|
Музейная этнография | Сурво В.В. (Хельсинки) | .: Республика Карелия :. | Культура на границах: «иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии На территории Республики Карелия проживают представители разных этнических групп, среди которых коренными являются вепсы, карелы и русские. Локальные группы русских (заонежане, пудожане, водлозёры, вытегоры, каргополы) сложились в результате смешения славянского и финно-угорского автохтонного населения. Исторические обстоятельства способствовали типологическому сближению традиций вепсов, карел и славян, что отличалось особой интенсивностью в ХVIII-ХХ столетиях. Результатом стало формирование определённой «региональной» специфики, которая прослеживается в языке, некоторых фольклорных формах – лирические песни, бытовые сказки, народные танцы, верования, жилище, одежда, элементы свадебного обряда. весь текст > > > | Cурво В.В. (Хельсинки) | .: Республика Карелия :. | О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии Образцы орнамента олонецкой вышивки, собиравшиеся исследователями начиная с середины XIX в., хранятся в музеях как ценные артефакты, являясь ценным источником по истории культуры. Это одежда, предметы народного быта – полотенца и подзоры к кроватям. Некоторые вышитые вещи (уже семейные реликвии) удалось зафиксировать во время этнографических экспедиций автора по Карелии в 1986-2002 гг. весь текст > > > | Валерий Шарапов (Сыктывкар), Арно Сурво (Хельсинки) | .: Республика Карелия :. | «Иконическая риторика» этнофутуризма При рассмотрении проблематики, связанной с выяснением особенностей символической репрезентации региональной культуры и идентичности, значительный интерес представляют направления современной национальной художественной культуры как формы выражения регионального идентитета и этнического самосознания. В частности, речь идет о т.н. этнофутуристическом движении, получившем развитие в постсоветском пространстве финно-угорских регионов России. весь текст > > > | Н.Е. Плаксина | .: Республика Коми :. | Старообрядческая икона Удоры: к постановке проблемы На сегодняшний день икона по-прежнему остается наименее изученной областью старообрядческой культуры. Более изученными можно считать крупные центры иконописания в Выге, Стародубье, Поволжье, Причудье, на Ветке.* И гораздо меньше известно о северных локальных центрах иконописания с небольшим ареалом распространения икон, в частности, в Подвинье, на Мезени. «Есть глухие упоминания о так называемой «скитской» иконописи, «создававшейся на фанатичной преданности канону», и выродившейся в конце концов в «искусство экзотическое, пряное, в искусство для заказчика-старовера». Но достоверного представления об этой иконописи сегодня нет. весь текст > > > | Хеккинен Кайя, Йоэнсуу | .: Республика Карелия :. | Как этнографическая активность творит "своих" и "чужих" Этнография и антропология (как и многие другие области науки) с момента своего появления породили разделение людей, групп людей, этносов и народов на «своих» и «чужих». Рождение этнографии часто связывалось непосредственно с формированием нации. В этом процессе национализм выступает в роли идеологического фактора. В национализме определяют и конструируют единую нацию, иллюзорный характер которой также акцентируется1. Одновременно из этой единой нации исключаются многие группы людей, которые можно определить как этнические или социальные меньшинства. В этом процессе складываются и развиваются различные границы. Есть границы государства, но есть также и внутренние границы, которые определяют «чужих» людей своей страны. К природе национализма относится и то, что все «свое» понимается лучше, чем «чужое». весь текст > > > | Котылева И.Н., Пьянкова Т.А. (Сыктывкар) | .: Республика Коми :. | Из истории формирования коллекции Национального музея Республики Коми по традиционной культуре коми-зырян Коллизии российской истории ХХ века отразились и на судьбе одного из первых научных и культурно-просветительных учреждений Коми края - Национального музея Республики Коми, отметившего в октябре 2001 г. свое 90-летие. Появление первого музея в Коми крае произошло благодаря активистам отделения Архангельского общества изучения Русского Севера в Усть-Сысольске К.Ф.Жакову, А.А.Цемберу, А.Ф. Старовскому, и др. Днем образования музея считается 17 октября 1911г., когда земское собрание приняло постановление о выделении единовременного пособия (100 рублей) на приобретение коллекций для музея «Археологии и этнографии». Создание музея явилось составной частью музейного строительства, развернувшегося в северных губерниях России со второй половины XIX в. (первые инициативы о создании музея в г. Усть-Сысольске восходят к последней четверти XIX столетия). весь текст > > > | Чувьюров А.А. (С.-Петербург, РЭМ) | .: Республика Коми :. | К истории формирования фотоколлекций по народам коми в собрании РЭМ. Музейно-этнографическая собирательская деятельность носит многоаспектный характер, наряду собственно с комплектованием этнографических предметов (предметов наделенных этнокультурной спецификой), сбором материалов по специальным программам-опросникам, она включает различные способы визуальной фиксации (рисунки, чертежи, фотографии, в современных условиях еще и аудио- и видеозаписи), которые играют не только вспомогательную роль, но порой решают собственные задачи и цели (отражение народного быта, которое не имеют равнозначного вещного или документального выражения). Роль фотографии как одного из выразительных средств, способного запечатлеть важные и знаменательные явления жизни общества, ясно и отчетливо сознавалась такими известными отечественными этнографами как В.И. Ламанский, Д.А. Клеменц, А.А. Миллер, которые во многом определяли характер и важнейшие направления собирательской работы в нач. XX в. весь текст > > > | Арт Леэте (Тарту, Эстония), Владимир Липин (Сыктывкар, НМРК) | .: Республика Коми :. | О методике и результатах исследований этнографических экспедиций Эстонского национального музея к этнографическим группам коми. Исследование финно-угорских народов является одним из приоритетов Эстонского национального музея (ЭНМ). До второй мировой войны проводились экспедиции к ливам и к карелам. Во время войны, в 1942 и 1943 г организовали комплексные экспедиции в Ингерманландию, в основном для изучения водской культуры. Регулярные экспедиции к финно-угорским народам России начинались только с 1960-х. С тех пор сотрудниками ЭНМ многократно посещались все финно-угорские народы. весь текст > > > |
|
|