Ань |
| В отличие от мифологий многих народов, в к. мифологии отсутствует образ богини-созидательницы, равной Ену и Омöлю (Кулю). В некоторых к.-з. мифах упоминается жена Ена, которая представляется лишь как одна из причин ссоры братьев-демиургов, но её образ не получает самостоятельного развития. Первая женщина, по представлениям к.-з., изначально стала носительницей ритуальной скверны, которой наделил её Омöль, доделавший незаконченный Еном половой орган А. В другом сюжете А. реабилитируется, как изначально чистая, но добровольно взявшая на себя часть скверны, переполнившей мир вследствие козней Омöля. (См. Пеж). В мифах к.-п. первая женщина наделяется более высоким статусом: по преданиям к.-п. люди произошли от земного мужчины (Пера) и небесной девушки (Зарань), дочери Шондi (Солнца), спустившейся на землю по радуге. Согласно к.-п. и к.-з. текстам о чуди, неправильные действия А. являются причиной отделения неба от земли и возникновения исторического времени-пространства. Отсутствие в языческой мифологии к. оформленных образов женских божеств не помешало возникновению культов заимствованных образов христианских женщин-святых. Особенно почитаются в среде к. Богородица (заступница женщин), Параскева-Пятница (покровительница в женских делах), Варвара (целительница) и т.д., которые помогают при родах, женских болезнях, в женской работе. Среди персонажей низшей мифологии к. наиболее известны вöр А. "лесные женщины" и вауса "водяные, русалки", которые, впрочем, чаще всего упоминаются как жёны лешего или водяного. Иногда лесные и водяные А. становятся женой человека (богатыря, охотника). Так, герой к.-п., вв., лл. преданий Пера, победив вöрса (лешего), женится на его жене. В иж., нв. эпических текстах "Шомвуква", "Дас кык ая-пиа" младший сын, победив водяного Глöта, водяного и лесного медведей, женится на их дочери. В охотничьих быличках к.-з. к охотнику, невовремя помянувшего жену, часто под её видом является лесная женщина и живёт с ним в течение сезона охоты. От мнимой жены охотник избавляется, облив её кипятком, избив рябиновым прутом, оставив её на противоположном берегу реки, или подплывая к родной деревне (лесная женщина прыгает в воду при виде церкви, часовни). В быличках к.-п. часто упоминаются мифические существа женского пола Калян, которые вредят людям. В преданиях к.-п. женские образы, как правило, равноценны мужским, женщины самостоятельны, властны (родоначальницы, колдуньи и матери богатырей: Чикысь, Потöсь, Пöвсин, Зюздя, вогульская княжна Костö). В преданиях к.-з. А. чаще является подвижницей, страдающей от чужаков. Так в преданиях о гонимой чуди, об удорской княжне (см. Удораса öксань), женщина, отказываясь от принятия крещения, кидается в воду. То же самое делает крещённая девушка Улляна, отвергая печорского туна Кыску. Мотив утопления девушки в знак протеста (как единственного способа разрешения конфликта) встречается и в к.-з. балладах. В к.-п. сказках А. действует как самостоятельный персонаж, тогда как в к.-з. чаще представляется лишь добычей героя и антигероя, вожделенным объектом, наряду с волшебными предметами (см. также Мич). В обрядовой поэзии к. образ А. раскрывается в двух ракурсах: с одной стороны, как страдающий объект (поскольку обрядовая поэзия, а в особенности свадебные причитания - традиционные формы женского самовыражения), а с другой стороны, этот образ возвышается до уровня вселенских метафор и сравнений. Пожалуй, именно в обрядовой поэзии, максимально подчёркивается мифологическое значение женского начала как Великой Матери, идеала Красоты и Вселенской Любви. Двойственное отношение к женщине проявлялось и в быту. Так, А. считалась, с одной стороны, носительницей скверны (см. Пеж), и должна была беспрекословно подчиняться мужчине (отцу, мужу, брату), а, с другой стороны, по социальному статусу была выше попов и чиновников, поэтому не должна была им кланяться. Лит.: Климов 1990; Налимов 1908; Осипов 1986; Пиотровский, Налимов 1912; Fokos-Fuchs 1956. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |