Мамонт |
В к.-з. мифологии наряду с мифологической версией о том, что водные источники и водоемы были созданы демиургами: Ен создал реки (воды текучие), а Омöль - болота и озера (воды стоячие), существовали представления о творце рек - М.. М. был так тяжел, что проваливался в землю по грудь, и там, где он ходил, появлялись реки и ручьи. В мифе о библейском потопе, записанном в начале этого века, М. представлен как его первопричина: он так много ходил по земле, что вода из созданных им рек залила все вокруг. Далее следует обычный библейский сюжет о Ноевом ковчеге: Ной хотел спасти и М., но тот в ковчег не поместился, утонул, и поэтому все М. исчезли. Уже современные фольклорные записи последних лет добавили подробности о гибели М.: не уместившийся в ковчег М. еще долгое время держался на плаву, но уставшие летать птицы стали садиться ему на "рога" (бивни), и под их тяжестью он утонул. Утонувший М. переселился под землю. Мезенские к.-з. считали, что не только русла, но и долины рек были созданы М.-ом - это следы его подземных ходов. Его же деятельности они приписывали создание рельефа одного из прежних городищ, через всю площадь которого некогда были проведены рвы, соединяющие долину одного ручья с долиной другого. Мифологические представления о М., как творце рек и реальном подземном или подводном звере широко распространены у различных народов Сибири и Дальнего Востока. Были они известны и северным русским, а также эстонцам. На реальную основу их появления убедительно указывает тот факт, что представления о М.-создателе рельефа древнего городища у мезенских к.-з., появились лишь после того, как вблизи от него были найдены бивни. Лит.: Рочев 1964, Сидоров 1924, Fuchs 1924. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |