ГлавнаяАтласЭтнографияФольклорМифологияИскусствоЗнания
 
 

рассказывание сновидений как механизм культуры


 
 

В.Э. Шарапов © 1995

Современные исследования в области семиотики культуры убедительно показывают, что народные толкования сновидений представляют собой устойчивый и универсальный механизм трансляции этнически обусловленной мировоззренческой системы (Успенский 1994:35-37; Толстой 1993:89-96).

Традиция толкования сновидений определяется исследователями не только как один из малых жанров фольклор, но и как жанр метатекстовый, который строится на выявлении и анализе различных кодов мифологической модели мира (Левинтон 1988:148-150; Цивьян 1993:299-300).

Для различных подходов в изучении культуры сновидений, по-видимому, является общим мнение о том, что сновидческие образы и сюжеты, так же как и характер отношения к сновидениям, во многом зависят от типа истолковывающей культуры. Вместе с тем законы сновидческого жанра (правила построения сновидческих текстов) остаются практически неизменными в пространстве и времени (Успенский 1994:35-37; Лотман 1993:119-226).

Непосредственное видение, переживание сна определяется исследователями как индивидуальный опыт, а рассказывание, перессказ сна - как коллективный опыт (Kaivola-Bregenhoj 1993:213-217). По классическому определению П.Г.Богатырёва коллективная цензура любого устного текста является необходимой предпосылкой для самого существования этого текста (Богатырёв 1971:372-373).

В связи с этим этнографическое исследование народных толкований сновидений представляется перспективным как в плане реконструкции мифологических представлений, так и в плане изучения логики и динамики традиционного мировосприятия.

Культура сновидений у коми - тема, которая неоднократно привлекала внимание этнографов и фольклористов, однако до настоящего времени не стала предметом специального исследования. В начале ХХ века известный коми этнограф В.П.Налимов обращался к анализу сновидческих текстов при реконструкции мифологических представлений коми о душе, смерти, образе усопших предков и потустороннем мире (Налимов 1907:10-11). В 20-е годы этнограф и лингвист А.С.Сидоров рассматривал народное толкование сновидений как ценный источник при изучении принципов подобия и метафорических ассоциаций в институте магии и колдовства у коми (Сидоров 1927:60-61).

Уникальные сведения о природе сна в традиционных представлениях коми встречаются в рукописных материалах Г.А.Старцева и П.Г.Доронина (Старцев 1940:22,46; Доронин 1953:115). Мифопоэтические образы приходящего-уходящего сна в фольклоре коми и хантов рассматриваются в исследованиях Ю.Г.Рочева (Рочев 1977:82-83).

Материалы о снах-предсказаниях в повериях коми приводятся в диалектологическом сборнике фольклорных текстов, записанных Т.Е.Уотилой и опубликованных П.Кокконен (Syrjanische text 1989:263, 392-394, 396-398). Первый опыт систематического изложения поверий коми о снах предпринят в работе В.М.Кудряшовой “Коми народные приметы” (Кудряшова 1993:125-155). Некоторые сведения о традиционной технике управления снами в ходе календарных праздников у коми приводятся в монографии Н.Д.Конакова “От святок до сочельника” (Конаков 1993:15).

Вверх

Богатырёв П.Г. (1971) Вопросы теории народного искусства. Москва.

Доронин П.Г. (1953) Древняя религия коми. Сыктывкар // Центральный Государственного Архива Республики Коми, Фонд 1346, опись 1, е.х.1.

Kaivola-Bregenhoj Annikki (1993) Dreams as Folklore // FABULA. Zeitschrift fur Erzahlforschung. 34:3/4.

Коми мойдъяс (1991) Коми мойдъяс / Составитель Ю.Г.Рочев. Сыктывкар.

Конаков Н.Д.(1993) От святок до сочельника. Коми традиционные календарные обряды. Сыктывкар.

Кудряшова В.М.(1993) Коми народные приметы. Сыктывкар.

Левинтон Г.А.(1988) К вопросу о малых фольклорных жанрах: их функции, их связь с ритуалом // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. Москва.

Лотман Ю.М. (1993) Культура и взрыв. Москва.

Налимов В.П. (1907) Загробный мир по верованиям зырян // Этнографическое обозрение. N 1-2.

Рочев Ю.Г. (1977) Детский фольклор коми. Рукопись диссертационного исследования. Сыктывкар // Архив Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, Фонд 5, опись 2, е.х.129.

Сидоров А.С. (1927) Знахарство колдовство и порча у коми-зырян. Ленинград.

Старцев Г.А. (1940) Зыряне. Этнографический очерк. Сыктывкар. // Центральный Государственного Архива Республики Коми, Фонд 710 , опись 1, е.х.4.

Толстой Н.И. (1993) Славянские народные толкования снов и их мифологическая основа // Сон - семиотическое окно. XXVI Випперовские чтения. Москва.

Uotila T.E. (1989) Syrjanische texte. Suomalais-ugrilainen Seura. Band 3. Helsinki.

Успенский Б.А. (1994) История и семиотика // Избранные труды. Том I. Москва.

Цивьян Т.В. (1993) О Ремизовской гипнологии и гипнографии // Серебрянный век в России. Москва.

 

 

 

Текст статьи опубликован сборнике: Первая Всероссийская коференция финно-угроведов. Тезисы докладов. Йошкар-Ола, 1995, с.191-192

Вверх
 
 Сказочная проза
       сказочная проза
       волшебные сказки
       бытовые сказки
       кумулятивные сказки
       литература и источники
 
 Несказочная проза
       несказочная проза
       легенды и предания
       былички
       литература и источники
 
 Эпос
       героический
       колдовской
 
 Малые жанры
       пословицы и поговорки
       поверья
       поверья о сновидениях
       загадки
       анекдоты
 
 Обрядовый фольклор
       свадебные причитания
       погребальные причитания
       рекрутские причитания
       заговоры
 
 Песенный фольклор
       Ижма и Печора
       Вымь и Удора
       Вычегда и Сысола
 
 Детский фольклор
       пестушки и колыбельные
       песни-сказки
       детский игровой фольклор
 
 Народная музыка
       истоки коми музыки
       музыкальные инструменты

 
 

     

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Полная версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.