П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Республика Коми
Республика Коми



регионы

публикации
Музейная этнография
 Сурво В.В. (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
Культура на границах: «иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии

На территории Республики Карелия проживают представители разных этнических групп, среди которых коренными являются вепсы, карелы и русские. Локальные группы русских (заонежане, пудожане, водлозёры, вытегоры, каргополы) сложились в результате смешения славянского и финно-угорского автохтонного населения. Исторические обстоятельства способствовали типологическому сближению традиций вепсов, карел и славян, что отличалось особой интенсивностью в ХVIII-ХХ столетиях. Результатом стало формирование определённой «региональной» специфики, которая прослеживается в языке, некоторых фольклорных формах – лирические песни, бытовые сказки, народные танцы, верования, жилище, одежда, элементы свадебного обряда.

весь текст > > >

 

 Cурво В.В. (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии

Образцы орнамента олонецкой вышивки, собиравшиеся исследователями начиная с середины XIX в., хранятся в музеях как ценные артефакты, являясь ценным источником по истории культуры. Это одежда, предметы народного быта – полотенца и подзоры к кроватям. Некоторые вышитые вещи (уже семейные реликвии) удалось зафиксировать во время этнографических экспедиций автора по Карелии в 1986-2002 гг.

весь текст > > >

 

 Валерий Шарапов (Сыктывкар), Арно Сурво (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
«Иконическая риторика» этнофутуризма

При рассмотрении проблематики, связанной с выяснением особенностей символической репрезентации региональной культуры и идентичности, значительный интерес представляют направления современной национальной художественной культуры как формы выражения регионального идентитета и этнического самосознания. В частности, речь идет о т.н. этнофутуристическом движении, получившем развитие в постсоветском пространстве финно-угорских регионов России.

весь текст > > >

 

 Н.Е. Плаксина.: Республика Коми :. 
Старообрядческая икона Удоры: к постановке проблемы

На сегодняшний день икона по-прежнему остается наименее изученной областью старообрядческой культуры. Более изученными можно считать крупные центры иконописания в Выге, Стародубье, Поволжье, Причудье, на Ветке.* И гораздо меньше известно о северных локальных центрах иконописания с небольшим ареалом распространения икон, в частности, в Подвинье, на Мезени. «Есть глухие упоминания о так называемой «скитской» иконописи, «создававшейся на фанатичной преданности канону», и выродившейся в конце концов в «искусство экзотическое, пряное, в искусство для заказчика-старовера». Но достоверного представления об этой иконописи сегодня нет.

весь текст > > >

 

 Хеккинен Кайя, Йоэнсуу.: Республика Карелия :. 
Как этнографическая активность творит "своих" и "чужих"

Этнография и антропология (как и многие другие области науки) с момента своего появления породили разделение людей, групп людей, этносов и народов на «своих» и «чужих». Рождение этнографии часто связывалось непосредственно с формированием нации. В этом процессе национализм выступает в роли идеологического фактора. В национализме определяют и конструируют единую нацию, иллюзорный характер которой также акцентируется1. Одновременно из этой единой нации исключаются многие группы людей, которые можно определить как этнические или социальные меньшинства. В этом процессе складываются и развиваются различные границы. Есть границы государства, но есть также и внутренние границы, которые определяют «чужих» людей своей страны. К природе национализма относится и то, что все «свое» понимается лучше, чем «чужое».

весь текст > > >

 

 Котылева И.Н., Пьянкова Т.А. (Сыктывкар).: Республика Коми :. 
Из истории формирования коллекции Национального музея Республики Коми по традиционной культуре коми-зырян

Коллизии российской истории ХХ века отразились и на судьбе одного из первых научных и культурно-просветительных учреждений Коми края - Национального музея Республики Коми, отметившего в октябре 2001 г. свое 90-летие. Появление первого музея в Коми крае произошло благодаря активистам отделения Архангельского общества изучения Русского Севера в Усть-Сысольске К.Ф.Жакову, А.А.Цемберу, А.Ф. Старовскому, и др. Днем образования музея считается 17 октября 1911г., когда земское собрание приняло постановление о выделении единовременного пособия (100 рублей) на приобретение коллекций для музея «Археологии и этнографии». Создание музея явилось составной частью музейного строительства, развернувшегося в северных губерниях России со второй половины XIX в. (первые инициативы о создании музея в г. Усть-Сысольске восходят к последней четверти XIX столетия).

весь текст > > >

 

 Чувьюров А.А. (С.-Петербург, РЭМ).: Республика Коми :. 
К истории формирования фотоколлекций по народам коми в собрании РЭМ.

Музейно-этнографическая собирательская деятельность носит многоаспектный характер, наряду собственно с комплектованием этнографических предметов (предметов наделенных этнокультурной спецификой), сбором материалов по специальным программам-опросникам, она включает различные способы визуальной фиксации (рисунки, чертежи, фотографии, в современных условиях еще и аудио- и видеозаписи), которые играют не только вспомогательную роль, но порой решают собственные задачи и цели (отражение народного быта, которое не имеют равнозначного вещного или документального выражения). Роль фотографии как одного из выразительных средств, способного запечатлеть важные и знаменательные явления жизни общества, ясно и отчетливо сознавалась такими известными отечественными этнографами как В.И. Ламанский, Д.А. Клеменц, А.А. Миллер, которые во многом определяли характер и важнейшие направления собирательской работы в нач. XX в.

весь текст > > >

 

 Арт Леэте (Тарту, Эстония), Владимир Липин (Сыктывкар, НМРК).: Республика Коми :. 
О методике и результатах исследований этнографических экспедиций Эстонского национального музея к этнографическим группам коми.

Исследование финно-угорских народов является одним из приоритетов Эстонского национального музея (ЭНМ). До второй мировой войны проводились экспедиции к ливам и к карелам. Во время войны, в 1942 и 1943 г организовали комплексные экспедиции в Ингерманландию, в основном для изучения водской культуры. Регулярные экспедиции к финно-угорским народам России начинались только с 1960-х. С тех пор сотрудниками ЭНМ многократно посещались все финно-угорские народы.

весь текст > > >

 



новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты