Тöлысь |
Одним из основных актов в процессе творения мира было создание небесных светил: Солнца и Т., о чём в мифологии к.-з. существует несколько версий. Согласно одной из них, сначала было создано Солнце (Еном), потом Т. (Омöлем) из двух яиц жизнезарождения в самом начале сотворения мира. По другой версии Т. появился значительно позже Солнца, Ен уже построил небо и удалился туда жить. В центре неба было отверстие (вход) недалеко от него находилось Солнце. Омöль безуспешно боролся за власть над небом, а потом решил украсть Солнце. Он сшил себе шелковые рукавицы, залез на дерево, схватил Солнце руками в рукавицах, но сумел лишь оторвать от него половину. С половинкой Солнца Омöль стал спускаться вниз, но застрял на дереве; преследуемый Еном Омöль достал похищенную им половинку Солнца, дунул на нее и выбросил. Половинка Солнца поднялась ко второй половине, остановилась рядом, обе они закружились и опять стали круглыми. От пальцев Омöля на Т. остались пятна. У к.-з. кепыся шондi "солнцем в рукавицах", кепыся Т. "месяц в рукавицах" называется появление с двух сторон от светила ярких бликов или сияние вокруг светила. По народным приметам, их появление предвещает похолодание или же затяжной дождь. У манси ложные светила тоже называются "рукавицами", а их появление, по народным приметам, сулит перемену погоды. У русского населения Пинеги существовали аналогичные представления: "Зимою в мороз, когда солнце на южной стороне в рукавицах, так это к переменной погоде". "Солнце-то в рукавицах, как радуга, как столбы по обеим сторонам - к стуже". Известен и противоположный вариант мифа, согласно которому первой была Омöлем создана Т. Все замерзало и не росло. Люди напрасно сеяли зерно - хлеб вымерзал, начался голод. Тогда Ен создал Солнце, оно стало греть, начали расти злаки и травы, пастись скот, люди отогрелись под солнечными лучами. По этой версии, небесные светила были созданы на достаточно позднем этапе космогенеза, по крайней мере, земля уже была заселена. Во всех рассмотренных вариантах Солнце было создано Еном, светлым демиургом, а Т. - Омöлем (у к.-п. "поставил на небе Т. Куль"), темным демиургом. Наряду с этим существовали и представления о том, что оба небесных светила создал один Ен. Или же, Т. была создана Омöлем, но однажды Т. пожалел бедную девушку, которую замучила злая мачеха. Когда девушка с коромыслом и двумя ведрами шла вечером за водой, она попросила Т. взять ее к себе. Т. выполнила эту просьбу, а Ен в награду признал ее своим творением. Мифологический сюжет о девушке с коромыслом и ведрами, которую Месяц взял к себе, имеет очень широкое распространение. Он был известен практически повсеместно в Евразии. Представляют особый интерес чувашский и башкирский сюжеты о Месяце, взявшем девушку, ходившую за водой, в жены. У к.-п. в одной из сказок с мифологической подоплекой рассказывается о старике со старухой, у которых было три дочери. Старшую пришел сватать черный медведь, среднюю - черный ворон, а младшую - Т.. Женихам отказали. Вскоре старшая дочь пошла в лес за ягодами, средняя - на луга, а младшая - на речку, где их и похитили женихи, по приглашению зятьев старики их посетили, все они предстали перед ними в человеческом облике. Сюжет о браке Т. с земной женщиной подчеркивает мужскую ипостась Т.. У к.