ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Сырчик


 

трясогузка

Как и у многих других народов, у к. прилет птиц ассоциировался с наступлением весны. У к.-з. взаимосвязанными событиями считались прилет С. и вскрытие рек. Нижневычегодские и вымские к.-з. полагали, что реки вскрываются на двенадцатый день после прилета С., удорские к.-з. - через два-три дня. У ижемских к.-з. с прилетом С. связывали скорое потепление. У язьвинских к.-п. прилет С. приурочивали к Николину дню (9 мая ст. ст.). На третий день после отмечания этого христианского весеннего праздника проводился красочный языческий праздник встречи весны - "Встреча С. " Для встречи С. собирались на лесной полянке или поляне близ окраины деревни, около гумен. Преимущественно приходила молодежь, но не возбранялось присутствие на празднике и взрослых. Из деревни выходили под вечер, группой, предварительно сговорившись. Придя в лес, сразу же разводили костер. Парни собирали для него дрова, из колод делали сиденья, и все собравшиеся усаживались в кружок вокруг костра. Каждая из девушек поочередно обносила всех пивом, или же пиво подавали те, кто его принес. Остатки пива сливали в один туес. Потом начиналось всеобщее веселье, под гармошку пели песни, плясали, прыгали через костер. Перед уходом домой остатки пива выливали на землю со словами: "Это для С." Палкой в земле выкапывали ямку, из каждого туеса сливали в нее по капле пива, приговаривая: "напоили допьяна, схоронили С.". Зарывали ямку, немного плясали на этом месте и с песнями возвращались в деревню.

На окраине деревни чествование С. проводилось несколько по-другому. Около гумен собиралась молодежь, посередине поляны вбивали заостренный сверху кол, на нем укрепляли соломенное чучело С., а в стороне разводили костер. Усаживались вокруг костра и угощали друг друга пивом. Когда пиво заканчивалось, девушки начинали водить хоровод вокруг кола с чучелом С., вскоре под игру гармониста к ним присоединялись парни. Одна из девушек выходила из круга и направлялась к гумну с печеными яйцами в руках. Она залезала на гумно, очищала яйца от скорлупы, разламывала их на кусочки и раскладывала на коньке крыши. Считалось, что С. прилетит, поест эти яйца и принесет в награду хорошую погоду и урожайный год. Спустившись с гумна, девушка возвращается в хоровод. После хоровода молодежь играла в различные игры с элементами эротики и, наконец, под музыкальное сопровождение гармони все расходились по домам.

Лит.: Жилина, Сорвачева 1971, Сахарова, Сельков 1976, Чагин 1993, Чагин 1995.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Сарий волос
       Семик
       Серам
       Сёськаса старик
       Сигудöк
       Сийöс пыр лэдзöм
       Син пöла
       Син пöла морт
       Сир I
       Сир II
       Сир ю
       Смилитöм
       Сов
       Соловейöс петкöдöм
       Сороки
       Сретенне
       Степан Пермскöй
       Сур
       Сутшйöдлöм
       Сьöдбöж
       Сьöла
       Сьöла-Пöласа
       Сьыв
       Сырчик
       Сыкчик-кöз
       Сюзь
       Сюра-пеляысь мöс видзысь

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.