ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Мыж


 

вина, грех

М. - по представлениям к.-з. и к.-п., нарушение традиционных общественных отношений, а прежде всего, отношений с умершими предками и божествами, что выражается в неуважительных высказываниях в их адрес, непоминовении, неприглашении к столу. Человек, не посещающий "родителей" (умерших предков) в дни поминовений (на Троицу, Пасху и т.д.), не приглашающий их к общему столу словами "Вошйöй-сибöдчöй, рöдительяс" "Приступайте-подходите, родители", совершает М., за который родители, Бог насылают болезни, порчу, и при переправе на "тот свет" через Сир биа ю "смоляного огня реку" душа, отягощённая М., не может перепрыгнуть на качелях, перейти через жёрдочку, мостик и тонет (сгорает), по другим версиям, такую душу души других людей загоняют в болото. Кару за М. могут наслать умершие и за непреднамеренно нанесённый им вред, например, за случайно раскопанные кости. М. - может быть совершен и по отношению к домашним животным, собаке, коню, корове: за убийство своей собаки, истязание коня или кражу овса из-под его носа, души умерших животных мстят при жизни хозяина и после его смерти, насылают волков на овец, болезни, мешают при переходе на "тот свет" и т.д. М.-а морт "человек с грехом" считаются также колдуны, при инициации отрёкшиеся от Бога.

Причину М. и необходимый для умилостивления родителей дар к.-п. узнавали с помощью гадания черöшван "подвешивания топора". Чаще всего устраивались поминки. Иногда заболевший вследствие кары должен был стать в воде ручья или реки поблизости от места важ йöз "старых людей, т.е. покойников" так, чтобы вода закрывала больное место. В ряде случаев устраивали молебен в честь "старых".

Вероятно, в древности М. означало не только вину, но и само наказание, на что указывают лингвистические параллели в других финно-угорских языках: удм. мыж "болезнь, насланная богом в наказание", мар. муж "болезнь". В настоящее время М. в к.-з. и к.-п. языках означает чаще всего вину: нарушение обычаев; нравственный проступок перед обществом; грех перед Богом; уголовное преступление.

Лит.: Грибова 1970, Лыткин, Гуляев 1970, Налимов 1909, Старцев 1929.

П.Ф. Лимеров, О.И. Уляшев

Вверх
       Мамонт
       Масьленича
       Мати
       Медöс
       Межадорса лун
       Мелей
       Мелейка
       Микайлö лун
       Микöла-угодник
       Мич
       Мича Рöман
       Мор
       Морт
       Морт юр из
       Мöдар югыд
       Мöс
       Мöс пель вундысь
       Му вежöм
       Му кутысь
       Му пуксьяöм
       Мути
       Му шуд
       Мыж

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.