ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Христ. сюжеты в рассказах о сновидениях


 
 

В.Э. Шарапов © 1997

Современные полевые материалы показывают, что в культуре рассказывания сновидений у коми традиционными остаются пересказы снов, сходные по своей структуре текстам притч и быличек, которые объясняют происхождение тех или иных запретов.

Встреча со святыми

 

Одна женщина рассказывала, будто приходила к ней во сне Параскева-Пятница: "идет вся в грязной одежде, глаза грязью залеплены, а грудь коростой покрыта.

- Это, - говорит,- из-за вас, потому что в пятницу стираете. Большой это грех. Вся я через это в грязи.

Сказала еще, что она Параскева - Пятница и после этого исчезла". После этого женщины и перестали стирать в пятницу и Параскева больше не болеет (Я. Д. К., г.р. 1909, c. Кривое, Удорский район).

Во сне увидела я темное-темное небо... Подумала - где же Христос, которому так часто молилась и которому так плакала? И вдруг увидела Христа, и подобие престола, и тот свет... Подошла к Нему, пала на колени и спросила: "Так часто молилась Тебе, плакала - почему же я не с тобой?" В ответ услышала: "Раньше надо было плакать, а теперь хоть кровавыми слезами плачь - поздно..." Видно суждено мне умереть без покаяния. Нынче все истинную веру под ногами затоптали, а все "верные" староверы ушли уже к Нему - некому мне будет покаятся перед смертью. Об этом, наверное, и был сон. (П. А. С., г.р. 1920, с. Соколово, Печорский район).

 

Встреча во сне со святыми трактуется как хорошее предзнаменование и благословение, либо как запрет и предупреждение о неминуемом наказании:

 

Накануне того дня, как мы поехали на крещение, приснился мне сон: ...дяденька в белых одеждах. Он Пресвятую Мати Богородицу взял под руки и ко мне привел. Показывает на нее и спрашивает меня: "Знаешь Ее?" Я отвечаю: "Знаю, это Пресвятая Мати Богородица..."

А на утро мы поехали креститься и Богородица помогла мне и еще одной женщине. Тогда ведь крестились только тайно - властей боялись.

Приходили они во сне оба в белых одеждах. Мати Богородицу я сразу узнала. А мужчина и нестар и немолод был, и невысокий... Наверное Небесный Бог (М. И. А., г.р. 1922, с. Соколово, Печорский район).

 

Предупреждение о наказании

 

Жена у Кир Фома Миша, когда была беременна последней дочерью, решила сделать аборт. Накануне того дня, как ехать в больницу в Печоре приснился ей сон:

Будто едет она на санях - в те времена на лошадях еще и ездили. Вот около Покойник-шора два каких-то длинных мужика в белых одеждах повстречались. Спрашивают: "Куда ты едешь?" Она и отвечает: "По делам". "Знаем по каким ты делам едешь" - говорят они, - "Посмотри туда". Смотрит она, а около саней яма вроде котла, а там всякая нечисть варится - лягушки, ящерицы, змеи. В общем всякая мерзость. Эти двое дают ей вилки и говорят: "Ешь". Она начала отказываться, говорит: "Не буду!" На что они ей и отвечают: "Если сделаешь то, что ты задумала, вот такую мерзость и будешь есть". Раньше говорили, что если сделает женщина аборт, то на "том свете" сварят младенца, которого из утробы вытащили, подадут этой женщине и заставят ее съесть его...

После этого сна она никуда и не поехала. И смотри - вон какая красивая дочь выросла! (П. А. К., г.р. 1937, c. Соколово, Печорский район).

 

О посмертных муках

 

Отец мой принял крещение незадолго до своей смерти... Мать рассказывала, что потом он часто приходил к ней во сне и настаивал: " Старуха! Обязательно крестись перед тем, как умирать соберешься. Вот сын твой, когда умер - восемнадцати лет ему не было - и греха то у него никакого не было, а здесь он слепой, потому что некрещеный был при жизни... (М. И. А., г.р. 1922, с. Соколово, Печорский район).

 

После смерти одного старообрядца, который при жизни отличался скупостью, приснился мне сон:

...будто он пришел ко мне в гости. Я спрашиваю его: "Ты ведь умер? Ты теперь там. Расскажи как там ?.." Он отвечает: "Если бы я руки держал так (показывает раскрытые ладони), то так бы и получал здесь. А я руки держал во как (показывает зажатые ладони)! Так теперь и получаю... Только в дни поминовения мне чуть-чуть и выпадает".

