П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Удмуртская Республика
Удмуртская Республика


регионы

публикации

публикации

История полевых исследований
 А.Е. Загребин (Ижевск).: Удмуртская Республика :. 
Г.Ф. Миллер и его "описание трех языческих народов в казанской губернии"

Герхард Фридрих (в русском обиходе Федор Иванович) Миллер (1705 –1783) родился в небольшом вестфальском городке со славным ганзейским прошлым – Герфорд. Отец его, являясь лицом духовного звания, исполнял должность ректора местной гимназии, а мать происходила по одним сведениям из купеческого сословия, по другим данным из семьи профессора-богословия. Выделявшаяся среди других бюргеров своей ученостью семья не могла не дать своим детям того импульса, который можно определить как тягу к знаниям, к новизне открытия. Даже, если это открытие ждет на страницах следующей по счету книги домашней библиотеки.

весь текст > > >

 

 Напольских В.В. (Ижевск).: Удмуртская Республика :. 
Дважды забытый. Д.Г.Мессершмидт – первый исследователь удмуртского языка и культуры

Первые сведения о языке и культуре удмуртов стали достоянием науки в XVIII веке, благодаря в основном немецким учёным, служившим в Императорской Санкт-Петербургской Академии наук: Г.Ф.Миллеру, И.Г.Гмелину, И.Г.Георги и другим. В этот ряд на первое место по праву должно быть поставлено имя Д.Г.Мессершмидта.

весь текст > > >

 

Методика полевых исследований
 Загребин А.Е. (Ижевск).: Удмуртская Республика :. 
Об исследовательском феномене одной научной генерации в истории финно-угорской этнографии

В 1981 г., размышляя об истории, месте и роли своей дисциплины, профессор финно-угорской этнографии Хельсинкского университета Н. Валонен расположил её между общей этнологией и собственно финской этнографией (Valonen N., 1981). Тем самым он очертил не только исследовательское поле, но и во многом отразил известный методологический дуализм, присущий одной из самых своеобразных наук о народах и культурах.

весь текст > > >

 

архив

Полевые отчеты и дневники
 М.А. Кастрен (Хельсинки).: Удмуртская Республика :. 
Из путевых заметок. 1843 год.

… Первого мая старого стиля я выехал из Казани. Известно, как русские дороги в это время года разбиты и дурны, не мудрено, следовательно, понять, как сильно страдало мое бренное тело, изнуренное еще в Казани болезнью и сидячей кабинетской жизнью, от страшной тряски в беспокойном экипаже. Но юмор старого Шведа овладел и мною до такой степени, что у меня не выходила из головы прекрасная песня «Смертный, страдай, таков твой удел», и я с невозмутимым спокойствием выдерживал все пытки совершенно не поэтического почтового тракта.

весь текст > > >

 

 Загребин А.Е. (Ижевск).: Удмуртская Республика :. 
В.П. Налимов в Удмуртии: к истории одного незавершенного научного проекта

История изучения удмуртского народа прошла к началу XXI века немалый путь, в ходе которого были времена блестящих открытий и научного подвижничества, но были периоды безликого тиражирования уже давно известных фактов или, что ещё хуже, научного «самоедства» и погони за конъюнктурой. Тем не менее, ушедшие поколения ученых, их поиски и труды не должны оставаться в забвении, несмотря на то, кажутся они нам актуальными, либо не вписывающимися в контекст сегодняшнего дня. Понимание высокой значимости исследовательского труда и книги сформировало современную этнографию удмуртов, в равной степени основанную на эмпирических данных и на историографических материалах.

весь текст > > >

 

 Сирелиус У.Т. (Хельсинки).: Удмуртская Республика :. 
Из путешествия по северо-востоку России. Путевые заметки.

Мой путь к вотякам пролегал через Котлас и Вятку. В ночь на 1 августа я прибыл на одинокий полустанок Чутырь, расположенный ближе к Перми, чем к Вятке. У местных т.н. глазовских вотяков я не останавливался по той причине, что русское влияние уничтожило здесь много народного. Я проехал ещё почти две сотни вёрст дальше в Сарапульский уезд на юго-восточной окраине Вятской губернии, где также, как и в соседних Малмыжском и Елабужском уездах, вотяки лучше сохранили свой национальный характер.

весь текст > > >

 



новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты