ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Тöв


 

ветер

Согласно к.-з. мифам, Т. был сотворён Еном, но выпущенный на волю Омöлем стал разрушать дома, разваливать стога, ломать деревья, и люди обратились к Ену с просьбой утихомирить расшалившийся Т., после чего Ен привязал его и запретил ему буйствовать. С тех пор Т. стал тихим и покладистым, однако, по наущению Омöля иногда всё же срывается с места и наносит разрушения. Такой ветер к.-з. называют (как и поваленные им деревья, бурелом) сила, сьыв вв., сив нв. уд., сьыы вым. иж. вв., сьыла вв. лл.

В к.-з. и к.-п. быличках сила и Т., как правило соотносятся с нечистой силой, с лешим, бурелом называют "дорогой лешего" или "свадебной дорогой леших". Если к.-з. охотник устраивается на ночлег под дерево, не спрашивая у дерева разрешения, приходит леший в виде Т., или с шумом, напоминающим Т., и просит уйти, т.к. человек якобы устроился на его дороге. Если на сенокосе поднимается ветер и раскидывает сено, против него через левое плечо кидают острый предмет (нож, топор), с чем связаны весьма распространённые быличные сюжеты о посещении человеком иного мира: человек, кинувший против Т. нож (топор), встречает на базаре лешего в человеческом облике, продающего брошенный им предмет; охотник случайно попадает в дом лешего (реже - водяного); хозяин дома жалуется, что брошенным против ветра предметом выбило глаз сыну (отрубило руку), и если виновник не сможет исцелить, придётся отдать свой глаз. Впрочем, если на сенокосе поднимается Т., необязательно кидать против него ножи, к.-з. женщины отгоняют его словами "Тöлö, тöлö, пöчыд кулiс" "Ветер, ветер, твоя бабушка померла", после чего, считается, что Т. немедленно улетает на похороны. Если же летом донимает жара, по представлениям к.-з., следует посвистеть, чтобы поднялся ветерок. Обычно же принято остерегаться свиста: "Эн шутляв, нешуть нуас" "Не свисти, несвисть унесёт", потому что на свист может прилететь нечистый дух в виде ветра и унести. В к.-з. цикле быличных сюжетов "об унесённых" нечистая сила в виде Т.: Т.-ныр, сивныр, печ. уд. Шувгей, носит людей сутками по воздуху и переносит на большие расстояния, иногда при этом люди теряются навсегда. С этим связаны выражения, указывающие на безвозвратную потерю или лёгкое появление и потерю чего-либо, типа Т.-йыв мунны "уйти на ветер", Т.-йыв лэдзны "пустить на ветер", Т. йылысь воис, Т. йылö мунiс "с ветра пришло, на ветер ушло".

В виде Т. передвигаются некоторые колдуны, чем, с одной стороны, акцентируется их связь с потусторонними силами, а, с другой, подчёркивается нечеловеческая быстрота передвижения, т.к. Т. связывается со скоростью. Ср. тöвзьыны "подняться ветру; быстро двигаться", тöлöдны "провеивать; сушить на ветру ч.-либо; быстро бежать". Согласно вв. быличке, безымянный колдун, позавтракав в д. Нившера, обедал и сушил портянки в местечке Расыб, на р. Вычегда, а ужинать собирался на Печоре. По вариантам народной этимологии, прозвище колдуна Тунныръяк (Тульныръяк), который передвигался со скоростью ветра, происходит от слов тунныр "ветер, предваряющий грозовую тучу" или тöлныр "ветерок". Впрочем, у к.-з. любой странник считается тöвйыв морт "с ветра человек", ср. также выражения тöлöн вайöма "ветром принесло", тöлöдöма "надуло" применительно к внебрачной беременности.

В представлениях к.-з. и к.-п. Т. рассматривается чаще всего как стихия, в мифологии к.-з. частично персонифицирован только вой-Т. "северный ветер", который нередко ассоциируется с Войпелем (см.). Тем не менее в некоторых преданиях, рассказах мифологического характера указывается место, откуда ветры берут начало и где они отдыхают, - Т. поз из или Тöл поз из "Ветров Гнездо-камень", соотносимое с реальной скалой на Урале. В устном народном творчестве, особенно в обрядовой поэзии, в качестве метафор встречаются лун-Т. "южный ветер" и вой-Т. "северный ветер". Лун-Т. связывается с родителями, беззаботной жизнью и счастьем, вой-Т. - с трудной, несчастной жизнью в разлуке, вдали от родных, со смертью. При этом отец и брат невесты (в свадебных причитаниях), покойник (в похоронных), рекрут (в рекрутских) называются вой-Т. сайöд "от северного ветра заслон". Ср. с Вой-Т. сайöд. Из ветров выделяют также рытыввой-Т. "северозападный ветер", который связывают с непогодой (буран, затяжной дождь), недовольством родителей (покойников), и при котором хорошо ловится рыба.

Лит.: Лыткин, Гуляев 1970, Налимов Материалы..., Осипов 1986, Рочев 1986, Сидоров 1928, Fokos-Fuchs 1956, ПМА.

О.И. Уляшев

Вверх
       Тох-тох
       Тöв
       Тöдысь
       Тöлысь
       Троича
       Туз тöдысь
       Тун
       Тунныръяк
       Турун пуктан кад
       Турупайка
       Тусяпу
       Тшыкöдöм
       Тшыкöдчысь
       Тшынöдöм
       Тювö

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.