Такой же сон приснился другой староверке. Когда мы рассказали сны нашему наставнику, он попросил нас никому не говорить об этом. (П. А. С., г.р. 1920, с. Соколово, Печорский район).

 

В преданиях коми о происхождении традиционных праздников и выборе места для строительства храмов, нередко, ключевым эпизодом является вещий сон:

 

О празднике Крест лун в селе Усть-Кулом

 

"Говорят, в местечке Нюр - 10 Курья один мужчина видел явление образа Пресвятой Богородицы Девы Марии. Богоматерь спустилась с ночного неба на белом камне, похожем на челпан (круглый хлеб). Эту икону мужчина поутру принес в житник. Но образ сам вышел из житника и на следующее утро его вновь нашли у источника. Так повторялось три раза. Ночью одной женщине было видение во сне: Пресвятая Богородица просила, чтобы ее образ вернули на источник и поставили в храм. Тогда и решили построить деревянную часовню для образа прямо на источнике, а на месте явления Божьей Матери - рядом со священным камнем - установили большой деревянный крест" (С. М. Н., г.р. 1913, с. Усть-Кулом, Усть-куломский район).

 

Мотив избранничества

 

Когда сгорела келья, в которой был похоронен угодник Оникей, одной из пожилых женщин несколько раз было видение во снах - будто на месте прежнего сруба построен новый. Она рассказала об этом односельчанам и решила, что именно ей предопределено воcстановить cвятыню из пепла. Вскоре, вместе с сельчанами, она вновь поставила небольшое строение из досок на месте кельи, куда вновь были собраны иконы. (П. А. О., г.р. 1914, c. Латьюга, Удорский район).

 

В сновидческих текстах бытовые темы часто переплетаются с апокрифическими и библейскими мотивами.

 

Путешествие на небо

 

Год назад, летом, приснилось будто я вышла на крыльцо и вижу - небо открыто полосой, а там, как в аквариуме, рыбы огромные плавают. Потом там же появляется ездовой на оленной упряжке. Не знаю как, но уже предо мной стоит с оленями и нартами. Просит у меня воды напиться. Я думаю - что ж не дать, раз просит... Зашла в дом, вынесла воды... И опять не знаю как вместе с этим ездовым оказалась на нартах, которые понеслись на небо через узкий проход на горизонте. Смотрю, а там скотный двор и доят коров машинами, как у нас... А рядом очень красивый сад... И много там всего... Не знаю как, но снова оказалась дома. Вот... Уже и на небе побывала. Только, что значит этот сон не знаю.

(Х. М. В., г.р. 1930, с. Соколово, Печорский район).

 

... Будто иду я по какой-то незнакомой дороге, а навстречу мне мужчина идет. Я как будто ничего не почувствовала, как он меня куда-то и привел. Как будто я оказалась на небесах... Я начала плакать - на небесах ведь! А небеса голубые такие... И ничего больше нет, только голубые небеса. А я плачу-плачу: "Куда ты меня привел?" Он отвечает: "Не плачь. Мы привели тебя сюда, чтобы место твое показать..." Потом я проснулась. Только это и помню. (М. И. А., г.р. 1922, с. Соколово, Печорский район).

 

 

Образ птицы сна

Тень сна

Вещий сон

Христианские сюжеты в рассказах о сновидениях

Мотив встречи с усопшими

Толкование сновидческих примет

Литература и источники

 

 

 

Текст статьи опубликован в журнале АРТ(ЛАД), 1997.

Вверх
 
 Сказочная проза
       сказочная проза
       волшебные сказки
       бытовые сказки
       кумулятивные сказки
       литература и источники
 
 Несказочная проза
       несказочная проза
       легенды и предания
       былички
       литература и источники
 
 Эпос
       героический
       колдовской
 
 Малые жанры
       пословицы и поговорки
       поверья
       поверья о сновидениях
       загадки
       анекдоты
 
 Обрядовый фольклор
       свадебные причитания
       погребальные причитания
       рекрутские причитания
       заговоры
 
 Песенный фольклор
       Ижма и Печора
       Вымь и Удора
       Вычегда и Сысола
 
 Детский фольклор
       пестушки и колыбельные
       песни-сказки
       детский игровой фольклор
 
 Народная музыка
       истоки коми музыки
       музыкальные инструменты

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.