ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
  
 

Вещий сон


 

В.Э. Шарапов © 1997

Для фольклора коми характерен мотив вещего сна - "ИНА ВÖТ" (букв. cон, нашедший место) или "ИМИТЫСЬ ВÖТ" (букв. сбывающийся сон). В сказках вещий сон, как правило, выступает зачином, предопределяющим разворачивание всего последующего сюжета, либо предупреждением, как бы программирующим действия и путь сказочного героя (см. cказки: "Шомвуква", "Тимовей", "12 Иванов" и др.). По поверьям, вещий сон можно увидеть в ночь с четверга на пятницу, в ночь на воскресенье, а так же в первую ночь в новом доме - "какой будет этот сон - такая и жизнь будет в новом доме".

Наиболее благоприятным временем для вещего сна считался святочный период, который в рамках традиционного мировоззрения можно определить как "пространство-время пограничное с иным миром". Не случайно именно к этому периоду приурочивались различные гадания. В традиционной культуре коми существовали достаточно разнообразные приемы вызывания вещего сна. Для того, чтобы увидеть во сне своего суженого, девушки совершали следующие действия:

- завязывали в рукав черного таракана - лапотника так, чтобы он свободного мог ходить в нем;

- клали в коробку пять тараканов и привязывали ее на ночь к большому пальцу правой ноги;

- под подушку в изголовье клали нож, гребенку или свое белье;

- запирали сундук, ведро с водой или колодец на замок, а ключ прятали под подушку;

- обливали у трех дверей скобы, каждый раз приговаривая трижды: "лью-полью у суженого глаза залью, приходи жаловаться";

- ложась спать, съедали по ложке или по наперстку соли и муки и столько же выпивали воды. После этого кладут под изголовье колодец из лучинок с восковым ведром. При этом приговаривали: "суженный - ряженный приходи ко мне воду черпать, приноси мне пить".(10)

- ставили под кровать два пустых ведра, скрепленных амбарным замком;

- за ужином последний кусочек хлеба тайком доставали из рта и прятали за сарафан под сердце, а перед сном говорили: "суженый-ряженый, приснись..."

(В. М. К., г.р. 1930, с. Визинга, Прилузский р-н);

Считалось, что девушке, увидевшей во сне желанного избранника, надо встать, умыться и произнести заговор:

"Как я, раба Божья... без этого сну не могу жить - ни быть, как мне этот сон на свете всех милее, так пусть раб Божий ... будет моим. Слова мои крепки, лепки отныне да вовек. Аминь" (прилузские коми).

Этнографические и фольклорные материалы свидетельствуют о некоторых универсальных принципах в интерпретации сновидений и традиционных для коми вариантов гаданий. В современной этнографической литературе методы ритуального контроля над снами у коми, как правило, соотносятся с традиционной мантикой.(11) В ряде случаев приемы вызывания вещего сна составляли лишь определенный этап в ритуалах гадания. Так, например, у коми-пермяков к вещим снам обращались в ходе проведения ритуала "черöшлöн-кöртлöн" с целью определения причины болезни или порчи : "...тöдысь кладёт в тряпицу щепотку соли или хмеля, кусочек свечи и спичку. Всем этим обводит три раза "по солнцу" больное место на теле у человека, а затем завязывает тряпицу и помещает в красный угол под иконы на трое суток. В этот период больной старался запомнить сны, которые должны были подсказать причину болезни. По истечении трёх дней больной снова шел к знахарю и тот проводил "подвешивание топора"(12)

 

 

Образ птицы сна

Тень сна

Вещий сон

Христианские сюжеты в рассказах о сновидениях

Мотив встречи с усопшими

Толкование сновидческих примет

Изучение рассказывания сновидений

Литература и источники

 

 

 

Текст статьи опубликован в журнале АРТ(ЛАД), 1997.

Вверх
 
 Сказочная проза
       сказочная проза
       волшебные сказки
       бытовые сказки
       кумулятивные сказки
       литература и источники
 
 Несказочная проза
       несказочная проза
       легенды и предания
       былички
       литература и источники
 
 Эпос
       героический
       колдовской
 
 Малые жанры
       пословицы и поговорки
       поверья
       поверья о сновидениях
       загадки
       анекдоты
 
 Обрядовый фольклор
       свадебные причитания
       погребальные причитания
       рекрутские причитания
       заговоры
 
 Песенный фольклор
       Ижма и Печора
       Вымь и Удора
       Вычегда и Сысола
 
 Детский фольклор
       пестушки и колыбельные
       песни-сказки
       детский игровой фольклор
 
 Народная музыка
       истоки коми музыки
       музыкальные инструменты

 
  

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.