ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Семик


 

поминальный день накануне Троицы

Непосредственно перед Троицей, в седьмую (отсюда - Семик) послепасхальную неделю, как и у русских, в четверг, а чаще в субботу, у к. был поминальный родительский день. В С. у к.-з. из каждого дома хоть кто-нибудь должен был посетить могилы близких. Было принято являться на могилы обязательно с каким-нибудь кушаньем (рыбным пирогом, варёным мясом, яйцами и др.). Старались донести пищу ещё горячей, поскольку верили, что паром от неё питаются умершие. В могиле делали небольшое углубление и "угощали" умерших, наливая туда пиво или вино. После посещения кладбища поминки по умершим продолжались по домам. На них приглашались все родственники, за столом рассаживалось по степени родства, причём, женщины отдельно от мужчин. После того, как "родители" были помянуты, принимающие участие в поминальном обряде приступали к трапезе. В конце поминок исполнялись похоронные плачи, но запрещено было начинать причитания до того, пока со стола не исчезнет поминальное угощение.

У к.-п. считалось, что С. являлся единственным днём в году, когда души всех умерших получали от Бога дозволение на один день вернуться на землю, чтобы присутствовать на поминальной трапезе своих родственников, которая устраивалась как дома, так и на кладбище. К С. начинали готовиться заранее: уже за неделю до него ловили рыбу, забивали домашний скот и птицу, хозяйки тщательно мыли всю посуду, чтобы души покойных не упрекнули их в нечистоплотности. Утром в С. все приготовленные кушания ставили на стол, причём, выпечку специально надламывали, чтобы из неё свободно выходил пар. Затем перед иконой зажигали свечу, и все домочадцы молились Богу. Домохозяин давал указание отодвинуть стол от лавки и поставить ещё одну лавку по другую сторону стола для душ умерших родственников. После чего он приглашал их приступить к трапезе. Где-то через полчаса за стол садились и все домочадцы. После обильного завтрака семья отправлялась в церковь, а затем все шли на кладбище. На могилах близких растилали скатерти, на которые выкладывали принесённые яства и спиртные напитки. Чтобы принесённая для угощения душ умерших еда была тёплой, и от неё шёл пар, её заворачивали в специально разогретые для этого тряпки.

Лит.: Заварин 1870/1, Микушев, Чисталёв , Рочев 1971, Янович 1903.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Сарий волос
       Семик
       Серам
       Сёськаса старик
       Сигудöк
       Сийöс пыр лэдзöм
       Син пöла
       Син пöла морт
       Сир I
       Сир II
       Сир ю
       Смилитöм
       Сов
       Соловейöс петкöдöм
       Сороки
       Сретенне
       Степан Пермскöй
       Сур
       Сутшйöдлöм
       Сьöдбöж
       Сьöла
       Сьöла-Пöласа
       Сьыв
       Сырчик
       Сыкчик-кöз
       Сюзь
       Сюра-пеляысь мöс видзысь

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.