Сир II |
Отношение к. к С. скорее негативно, чем позитивно, на что указывают выражения С.-курыд олöм "смоляно-горькая жизнь", сирасьны "привязаться, ввязаться в нечто нежелательное, навязать отношения", С. падъян "смоляной туес": о смуглом, угрюмом человеке, подозреваемом в колдовстве, сирöд мыр "смолистый пень": о человеке смуглом, физически крепком; угрюмом, предпочитающем одиночество человеческому обществу; невежественном. В мифологических представлениях С. связывается с миром смерти: души покойников на пути на тот свет переходят С. ю "Смоляную реку" или С. биа ю "Смоляного огня реку" по жёрдочке, полотну, половику, при этом наиболее отягчённые грехами души или те, кому не хватило длины полотна, падают и сгорают в смоле. Вероятно, под влиянием христианских апокрифов, в описаниях того света встречаются образы С. пöрт "смоляного котла" и С. гу "смоляной ямы", в которых Омöль (Антус) варит души грешников. На основе омонимической близости слов С. "смола" и С. "щука" в некоторых случаях сближаются образы смоляной реки (ямы) и хозяина нижнего мира, щуки. В мифе о создании Еном сигудка, музыкальный инструмент не звучит до тех пор, пока Омöль не советует смазать коз С. "еловой смолой" смычок и струны, после чего сигудöк обретает звук, и проклинается Еном, как нечистый. В сказках С. ю "Смоляная река" часто является границей, отделяющей мир антагониста от мира героя. В мотивах погони смоляная река появляется при бросании героем через левое плечо смоляного туеска (С. туис, С. падъян). В печ. сюжете о медведе-людоеде (типа "Синяя борода") медведь узнаёт о том, что девушки нарушили запрет заходить в особую комнату по их позолоченному пальцу, кисти, руке, которые сёстры совали в корыто со смолой (в вар. с кровью). В некоторых сказках героя, вывалявшегося в смоле принимают за чёрта. В мотиве "поимка сорокасаженной кобылы" герой обмазывает своего коня смолой, покрывает шкурами и иголками, чем защищает его от укусов кобылы. В быту и в народной медицине ниа С. "лиственничная смола" и коз С. "еловая смола" используются как гигиеническое средство от зубной боли и антисептик при ранениях и ожогах. С. считается также сильным магическим средством. Кусочки еловой смолы к.-з. привязывали к нательному кресту, чтобы предохраниться от оспы. Во время эпидемий замазывали С. все наружные двери. От эпизоотий и порчи смоляные кресты наносили на пах животных, на двери хлева. С. использовалась и для порчи скота, для чего смоляное пятно наносили на кожу животного напротив сердца. С., наряду с можжевельником и ладаном, использовался для ритуально-магических курений. С. считалась кровью дерева. Так верхневычегодский колдун Емель, предсказывая будущее, говорил: "Время придёт, наседка свои яйца будет жрать, а у деревьев кровь собирать будут." Информатор, сообщивший это добавил: "Смолу тогда не добывали, грехом это было." Подобные представления напрямую связывались в контексте представлений об ас пу "своём дереве" и наличии души у деревьев. Лит.: Осипов 1986, Налимов 1908, Сидоров 1928, Focos-Fuchs 1956, ПМА, ПМ ИИ. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |