ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Образ птицы сна


 
 

В.Э. Шарапов © 1997

У коми сон, то есть рассказ об увиденном во сне, называют словом "ВÖТ", а состояние сна и сонливости определяют словами "УН" или "ОН": "УЗЬНЫ"- спать, "УЗЬЫСЬ" - спящий, "УН ЛОКТÖ" - спать хочется, "ТОПЫД УН"- крепкий сон, "ОНЗIЛЬ" - сонный, сонливость.

При этом непосредственное восприятие сна описывается скорее как "переживание", чем "видение": "ВÖТ ВÖТАСЬНЫ... ", то есть в буквальном переводе "сон снить", а не "смотреть (видзöдны)" или "видеть (аддзыны)". Увидеть можно что-либо во сне (вöтöн аддзыны), но не сам сон.

Примечательно, что в коми языке слово "ВÖТ" в значении "сон" является близким по корню следующим глаголам: "ВÖТЛЫНЫ" - гнать, "ВÖТЛЫСЬÖМ" - преследование, "ВÖТÖДНЫ" - догонять. У коми говорят, что сон "приходит", "догоняет", "придавливает". Так, например, когда хочется спать, говорят: "УНМÖ ЛИЧКИС" - "Сон мой придавил меня"; УНМÖ ЛОКТÖ - Сон мой идет ко мне.

Фольклорные тексты так же свидетельствуют о том, что в традиционном мировоззрении коми сон понимается как некая внешняя, "приходящая" к человеку извне, субстанция. Так, например, для колыбельных песен коми характерен образ Птицы-сна ("УНМА ЛЭБАЧ" уд., вв. коми; "УНМÖ ВАРЫШ" вым. коми), приносящей сон к ребенку:

 

...Унмö-Варыш, унтö вай

Позтöм кокöй, позтö тэч.

 

...Ун кумаö, унтö вай,

Позтöм кокöй, позтöтэч. свей гнездо.(2)

 

Птица-сна сон принеси,

Бездомная кукушка свей гнездо.

Сна кума сон принеси,

Бездомная кукушка

 

В традиционной культуре коми строго соблюдался целый ряд запретов в отношении спящего человека, поскольку считалось, что во время сна душа - дыхание (ЛОЛ) покидает тело человека и ведет отдельное существование. В фольклорных текстах коми говорится о том, что ЛОЛ спящего человека может принимать обличие мыши и возвращается в тело человека при пробеждении в виде пара.(3) Считалось, что нельзя резко будить спящего, так как душа может не успеть вернуться в тело; нельзя мазать лицо спящего, так как душа может не узнать тело.(4) По этой же причине во время побудки спящего обязательно надо обращаться к нему по имени. Запрещалось будить человека, внезапно уснувшего в неурочное время, поскольку считалось, что от него можно заразится слабостью или болезненной сонливостью.(5)

Фольклорист Ю.Г. Рочев, анализируя цикл традиционных коми пестушек, темой которых является утреннее бужение ребёнка, определяет этот песенный жанр как "вербальную магию" и сравнивает со свадебным ритуалом бужения жениха, а так же со сказочным мотивом "обращение к спящему с песней с целью прервать сон героя". (6)

Примечательно, что в фольклорных описаниях состояния сна, так же как и в описаниях момента наступления смерти человека, речь идет не только о ЛОЛ, но и об ОРТ (душа-двойник). Считалось, что: ОРТ спящего человека тоже ложится спать; если ОРТ ляжет на человека, то спящий может задохнуться.(7) По другим материалам у коми считалось, что во время сна человека его ОРТ может выполнять ту же работу, которую делал бодрствующий человек.(8) Любопытные поверья, характеризующие традиционные представления о состоянии человека в период сна, зафиксированы у вычегодских коми: "если во время сна взять спящего человека за безымянный палец левой руки, то в этот момент можно выведать у него все тайны"; особенно беззащитными от действия нечистой силы во время сна считались малолетние дети, с которыми запрещалось спать на голбце, если у них не было зубов.(9)

 

 

Образ птицы сна

Тень сна

Вещий сон

Христианские сюжеты в рассказах о сновидениях

Мотив встречи с усопшими

Толкование сновидческих примет

Литература и источники

 

 

 

Текст статьи опубликован в журнале АРТ(ЛАД), 1997.

Вверх
 
 Сказочная проза
       сказочная проза
       волшебные сказки
       бытовые сказки
       кумулятивные сказки
       литература и источники
 
 Несказочная проза
       несказочная проза
       легенды и предания
       былички
       литература и источники
 
 Эпос
       героический
       колдовской
 
 Малые жанры
       пословицы и поговорки
       поверья
       поверья о сновидениях
       загадки
       анекдоты
 
 Обрядовый фольклор
       свадебные причитания
       погребальные причитания
       рекрутские причитания
       заговоры
 
 Песенный фольклор
       Ижма и Печора
       Вымь и Удора
       Вычегда и Сысола
 
 Детский фольклор
       пестушки и колыбельные
       песни-сказки
       детский игровой фольклор
 
 Народная музыка
       истоки коми музыки
       музыкальные инструменты

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.