сказочная проза |
О.И. Уляшев © 2000 Коми сказки, особенно волшебные и новеллистические, отличаются замысловатостью и многослойностью сюжетов. В коми языке словом мойд (сказка) обозначают не только сказку, но и вообще фантастические рассказы (о встрече с лесными, водяными, домашними и другими духами), поэтому любопытной особенностью многих сказок коми является близость к несказочной поэзии, особенно к быличкам. Сказка "Шомвуква", близкая к эпическим песням о юноше-мстителе, содержит элементы колдовского эпоса и быличек про лесных и водяных духов. Быличное начало (например, сожительство женщины с водяным или лешим; состязание двух колдунов; вызывание охотником лешего) может предшествовать волшебному или новеллистическому повествованию. От женщины и духа, например, рождается чудесный сын-богатырь; охотник, приручив лешего, приобретает себе помощника и сватается к царевне и т.д. Иногда сказка неожиданно заканчивается совершенно несказочно. Так мальчика-колдуна, героя одной из сказок, сжигают в печи, как быличного колдуна. Достаточно сложно распределить коми сказки по традиционно принятым типам: волшебные, бытовые и о животных. Такое деление и само по себе произвольно, поскольку исходит из разных классификационных признаков, а для коми сказки, которая во многом сближается с эпическими и несказочными жанрами, — тем более. К примеру, сказка о Майдане-поповиче начинается с быличного мотива "сожительство попа и медведя", после чего идёт бытовой сюжет о попе и его работнике-сыне, запрягающем медведей вместо лошадей, а завершается сказка богатырским сюжетом: Майдан вместе с двумя богатырями добывает невест в подземном мире у маленького старика-богатыря. Волшебство вообще присуще сказкам любого типа: разговаривающие животные не менее волшебны, чем скатерть-самобранка, меч-самосек или золотое блюдечко с наливным яблочком. В бытовых сказках нередко речь идёт о волшебных предметах, отобранных у героя-бедняка братом, царём или кабатчиком. Сказки о животных выделены по основным персонажам, а значит остальные сказки нужно выделять так же по этому признаку, скажем: сказки о герое-змееборце, о купце и т.д. Учитывая всё это, мы подразделяем сказки по характерным признакам, организующим текст, на волшебные (сюжет формируется в основном за счёт волшебных превращений и действия волшебных предметов), новеллистические (сюжет формируется на повествовании авантюрного характера, на приключениях), кумулятивные (сюжет организуется в основном за счёт цепевидного накопления повторяющихся действий, формул и т.д.) Традиции сказывания у коми сохранялись до 1940-х гг., пока были ещё живы традиции посиделок и артельной охоты. Во время посиделок сказками заполняли промежутки между играми, танцами и пением, а в охотничьи артели принято было брать сказочника, который вечерами развлекал сказками охотников, не только рассказывая, но и разыгрывая в ролях. Причём рассказывал он часами, то есть до тех пор, пока не засыпал последний из слушателей. Начиная с 1960-ых гг. фольклористам всё реже удаётся записывать сказки. Во всё больше ускоряющийся ритм жизни неторопливый сказочный ритм уже не вписывается. Поэтому последние три десятилетия сказочный фонд пополнялся больше небольшими сказками для детей, чаще о животных, да изредка попадались кумулятивные (цепевидные) песни-сказки, исполняющиеся в качестве колыбельных песен. |
|