П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Республика Коми
Республика Коми



регионы

публикации
История изучения этнографии
 Сурво В., Сурво А. (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
Внутренние границы культуры

В экспедиционных поездках по Карелии, Архангельской и Ленинградской областям мы нередко сталкиваемся с финляндским влиянием, так или иначе присутствующим в деятельности национальных парков, краеведческих музеев и, особенным образом, - в религиозной сфере. В отношение «западных» миссионеров обычно обращается внимание на причины их прихода в просвещаемую среду. Не меньшее значение имеют мотивы их ухода из собственной действительности, внутренние границы исходной культуры.

весь текст > > >

 

 Сурво В., Сурво А. (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
«Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса

В хельсинкском Музее Культур недавно открылась выставка «Карелия. На границе с Финляндией» (4.4.2008 – 4.1.2009), посвящённая беломорским карелам, ливвиковским карелам, карелам-людикам, тверским карелам, вепсам, ингерманландским финнам, саамам Кольского полуострова, русским Карелии, ижемским коми и русскому населению Поморья. На экспозиции впервые представлены материалы, собранные финляндскими исследователями на оккупированных территориях во время Великой Отечественной войны.

весь текст > > >

 

 Сурво В., Сурво А. (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта

В 1551 г. М. Агрикола (около 1510 – 1557), открывший эру печатного финского слова, издал перевод «Давидова Псалтыря», в предисловии к которому привёл перечень 24 божеств хямяляйцев и карел. Разделяя идолов на хямяляйских и карельских, М. Агрикола имел ввиду язычество подданных средневековой католической Швеции. Карелы России считались русскими, и о них вообще умалчивается. До второй половины XVIII в. перечень оставался единственным источником по финской мифологии. Список не раз воспроизводился в поэтической форме другими авторами и переводился на ряд языков, но интерес к мифологии оставался формальным, что не расширило круг приведённых Агриколой сведений. Следующие два с половиной столетия с лихвой восполнили этот пробел.

весь текст > > >

 

 Сурво В.В. (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
Традиции Карелии в ”иконической» реальности Финляндии

К концу ХIХ в. усилиями учёных и деятелей искусства культурная идентичность финляндской элиты трансформировалась в политическую, тогда же была сформирована идея «карелианизма». Карелия превратилась в объект паломничества финляндских ученых, художников, композиторов, архитекторов, поэтов и прочих любителей старины. Представление о Карелии как о неотъемлемой части грядущего «Идеального Отечества», стало ключевым концептом финляндского национального мифа. В формировании мифологем и идеологем особая роль принадлежит иконическим элементам традиций и в том числе традиционной орнаментике.

весь текст > > >

 

 Сурво А.А. (Хельсинки).: Ленинградская область :. 
«Мать-и-мачеха» женской магии

В составленном В. Салминеным перечне «Рунопевцев и ведунов Ингрии» из более чем 1200 исполнителей лишь порядка сотни мужчин. Финляндцами было записано около 15000 вариантов рун, из которых «мужских» всего три-четыре процента. Статистика, очевидно, отражает реалии, с которыми столкнулись исследователи, однако свою роль сыграла заданность собирательской деятельности. Тесты фиксировались выборочно, а большинство фольклорно-этнографического материала просто-напросто признавалось «несуществующим», особенно, если сведения свидетельствовали об инородческом влиянии, которому приписывались любые несоответствия местных традиций представлениям учёных: «Редко мы могли записать у мужчин руны, в которых не было бы хоть сколь-нибудь похабщины, и, вообще, даже более пристойные руны были почти пустячными». «Женщины более верно, чем мужчины, сохраняют наследие предков даже тогда, когда мужчины отвергли это наследие как какую-то бесполезную вещь и вместо сверкающих благородных жемчужин восхищаются стекляшками, принесёнными чужаками»

весь текст > > >

 

 Арно Сурво.: Республика Коми :. 
Уральский миф

В среде американских финнов-переселенцев 1920-х годов, наряду с песнями классово-пролетарской тематики, были распространены произведения с лирикой цыганских романсов: «Дева Урала, темноволосая, красивая, синеглазая… Огненными поцелуями согреет она даже ледяную грудь» (12). Это слова из популярнейшего в те годы и сегодня неизвестного фокстрота «Uraliin» («В Урал»), исполнявшегося Катри Ламми. Вскоре после записи песни она эмигрировала в СССР, где стала примой петрозаводского финского театра. Впоследствии певица была репрессирована и последние годы своей жизни провела в доме престарелых на о. Валаам

весь текст > > >

 

 Сеппо Лаллукка (Хельсинки).: Республика Коми :. 
Финские исследователи народов коми в XIX в. и их деятельность в финском национальном движении

XIX в. можно считать веком сложения финской нации. В этом процессе немаловажную роль играли ученые, которые раскрыли древние корни финнов, в частности, их историко-культурную общность с проживающими в северной Евразии родственными народами. Для формирующейся нации было важно иметь знания о своем происхождении. В предлагаемой статье раскрывается научная деятельность трех финских языковедов…

весь текст > > >

 

 К.В. Истомин (г. Сыктывкар).: Республика Коми :. 
Коми-ижемское оленеводство. Историография двух веков изучения.

В этнографическом изучении народа коми в послевоенный период, т. е. на том этапе этого изучения, который принято называть "современной этнографией", тема коми-ижемского оленеводства занимала, к сожалению, маргинальное положение.

весь текст > > >

 

 Ю.П. Шабаев, Н.Д. Конаков (г. Сыктывкар).: Республика Коми :. 
История этнографического изучения народов коми

За последние более чем два столетия в этнографическом изучении народов России сделано многое: накоплен очень обширный полевой материал, изданы многочисленные фундаментальные работы, опубликованы тысячи статей, посвященных различным сторонам культуры и быта как целых народов, так и отдельных этнографических групп. В результате возникла настоятельная необходимость историографического обобщения всего этого обширного материала и на региональном, и на общероссийском уровне. Думается, на рубеже столетий и тысячелетий Институту этнологии и антропологии просто необходимо обратиться к этой проблеме и возглавить работу по созданию широкой серии историографических исследований…

весь текст > > >

 

 Терюков А.И. (С.-Петербург).: Республика Коми :. 
Коми этнография в 1930-е годы

1920-е годы были, если образно говорить об этом времени, «золотым веком этнографии коми».. В эти годы появилось значительное количество публикаций, так или иначе затрагивших обозначенную тематику. В этой области активно работают исследователи, которых условно можно разделить на две большие группы: это те, кто начал свою научную деятельность еще до революции, и на тех, кто стал специалистом уже в советское время.

весь текст > > >

 

 Власова В.В. (Сыктывкар).: Республика Коми :. 
История этнографического изучения старообрядческой традиции коми.

Старообрядчество, представляющее собой многовековое движение - религиозное, культурное, социальное, существенно повлияло на формирование конфессиональной и историко-этнографической карты России. Долгое время его рассматривали как исключительно "русское" явление, хотя уже со второй половины XIX в. появляются данные о распространении староверия среди финно-угорских народов (мордвы, карел, пермяков, зырян). Т.А. Бернштам в одной из своих работ высказала предположение, что "там, где постоянных русских жителей было мало, православие не имело давних корней или не успело распространить своего влияния, староверие стало ... носителем христианских идей". В последнее десятилетие интерес ученых к таким вопросам как причины распространения староверия, его влияние на культуру и быт не только не уменьшился, но активизировался

весь текст > > >

 



новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты