ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

Мотив встречи с усопшими


 
 

В.Э. Шарапов © 1997

В традиционном мировоззрении сон представляет собой один из самых доступных путей к вступлению в контакт с потусторонним миром. Неслучайно, рассказы о сновидениях, не всегда одобряемые в обычные дни, особенно характерны для поминально-погребальной обрядности. Считается, что до сорокового дня после смерти душа усопшего приходит во снах к живым простится с ними. Если в этот период покойный не является своим близким в их снах, то говорят, что умерший обижен на них за что-то.

Перед сороковым днём видела я покойную в её доме... Стоит ко мне спиной перед зеркалом, расчёсывается и при этом ругает своих домашних за то, что те позакрывали в доме все окна и двери - зайти невозможно (Корткеросский район).

Появление усопшего во снах в первые дни после похорон, а так же после проводов его души на сороковой день, чаще рассматривается как плохой знак - значит не спокойна душа усопшего. В таких случаях советуют посетить кладбище, взять щепотку земли с могилы и пропустить через ворот своей рубахи. При этом надо обязательно помянуть усопшего и попросить у него прощения.

Обмывала я одну бабушку. А она перед смертью сшила себе белый погребальный сарафан. Одели мы её, уложили на доски, и стоим, любуемся - покойная вся белая-белая... В ту ночь мне приснился сон, будто эта бабушка гоняется за мной, за одежду дергает. Еле убежала от неё и закрылась в своём доме. А бабушка кричит мне: “Всё равно я тебя поймаю!” На утро думаю - чтобы всё это значило. Иду к другой обмывальщице и рассказываю свой сон. Тут она и вспомнила, что покойную мы забыли укрыть до груди белым покрывалом (Х. М. В., г.р. 1930, с. Соколово, Печорский район).

Образ, который во время похорон находится на груди покойного, а потом на могильном холме, сразу после похорон родственники уносят домой. Как-то случилось, что дочь умершей - Маня - забыла литой образ Богородицы и он был зарыт на поверхности могилы. Только через три дня Маня вспомнила об этом и вырыла образ... Через некоторое время другой дочери умершей был сон, в котором мать сказала: “Это ведь Маня меня спасла” (Х. М. В., г.р. 1930, с. Соколово, Печорский район).

Лишь годовщины после смерти, а так же Пасха и большие церковные праздники, считаются днями, когда покойные могут придти во снах близким с хорошими вестями. Вместе с тем считается, что усопшие во снах редко вступают в беседу, а если и говорят, то предупреждают о каком-либо несчастье или жалуются на свою долю. Говорят, что в эти дни по внешнему облику умершего во снах можно узнать о состоянии его души и о том, где она сейчас находится. По поверьям коми, во сне не стоит лишний раз вступать в разговор с усопшим; ни в коем случае нельзя принимать от него подарки, или давать что-то ему; нельзя подавать покойному руку или обниматься с ним; нельзя следовать за ним в пространстве-времени сна, как бы он ни уговаривал - совершение всех этих действий во сне может предвещать несчастье на яву.

 

 

Образ птицы сна

Тень сна

Вещий сон

Христианские сюжеты в рассказах о сновидениях

Мотив встречи с усопшими

Толкование сновидческих примет

Литература и источники

 

 

 

Текст статьи опубликован в журнале АРТ(ЛАД), 1997.

Вверх
 
 Сказочная проза
       сказочная проза
       волшебные сказки
       бытовые сказки
       кумулятивные сказки
       литература и источники
 
 Несказочная проза
       несказочная проза
       легенды и предания
       былички
       литература и источники
 
 Эпос
       героический
       колдовской
 
 Малые жанры
       пословицы и поговорки
       поверья
       поверья о сновидениях
       загадки
       анекдоты
 
 Обрядовый фольклор
       свадебные причитания
       погребальные причитания
       рекрутские причитания
       заговоры
 
 Песенный фольклор
       Ижма и Печора
       Вымь и Удора
       Вычегда и Сысола
 
 Детский фольклор
       пестушки и колыбельные
       песни-сказки
       детский игровой фольклор
 
 Народная музыка
       истоки коми музыки
       музыкальные инструменты

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.