Тöдысь |
Термин Т. имеет древнее, ещё прапермское происхождение, относящееся к периоду уральской языковой общности. И у к.-з., и у к.-п. вера в колдовство и в существование колдунов бытовала повсеместно. Наряду с многочисленными легендами так называемого колдовского эпоса о деяниях могучих колдунов-тунов имеется множество рассказов (быличек) о Т. Основное отличие образа Т. от туна состоит в том, что его прототипом обычно было реальное лицо, имевшее ещё при жизни славу Т. Наиболее часто к Т. причислялись удачливые охотники, коновалы, искусные плотники, успешно врачевавшие народные лекари. Зловредным Т. мог быть признан и любой отличающийся своим поведением или внешним видом от окружающих человек. К зловредной деятельности Т. причислялись, в первую очередь, порча людей скота и собак; насылание шевы; подкладывание в сруб строящегося дома кикиморы; порча ружей у охотников и утрата ими удачи в промысле. В то же время, Т. мог излечить как человека, так и животных, снять порчу, помочь выбрать место для строительства нового дома, отыскать пропавший во время вольного выпаса в лесу скот и т. д. Обязательным считалось приглашение сильного Т. на свадьбу, который оберегал новобрачных и всех участников свадьбы от порчи. Считалось, что другой Т. мог заставить остановиться свадебный поезд или даже превратить всех, находящихся в нём, в волков. У промысловиков существовало убеждение, что охотникам-Т. звери и дичь сами идут в ловушки и попадают на мушку ружья. Т.-вожаки охотничьих артелей обеспечивали удачу в промысле и оберегали своих сотоварищей от злонамеренных козней других Т. У летских к.-з. Т. являлся центральной фигурой на общинных праздниках. Он исполнял обязанности жреца, читал молитвы, гадал, делал предсказания, руководил жертвоприношением и раздавал жертвенное мясо. С ним обычно советовались и во всех затруднительных ситуациях в обыденной жизни. Его приглашали на свадьбы и похороны, Т. обязательно присутствовал на мирских (общинных) сходах при переделах земли, семейных разделах и т. д. Т. был способен даже отменить решение сельского схода, если оно было принято без согласования с ним. Обязательным атрибутом летского Т. была специальная палочка, с которой он никогда не расставался. (Ср. жезл колдуна на карельской свадьбе). Подобно шаманам, Т. имели духов-помощников и, чем их было больше, тем могущественнее считался Т. К сверхъестественным способностям Т. причислялось их умение превращаться в различных животных: медведя. волка, собаку, лошадь, поросёнка, лягушку, курицу, голубя, ворону, сороку и др. Подразумевалась тесная взаимосвязь Т. с водной стихией. На глазах очевидцев он, демонстрируя свою силу, мог заполнить комнату до потолка водой, находиться длительное время под водой и даже спать на дне водоёма. Т. был способен мгновенно высушить могучую ель или сосну так, что с них осыпались все иголки. Некоторым Т. приписывались такие фантастические способности как умение заставить двигаться сами по себе тяжело нагруженные ручные охотничьи нарты с сидящими на них людьми, дар мгновенно переноситься на большие расстояния, телепортируя при этом и других. По рукам и лицу Т. мог предсказать человеку его дальнейшую судьбу. Осмотрев младенца, лежащего в колыбели, он сообщал, кем тот станет, когда вырастет, когда женится и когда умрёт и т. д. Считалось, что с выпадением зубов Т. терял свою колдовскую силу. Точно так же, нельзя было стать Т. до исполнения 9 лет, к этому возрасту приурочивали окончание замены молочных зубов. Перед смертью Т. было необходимо передать кому-либо свою колдовскую силу, иначе он умирал в страшных мучениях, облегчить которые было можно, перерезав ему сухожилия на ногах. С этой же целью из леса приносили маленькую ёлочку, выкопанную с корнями, и ставили её в изголовье умирающего Т., а после его смерти относили обратно и высаживали на прежнем месте. Можно было стать Т. и, пройдя обучение у какого-либо сильного, практикующего Т. При этом неофит проходил определённое испытание, как правило, подразумевающее нарушение тех, или иных народных этических норм. Так. у к.-з. обучающийся колдовству должен был сохранить во рту святое причастие, затем выплюнуть его и завязать в тряпочку. После чего он шёл в лес, вешал узелок с причастием на дерево и расстреливал его из ружья. Затем ночью он шёл вместе с обучающим его Т. в баню. По призыву Т. в бане появлялась красная или белая собака и выблёвывала на пол рвоту. Посвящаемый должен был всю её вылизать, после чего он обретал колдовские способности. По другому способу обучения, следовало найти чёрную кошку, без каких-либо пятен другого цвета и опустить её в бане в кипяток. В это время в окне бани появлялось лицо с огненными глазами. Если желающий стать Т. не пугался его, через некоторое время появлялся молодой человек и приступал к обучению колдовству. Кроме того, желающий стать Т. должен был отречься от основных человеческих ценностей, сказать, что он не знает ни солнца, ни луны, ни своих родителей, жены и детей. У к.-п. считалось, что для обучения колдовскому искусству следовало придти в баню с опытным Т. и сварить там чёрную кошку. Посвящаемый должен был проглотить сорок её косточек, после чего пройти через открытый рот гигантской лягушки и пройти испытание огнём. Существовало твёрдое убеждение, что умерший Т. мог ожить, становясь при этом смертельно опасным для всех окружающих, даже своих близких и друзей, желая обезопасить которых, он просит их похоронить его с нарушением общепринятых норм. Так, перед смертью Т. говорит своей жене, чтобы его не обмывали, похоронили уже на следующий день, и запрещает жене оставаться на ночь в доме рядом с его телом. Умирающий в лесу Т.-вожак промысловой артели даёт указание друзьям-охотникам похоронить его в отхожем месте и т. д. Чтобы Т. не мог ожить, рекомендовалось завязать ему после смерти безымяный палец левой руки, связать ноги за большие пальцы или голени пеньковыми прядками или же завязать пальцы и рук, и ног. Хоронить его следовало лицом вниз, а в зад нужно было вбить ольховый кол. У к.-п. в гроб Т. клали семь кукол, считалось, что иначе он уведёт за собой ещё семь человек. В той или иной мере, преимущественно в сельской местности, вера в колдовство и существование Т. сохраняется до сих пор. Лит.: Ильина 1993, Климов 1991, Рочев 1994, Сидоров 1928, Теплоухов 1895, Шабаев, Никитина 1993, Янович 1903, Fokos-Fuchs 1951, Ilina 1992, Uotila 1989, Wichmann 1916. |
|
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |