рассказывание сновидений как механизм культуры |
В.Э. Шарапов © 1995 Современные исследования в области семиотики культуры убедительно показывают, что народные толкования сновидений представляют собой устойчивый и универсальный механизм трансляции этнически обусловленной мировоззренческой системы (Успенский 1994:35-37; Толстой 1993:89-96). Традиция толкования сновидений определяется исследователями не только как один из малых жанров фольклор, но и как жанр метатекстовый, который строится на выявлении и анализе различных кодов мифологической модели мира (Левинтон 1988:148-150; Цивьян 1993:299-300). Для различных подходов в изучении культуры сновидений, по-видимому, является общим мнение о том, что сновидческие образы и сюжеты, так же как и характер отношения к сновидениям, во многом зависят от типа истолковывающей культуры. Вместе с тем законы сновидческого жанра (правила построения сновидческих текстов) остаются практически неизменными в пространстве и времени (Успенский 1994:35-37; Лотман 1993:119-226). Непосредственное видение, переживание сна определяется исследователями как индивидуальный опыт, а рассказывание, перессказ сна - как коллективный опыт (Kaivola-Bregenhoj 1993:213-217). По классическому определению П.Г.Богатырёва коллективная цензура любого устного текста является необходимой предпосылкой для самого существования этого текста (Богатырёв 1971:372-373). В связи с этим этнографическое исследование народных толкований сновидений представляется перспективным как в плане реконструкции мифологических представлений, так и в плане изучения логики и динамики традиционного мировосприятия. Культура сновидений у коми - тема, которая неоднократно привлекала внимание этнографов и фольклористов, однако до настоящего времени не стала предметом специального исследования. В начале ХХ века известный коми этнограф В.П.Налимов обращался к анализу сновидческих текстов при реконструкции мифологических представлений коми о душе, смерти, образе усопших предков и потустороннем мире (Налимов 1907:10-11). В 20-е годы этнограф и лингвист А.С.Сидоров рассматривал народное толкование сновидений как ценный источник при изучении принципов подобия и метафорических ассоциаций в институте магии и колдовства у коми (Сидоров 1927:60-61). Уникальные сведения о природе сна в традиционных представлениях коми встречаются в рукописных материалах Г.А.Старцева и П.Г.Доронина (Старцев 1940:22,46; Доронин 1953:115). Мифопоэтические образы приходящего-уходящего сна в фольклоре коми и хантов рассматриваются в исследованиях Ю.Г.Рочева (Рочев 1977:82-83). Материалы о снах-предсказаниях в повериях коми приводятся в диалектологическом сборнике фольклорных текстов, записанных Т.Е.Уотилой и опубликованных П.Кокконен (Syrjanische text 1989:263, 392-394, 396-398). Первый опыт систематического изложения поверий коми о снах предпринят в работе В.М.Кудряшовой “Коми народные приметы” (Кудряшова 1993:125-155). Некоторые сведения о традиционной технике управления снами в ходе календарных праздников у коми приводятся в монографии Н.Д.Конакова “От святок до сочельника” (Конаков 1993:15). Богатырёв П.Г. (1971) Вопросы теории народного искусства. Москва. Доронин П.Г. (1953) Древняя религия коми. Сыктывкар // Центральный Государственного Архива Республики Коми, Фонд 1346, опись 1, е.х.1. Kaivola-Bregenhoj Annikki (1993) Dreams as Folklore // FABULA. Zeitschrift fur Erzahlforschung. 34:3/4. Коми мойдъяс (1991) Коми мойдъяс / Составитель Ю.Г.Рочев. Сыктывкар. Конаков Н.Д.(1993) От святок до сочельника. Коми традиционные календарные обряды. Сыктывкар. Кудряшова В.М.(1993) Коми народные приметы. Сыктывкар. Левинтон Г.А.(1988) К вопросу о малых фольклорных жанрах: их функции, их связь с ритуалом // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. Москва. Лотман Ю.М. (1993) Культура и взрыв. Москва. Налимов В.П. (1907) Загробный мир по верованиям зырян // Этнографическое обозрение. N 1-2. Рочев Ю.Г. (1977) Детский фольклор коми. Рукопись диссертационного исследования. Сыктывкар // Архив Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, Фонд 5, опись 2, е.х.129. Сидоров А.С. (1927) Знахарство колдовство и порча у коми-зырян. Ленинград. Старцев Г.А. (1940) Зыряне. Этнографический очерк. Сыктывкар. // Центральный Государственного Архива Республики Коми, Фонд 710 , опись 1, е.х.4. Толстой Н.И. (1993) Славянские народные толкования снов и их мифологическая основа // Сон - семиотическое окно. XXVI Випперовские чтения. Москва. Uotila T.E. (1989) Syrjanische texte. Suomalais-ugrilainen Seura. Band 3. Helsinki. Успенский Б.А. (1994) История и семиотика // Избранные труды. Том I. Москва. Цивьян Т.В. (1993) О Ремизовской гипнологии и гипнографии // Серебрянный век в России. Москва.
Текст статьи опубликован сборнике: Первая Всероссийская коференция финно-угроведов. Тезисы докладов. Йошкар-Ола, 1995, с.191-192 |
|