|
Методика полевых исследований | А.А. Сурво, В.Э. Шарапов | .: Ленинградская область :. | На(т)ивные авторы, читатели и (гипер)тексты. При обсуждении проблематики и методики полевых исследований, как правило, акцентируется внимание на предполагаемой достоверности и объективности архивных отчётов, терминологических дискуссиях и теоретизировании по поводу корректности взаимоотношений «исследователя» и «информанта». В то же время, широкий спектр контекстуальных и внеконтекстуальных взаимосвязей исследований (собственно научные тексты и их научно-популярные вариации), основанных на том или ином полевом материале, не говоря уже о текстах, представляющих собой новые уровни семиотизации и строящихся (преимущественно) на отсылках к другим научным работам, представлен в совершенно разнородных и, особенно, «забытых» текстах. весь текст > > > | Сурво А.А. (Хельсинки) | .: Республика Коми :. | Мифология "забытого" текста При обсуждении проблематики и методики полевых исследований, как правило, акцентируется
внимание на предполагаемой достоверности и объективности архивных отчётов,
терминологических дискуссиях и теоретизировании по поводу корректности
взаимоотношений "исследователя" и "информанта". В то же время, широкий спектр
контекстуальных и внеконтекстуальных взаимосвязей исследований (собственно
научные тексты и их научно-популярные вариации), основанных на том или ином
полевом материале, не говоря уже о текстах, представляющих собой новые уровни семиотизации
и строящихся (преимущественно) на отсылках к другим научным работам,
представлен в совершенно разнородных и, особенно, "забытых" текстах. весь текст > > > | Сурво А.А. (Хельсинки) | .: Ленинградская область :. | Научная риторика и авторитет поля Научные интерпретации, связанные с проблематикой народной религиозности, сегодня нередко ангажированы религиозной и магической риторикой, что говорит о некоторой неопределённости различий между субъектами и объектами исследований. Подчёркнуто знаковый характер имеет, например использование ключевых религиозных понятий и, в том числе, написание их с заглавной буквы (также, как и “прописное” бытование этих же понятий в предшествующие десятилетия), намёки авторов на их близость к ритуальной сфере, дифференциация знахарей и шаманов на “настоящих” и “шарлатанов”, когда критериями истинности, видимо, обладают сами исследователи, и т.п. весь текст > > > | Чувьюров А.А. (г. Санкт-Петербург) | .: Республика Коми :. | К проблеме верификации материалов этнографических и фольклорных исследований (по материалам исследований коми старообрядцев-беспоповцев). Известный отечественный фольклорист С.Е. Никитина в послесловии монографии Г. Федотова “Стихи духовные” пишет: “...вера русского народа во многих научных работах предстает как язычество, прикрытое легким флером христианства. Исследования старообрядчества дают другую картину — безусловную христианскую модель мира”. Далее исследователь задается вопросом: “Неужели исправление церковных книг и обрядов разделило народ на язычников и христиан? Или сыграли роль разные установки ученых: в первом случае — на открытие глубинных дохристианских пластов, во втором — на выяснение роли христианской книги в образе жизни и образе мыслей носителей древлеправославного благочестия?” Ответ, который дает С.Е. Никитина, неутешителен для собирателей: “Скорее последнее.” весь текст > > > | Загребин А.Е. (Ижевск) | .: Удмуртская Республика :. | Об исследовательском феномене одной научной генерации в истории финно-угорской этнографии В 1981 г., размышляя об истории, месте и роли своей дисциплины, профессор финно-угорской этнографии Хельсинкского университета Н. Валонен расположил её между общей этнологией и собственно финской этнографией (Valonen N., 1981). Тем самым он очертил не только исследовательское поле, но и во многом отразил известный методологический дуализм, присущий одной из самых своеобразных наук о народах и культурах. весь текст > > > | Семенов В.А. (Сыктывкар, СГУ) | .: Республика Коми :. | К истории использования унифицированных форм изучения традиционной духовной культуры коми (зырян). На основе анализа практики этнографических исследований традиционной культуры коми в статье рассматривается проблема преобразования культурной действительности в этнографический факт. Выработка общей парадигмы целостного представления о народной культуре, адекватность вопросов, сопоставимость методики сбора и интерпретации данных с моделью исследуемой культуры помогут избежать описательности и субъективизма результатов научных поисков. весь текст > > > |
|
|