Вещий сон |
В.Э. Шарапов © 1997 Для фольклора коми характерен мотив вещего сна - "ИНА ВÖТ" (букв. cон, нашедший место) или "ИМИТЫСЬ ВÖТ" (букв. сбывающийся сон). В сказках вещий сон, как правило, выступает зачином, предопределяющим разворачивание всего последующего сюжета, либо предупреждением, как бы программирующим действия и путь сказочного героя (см. cказки: "Шомвуква", "Тимовей", "12 Иванов" и др.). По поверьям, вещий сон можно увидеть в ночь с четверга на пятницу, в ночь на воскресенье, а так же в первую ночь в новом доме - "какой будет этот сон - такая и жизнь будет в новом доме". Наиболее благоприятным временем для вещего сна считался святочный период, который в рамках традиционного мировоззрения можно определить как "пространство-время пограничное с иным миром". Не случайно именно к этому периоду приурочивались различные гадания. В традиционной культуре коми существовали достаточно разнообразные приемы вызывания вещего сна. Для того, чтобы увидеть во сне своего суженого, девушки совершали следующие действия: - завязывали в рукав черного таракана - лапотника так, чтобы он свободного мог ходить в нем; - клали в коробку пять тараканов и привязывали ее на ночь к большому пальцу правой ноги; - под подушку в изголовье клали нож, гребенку или свое белье; - запирали сундук, ведро с водой или колодец на замок, а ключ прятали под подушку; - обливали у трех дверей скобы, каждый раз приговаривая трижды: "лью-полью у суженого глаза залью, приходи жаловаться"; - ложась спать, съедали по ложке или по наперстку соли и муки и столько же выпивали воды. После этого кладут под изголовье колодец из лучинок с восковым ведром. При этом приговаривали: "суженный - ряженный приходи ко мне воду черпать, приноси мне пить".(10) - ставили под кровать два пустых ведра, скрепленных амбарным замком; - за ужином последний кусочек хлеба тайком доставали из рта и прятали за сарафан под сердце, а перед сном говорили: "суженый-ряженый, приснись..." (В. М. К., г.р. 1930, с. Визинга, Прилузский р-н); Считалось, что девушке, увидевшей во сне желанного избранника, надо встать, умыться и произнести заговор: "Как я, раба Божья... без этого сну не могу жить - ни быть, как мне этот сон на свете всех милее, так пусть раб Божий ... будет моим. Слова мои крепки, лепки отныне да вовек. Аминь" (прилузские коми). Этнографические и фольклорные материалы свидетельствуют о некоторых универсальных принципах в интерпретации сновидений и традиционных для коми вариантов гаданий. В современной этнографической литературе методы ритуального контроля над снами у коми, как правило, соотносятся с традиционной мантикой.(11) В ряде случаев приемы вызывания вещего сна составляли лишь определенный этап в ритуалах гадания. Так, например, у коми-пермяков к вещим снам обращались в ходе проведения ритуала "черöшлöн-кöртлöн" с целью определения причины болезни или порчи : "...тöдысь кладёт в тряпицу щепотку соли или хмеля, кусочек свечи и спичку. Всем этим обводит три раза "по солнцу" больное место на теле у человека, а затем завязывает тряпицу и помещает в красный угол под иконы на трое суток. В этот период больной старался запомнить сны, которые должны были подсказать причину болезни. По истечении трёх дней больной снова шел к знахарю и тот проводил "подвешивание топора"(12)
Христианские сюжеты в рассказах о сновидениях Толкование сновидческих примет Изучение рассказывания сновидений
Текст статьи опубликован в журнале АРТ(ЛАД), 1997. |
|