-п. существовало и представление о женщине с коромыслом и ведрами на Т., но история ее появления там несколько отличается от рассмотренных вариантов. В этой версии также присутствует девушка-невеста, обижаемая злой мачехой, поздно вечером она пошла к реке и стала жаловаться на тяжёлую жизнь, Т. пожалел девушку и спустился вниз. Девушка поднялась на Т., собрала там горсть серебра, назвала Т. крестным отцом и обещала подарить красную рубашку, когда выйдет замуж. Это увидела жадная попадья и дождавшись, когда Т. опять спустился вниз, тоже стала собирать серебро. Наполнив два ведра, она нацепила их на коромысло и собралась уходить, но Т. поднялся вверх, и попадья так и осталась на нём. Первая девушка вышла успешно замуж и подарила Т. красную рубашку, в которой он иногда показывается. В данном предании имеет место контаминация сюжета о девушке на луне и сюжета о бедной падчерице (известная сказка "Метелица") и введена таким образом соционормативная тематика (осуждение жадности). Из к. мифологии следует, что первоначально созданные светила находились на небе рядом, а, следовательно, сутки не подразделялись на светлое и темное время. Разъединение Солнца и Месяца происходило как бы по их собственной инициативе, без вмешательства каких-либо внешних сил. Сестра-Солнце и брат-Т. играли в прятки. Брат спрятался, а сестра, не найдя его, прошла мимо. С тех пор они так и ходят: Солнце ищет брата, а Т. догоняет, но не может догнать свою сестру. У к.-п. мифологическая версия разъединения небесных светил контаминируется с оригинальной вариацией на тему космического сватовства. В прежние времена на небе находились рядом две звезды: одна горячая, а другая холодная. Злой колдун влюбился в одну девушку, но она отказывалась выходить за него замуж, поскольку любила крестьянского парня из соседней деревни. Так и не добившись от девушки согласия на брак, колдун решил разъединить влюбленную пару и посадил их на небе на разные звезды. Девушку он поместил на холодную звезду, парня - на горячую. Девушка сильно замерзла, и тогда колдун поменял ее с парнем местами. Но звезды по-прежнему были рядом и влюбленные могли видеть друг друга и говорить между собой. Тогда колдун развел звезды далеко одну от другой и приказал звезде, на которой находилась девушка, появляться днем, а звезде, на которой жил парень, - ночью. С тех пор Солнце появляется и светит днем, а Т. - ночью. Они никогда больше не встречались друг с другом и не встретятся, Высшие силы в разъединении небесных светил в этом варианте не участвуют. В широко известной у к.-з. сказке с явной архаической мифологической подоплекой "Лиса и мерин" имеются упоминания о том, что у солнца есть шондi зон (парень Солнца), а у Т. - Т. öш (бык Месяца). Бык, как лунарный символ, зафиксирован в мифологиях многих народов мира. Известные фольклорные и этнографические материалы не дают оснований для предположения о наличии в прошлом у к.-з. и к.-п. лунного божества. В то же время о персонификации Т. можно говорить достаточно уверенно. Об этом свидетельствует мифологический сюжет о "Девушке на Т." В к.-з. сказке "Лиса и мерин" лиса ведет с Т. оживленный диалог. В традиционном мировоззрении к.-з и к.-п. Т. был связан с браком. Как только появлялись первые признаки нового Т., девушки выходили на улицу и брали из-под ноги щепотку земли. Её они клали под подушку и веря, что в эту ночь обязательно приснится суженый. Чтобы устроить свадьбу к.-п. фольклорного героя Кудым-Оша, он и его сородичи подождали, пока не народится новый Т.. Считалось, что если ребенок родится при ущербном Т., то он умрет, а если при растущем Т. - будет жить. Возникновение этих представлений было, видимо, связано с общепринятым женским счетом сроков беременности лунными месяцами. Возможно, с этими же идеями связано и существующее у к. обыкновение стричь овец в новолуние - шерсть быстрее отрастает. Напротив, печь складывали и валили лес для строительства дома, когда Т. убывает - печь и бревна не потрескаются. При убывании луны к.-п. проводили магические обряды вывода клопов (лудiк петкöдöм) и выноса осота (йöн петкöдöм). Лит.: Добротворский 1883, Доронин 1947, Климов 1990, Климов 1991, Налимов 1903, Ожегова 1989, Попов 1938, Fuchs 1924. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |