ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Му пуксьяöм


 

сотворение мира, космогенез

В космогонии к.-п. и к.-з., как и в абсолютном большинстве других мифологических мировоззрений, основное внимание уделено процессу творения, происходящему в так называемое мифическое время. Мир до начала космогенеза (первобытный хаос) в космогонических мифах либо только обозначен символами, либо не промаркирован вообще. В качестве символов, маркирующих хаос, в большинстве версий представлена водная стихия. В качестве других маркеров хаоса встречаются также "туман и мрак", "облако", "болото". По одной из версий, белый свет попросту "был пустой", т.е. не было ничего, кроме бога-творца. Возможно, что она возникла под влиянием библейской мифологии.

В большинстве оригинальных к.-з. и к.-п. космогонических версий мир создается двумя демиургами (Еном и Омöлем у к.-з., Еном и Кулем у к.-п.). Само начало мироздания начинается с появления целенаправленного движения, в результате которого начинает создаваться мир, а его создатели, вначале нейтральные по отношению друг к другу, превращаются в антиподов. Изначальная нейтральность демиургов подчеркивается в большинстве записей о космогонических воззрениях к.-з. и к.-п. Они называются именно по этой причине "братьями", "братом старшим (Ен) и братом младшим (Омöль, Куль)", или "товарищами". Эта же идея продублирована в их одинаковом орнитоморфном облике - два голубя, два утенка. Не противоречат этому утверждению и фольклорные записи, в которых Ен и Омöль (Куль) названы братьями, но нацелены разным обликом: лебедь и гагара, утка и гагара. В этих вариантах обозначена двойная идея: первоначальная тождественность и столь же изначальная тенденция к разделению. Если лебедь и утка - это птицы верхнего мира, а точнее - медиаторы между миром средним и миром верхним, то гагара - прекрасная ныряльщица - аналогичный медиатор между миром средним и миром нижним, а поэтому - птица, нижнего мира. Это же отображение в орнитоморфном коде противопоставления верха и низа (Ена и Омöля) можно увидеть и в варианте, в котором демиурги изображены в виде лягушек, но добывают землю не они, а принадлежащие им птицы - голубь и ворон. Аналогичная картина сотворения мира в результате соперничества двух демиургов широко представлена в мифологиях различных народов мира, в частности, у сибирских аборигенов.

Особенно четко мысль о том, что сотворение мира началось с движения с осознанной целью выражено в космогоническом фольклорном тексте, в котором в качестве демиургов представлены голуби. В этой версии о сотворении мира первоначально нет еще неотъемлемого компонента остальных версий, двух потенциально антагонистических начал (братьев-демиургов), вернее, они есть, но разобщены и не знают друг о друге. Предыстория сотворения мира начинается с их движения друг к другу навстречу, "помчались навстречу друг другу... Назвались братьями". С целенаправленного движения демиургов начинается разрушение хаоса и в другом космогоническом варианте: "Однажды... вылезают из болота две лягушки, очень похожие друг на друга".

Отличительной чертой всех перечисленных партнеров-демиургов является то, что все они по своей символике являются медиаторами, связывающими между собой понятия в бинарной оппозиции "верх-низ". Лягушка как земноводное - идеальный медиатор между землей и водой, миром средним и миром нижним, то же самое - гагара. Все птицы, умеющие летать, но среда обитания которых (гнездилища, добыча пищи и т.д.) связана преимущественно с землей (водой) - медиаторы по вертикальной оси между миром средним и миром верхним, перелетные птицы дублируют эту идею и по горизонтальной оси (юг - сторона света, где солнце находится в зените, в мифопоэтическом сознании аналогичен понятию "верх", а север, соответственно, тождественен низу). Водоплавающие птицы и лягушка, помимо того, связаны с полисемантической символикой водной стихии.

В одной из записей демиурги Ен и Омöль представлены в виде гагары и лебедя. Они названы товарищами, или по другому варианту, братьями, причем второй брат родился от плевка первого. Земля достается гагарой-Омöлем из-под воды. Аналогичный миф был записан у северных к.-п. Только вместо лебедя в нем фигурирует утка, а вместо Омöля - Куль. Вариант с орнитоморфными демиургами, имеет, видимо, древнейшие сибирские истоки и может быть реконструирован как один из основных космогонических сюжетов прауральской мифологии.

Более позднее происхождение имеет вариант к.-з. космогонического мифа с антропоморфными демиургами: согласно ему по безбрежному морю плыл Ен на лодке-трехупружке; плыл он долго, устал, но пристать для отдыха было некуда. В раздражении Ен плюнул на воду и видит: за ним плывет другой такой же человек на такой же лодке. Поехали вместе. Превращенный Еном в гагару, его спутник нырнул в воду, достал немного земли и стал подниматься вверх. В это время Ен заморозил поверхность моря, и гагара разбивая своей головой слой льда на поверхности моря, растрясла из клюва всю землю. Так же случилось и во второй и в третий раз. Наконец, гагаре удалось доставить на поверхность моря три песчинки, из которых Ен сотворил землю. Своему же товарищу Ен дал только дырочку от воткнутого кола, из которой тот вывел всякую вредоносную для людей тварь. По другой версии, Омöль получил во свое владение дырку от кола в земле от Ена после того, как потерпел поражение в борьбе с ним за обладание небом и землей.

В целом, данный сюжет имеет балканское происхождение, но широко распространён у народов Восточной Европы благодаря русской народно-христианской (апокрифической) традиции. Сюжет о получении "нижним" демиургом в собственность дырки в земле от кола, также имеет самое широкое распространение и параллели в Восточной Европе и в Сибири.

Другой вариант космогонии представлен в развернутом фольклорном тексте о мироздании, записанном в 1923 г. с рукописного списка на к.-з. языке. Первообитателем хаоса в этой записи предстает утка, которая плавает по "беспредельному первозданному морю-океану" и несет в себе яйца жизнезарождения. Она долго ищет место, где могла бы высидеть своих птенцов, но так и не находит, первые четыре яйца, снесенные уткой, были поглощены водной пучиной, но два последних она сумела спасти и высидела у себя под крыльями двух утят: Ена и Омöля. Пока утята не возмужали, мать носила братьев на своей спине, а потом попросила достать уроненные в морскую пучину яйца и разбить их об ее спину. После этого утка взметнулась ввысь, потом стремительно ринулась вниз и разбилась насмерть о воду. Первым нырнул Ен, Омöль заморозил поверхность океана, но загремел гром и Ен разбил лед ударами молний. Добытые с океанского дна два яйца Ен разбил о тело матери, от первого разбитого яйца тело утки-матери разрослось в длину и ширину, покрылось лесом и зеленью, а в небе загорелось солнце. Из второго яйца Ен сделал себе помощникое-ангелов. Омöль тоже достал два яйца: из первого разбитого яйца появилась луна, озера, болота и зыбуны, а из второго - помощники Омöля. Потом Ен и Омöль приняли человеческий вид и спустились на землю.

В этой космогонической версии мир создается и с помощью яйца (боги-демиурги, солнце, луна), и способом биологического порождения космических объектов, при котором сам творец гибнет (земля). Мотив творения из мирового яйца контаминирован с мотивом о водоплавающей птице, ныряющей, правда, не за землей, а за яйцом. Есть основания для предположения, что мотив добывания ныряющей птицей земли первоначален и для этой версии. О яйцах, добытых Омöлем говорится, что они были покрыты тиной. Тина как маркер только что добытой со дна водной стихии земли характерна для мифов о ныряющей птице. В то же время он удивительно стоек в записях космогонического характера у к.-з.. Тину приносит и один из голубей-демиургов, когда они "порешили изведать дно мрака и тумана". В другом сюжете, когда Ен послал своего голубя за землей, тот также принес именно тину.

Возможно, что в к.-з. космогонии мифопоэтическая символика мирового яйца была связана лишь с созданием небесных светил. По крайней мере, тогда объяснимо достаточно нерациональное расходование столь ценного материала как "космические яйца" в процессе мироздания в рассмотренной выше космогонической версии: из конкретных космических объектов непосредственно из них были созданы лишь солнце и луна. К остальному процессу мироздания они имеют отношение лишь косвенное. В пользу данного предположения говорит и существовавшее у к.-з. поверье, что "если женщина украдет у другой женщины из-под курицы яйцо, то это равносильно похищению солнца". Кроме того, обращает на себя внимание и само количество "космических яиц", поскольку в "классическом варианте" мифа о мировом яйце для всего космогенеза в полном объеме достаточно его одного.

Более близкий к "классическому" вариант этого мифа был записан у к.-п., но он также контаминирован с мифом о ныряющей птице. Согласно ему, весь мир представлял собой безбрежный океан, в котором плавала утка. Она снесла яйцо и уронила его в воду. Гагара нырнула на дно океана, достала яйцо и разбила его. Верхняя половина яйца превратилась в небо, а нижняя - в землю.

У к.-п. известно несколько вариантов космогонических мифов, в которых действует только один демиург. Вполне вероятно, что они позднего происхождения и являются лишь смутными реминисценциями былых мифологических представлений. Согласно одной из них, вначале было только облако, Ен очень сильно загремел, и от облака отломился кусок, который Ен полил дождем. Кусочек облака стал расти, рос, рос и образовалась земля. В этом тексте сохраняется мотив первоначальной власти Ена (еще до сотворения мира) над громом, а следовательно, и молнией ("небесным огнем"). Ср. в к.-з. мифе Ен (лебедь) и Омöль (гагара) плавали на поверхности первозданного океана и заспорили (опять же до начала акта творения), чей голос сильнее. Когда лебедь подал голос, грянул гром, а под самым боком гагары ударила молния.

Традиционное мировоззрение воспринимало любое изменение в окружающем мире, особенно связанное с инверсией, как возвращение ко времени создания космоса, когда мир был еще "пластичен" Для моделирования космоса во время творения использовались его символы-маркеры. Так, например, жители вымских селений производили раздел сенокосных паев с помощью выборных представителей, которые проводили свое "собрание" в лодках, стоящих на якоре посередине реки. Ср. мифологический остров посередине водного хаоса. В Иванов день в с.Брыкаланске, а в с.Ижма в Ильин день (на календарных рубежах - летний солнцеворот и осенне-летний рубеж) молодежь устраивала луговые игры на островах близ селений.

В другом к.-п. фольклорном тексте к акту творения мира также причастен Ен, но как бы косвенно, и не имея такой цели. Когда-то на всем белом свете был один Ен. Однажды он ехал на своей лошади. Лошадь переела, и, когда скакала, обронила кругляшку. Из этой кругляшки и образовалась земля.

В двух близких к рассмотренным к.-п. космогонических версиях творец мира имеет традиционный орнитоморфный облик, но действует в одиночку, и какой-либо связи с мифом о ныряющей птице не прослеживается. Согласно одной из них в мире было только облако. Прилетела какая-то птица и стала искать, куда сесть. Не найдя земли, птица оборвала перо и бросила на облако. Облако затвердело и стало землей. На нее села птица и стала там жить. Во втором тексте говорится, что было только море, земли не было. Пролетела птица и уронила помет. Из него образовался "корень земли". Он за год вырос большим, земля затвердела. В наличии имеются две реалии мифа о ныряющей птице: водный хаос и птица-творец, но сам мотив ныряния отсутствует.

В одном из к.-п. космогонических мифов демиург отсутствует вообще, точнее, он не персонифицирован. Вначале на белом свете не было ничего, кроме воды. Ветер принес откуда-то немного пыли и бросил ее в воду. Получился маленький островок, стал расти, и появилась земля, на ней сам по себе вырос лес. В нем появились звери, а из зверей образовался человек. Эта фольклорная запись сделана недавно (1987 г.) и представляет собой интересный вариант трансформации наиболее известного у коми мифа о сотворении мира. Сохраняется его основная концепция: водный хаос; небольшая щепотка земли (пыли), из которой вырастает остров, а из него земля; сам по себе появляется лес. Но в мифе отсутствует демиург (демиурги) в любой его ипостаси, а потому звери и человек появляются спонтанно.

Лит.: Грибова 1975, Добротворский 1883, Доронин 1947, Климов 1990, Конаков 1996, Налимов 1903 в, Напольских 1991, Плесовский 1972, Попов 1938, Сидоров 1928, Сидоров Семантика, Старцев 1929, Fuchs 1924.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Мамонт
       Масьленича
       Мати
       Медöс
       Межадорса лун
       Мелей
       Мелейка
       Микайлö лун
       Микöла-угодник
       Мич
       Мича Рöман
       Мор
       Морт
       Морт юр из
       Мöдар югыд
       Мöс
       Мöс пель вундысь
       Му вежöм
       Му кутысь
       Му пуксьяöм
       Мути
       Му шуд
       Мыж

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.