков, предметов. Коми туны (колдуны) умели заговаривать деревья, огонь и воду, ходить под водой, вызывали дожди и наводнения (Мелейка), перекидывали людей, дома, вещи на большие расстояния (Педöр öлексан, Петыр Епим, Старик из Шошки). С именами героев преданий связаны рассказы о происхождении родов и семей, истории возникновения сёл, названий урочищ, нередко встречаются и более древние пласты, мифологические. Например, в преданиях о некоторых богатырях-колдунах с их деяниями связывают происхождение гор и рек (чудские богатыри), видов хозяйственной деятельности: хлебопашества, кузнечного ремесла и т.д. (Кудым-Ош, Кöрт Айка). Устные повествования подобного рода, пожалуй, лучше других сохранились до нашего времени, и по частоте рассказывания, и по детальности изложения они превосходят даже более изученные и более издаваемые сказочные тексты.

Распространены у коми, но ещё мало изучены фольклористами такие жанры устной несказочной прозы, как рассказы о житейских ситуациях (бывальщины), пересказы снов, анекдоты, в которых нередко душа народа, его представления, чаяния, отношение к миру проявляется намного ярче, чем в самой замысловатой сказке или в лиричнейшей из песен. Особое место среди них занимают рассказы о сновидениях. Сновидения чаще всего включают в разряд малых жанров фольклора, как приметы. Однако, “сонники” представляют собой лишь толкования отдельных символов, вырванных из контекста. Иногда сновидения рассматривают как религиозный феномен (сны о встрече с покойниками, предками, божественными и демоническими силами и т.д.). Учитывая повествовательный характер подобных текстов, мы включили их в раздел устной несказочной прозы.

Вверх
 
 Сказочная проза
       сказочная проза
       волшебные сказки
       бытовые сказки
       кумулятивные сказки
       литература и источники
 
 Несказочная проза
       несказочная проза
       легенды и предания
       былички
       литература и источники
 
 Эпос
       героический
       колдовской
 
 Малые жанры
       пословицы и поговорки
       поверья
       поверья о сновидениях
       загадки
       анекдоты
 
 Обрядовый фольклор
       свадебные причитания
       погребальные причитания
       рекрутские причитания
       заговоры
 
 Песенный фольклор
       Ижма и Печора
       Вымь и Удора
       Вычегда и Сысола
 
 Детский фольклор
       пестушки и колыбельные
       песни-сказки
       детский игровой фольклор
 
 Народная музыка
       истоки коми музыки
       музыкальные инструменты

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.