П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Республика Коми
Республика Коми



регионы

публикации

публикации

История полевых исследований
 Федянович Т.П. (Москва).: Республика Коми :. 
Исследования В.Н. Белицер по народам коми.

Вера Николаевна Белицер (1903-1983 гг.), известный специалист по этнографии народов Поволжья и Приуралья, старейший сотрудник Института этнографии АН СССР, внесла существенный вклад в изучение финно-угорских народов этого региона.

весь текст > > >

 

 Колчина Е.В. (С.-Петербург, РЭМ).: Республика Коми :. 
Полевые исследования М.А. Браун традиционной культуры народов коми.

В собрании Российского Этнографического Музея (бывший ГМЭ народов СССР) коллекции по этнографии народов коми являются одними из наиболее полных и разноплановых. Всего насчитывается более 70 коллекций (около 3,5тыс. предметов), которые охватывают период с сер.19 в. до наших дней. В этом заслуга многих собирателей. Однако наибольшие по количеству экспонатов привозы были сделаны с 1959 по 1968 гг. За этот период времени собрание по этнографии коми-зырян, коми-ижемцев и коми-пермяков пополнилось на 977 экспонатов (14 коллекций). Столь значительное пополнение фондов произошло благодаря экспедиционным сборам сотрудника музея М.А. Браун.

весь текст > > >

 

 Терюков А.И. (С.-Петербург, Кунсткамера).: Республика Коми :. 
Из истории изучения обрядов жизненного цикла народов коми. В.П. Налимов.

Одной из крупнейших фигур в истории изучения народов коми является В.П.Налимов (1879-1938). Выходец из коми-зырян, получивший высшее образо-вание, он стал одним из лучших знатоков языка, фольклора и традиционной культу-ры народов коми и стоял у истоков форми-рования собственно интеллигенции коми.

весь текст > > >

 

 Ивановская Н.И. (С.-Петербург, РЭМ).: Республика Коми :. 
Этнографическая экспедиция на территорию коми С.И. Сергеля

В одном из крупнейших в России собрании по традиционной культуре коми, хранящемся в Российском этнографическом музее, заметное место занимают этнографические коллекции, собранные в 1906 г. С.И. Сергелем во время экспедиции в Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии. Его коллекционные сборы имеют столь основательную научную и музейную значимость, что это дало основание сотрудникам РЭМ, изучавшим эти коллекции, назвать студента естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета специалистом-этнографом. Между тем, первоначально этнографические изыскания были для Сергея Сергеля, скорее всего, одним из элементов его страсти к путешествиям и тяги к приключениям, свойственных молодым людям во все времена. Однако тот вклад, который трудами Сергеля был сделан в формирование коллекционного собрания РЭМ и изучение народа коми, заслуживает пристального внимания к личности этого человека и результатам его научной деятельности.

весь текст > > >

 

 Н.Б. Автономова.: Республика Коми :. 
Об этнографических исследованиях Василия Кандинского

Исследователям творчества Кандинского хорошо известны факты биографии художника, относящиеся к периоду его занятий наукой на юридическом факультете Московского университета и участие в начале лета 1889 года в этнографической экспедиции на Север России. В автобиографической книге "Ступени" он писал что «особенно сильным впечатлением» студенческого времени была поездка в Вологодскую губернию, определившая многое в его судьбе.

весь текст > > >

 

 А.А. Сурво.: Республика Коми :. 
Место встречи

В «Секрете Колобка» Н.И. Толстой задаётся вопросом: что защищало Колобка от Зайца, Волка и Медведя? Как показывает сравнительный материал, песня Колобка аналогична другим сакральным текстам и представляет собой «текст творения», обладающий оборонительной магической силой. Колдовская сущность героя сказки подчёркивается также последовательностью и детализацией его пути, имеющими заговорные параллели, и тем, что он «поскрёбыш».

весь текст > > >

 

 Шарапов В.Э. (Сыктывкар).: Республика Коми :. 
О целях и некоторых результатах “пермской экспедиции” 1907 г.

В 1907 году Финно-угорское общество Финляндии принимает решение о выделении средств для доцента Университета г. Хельсинки У.Т. Сирелиуса и студента естественного отделения физико-ма­тематического факультета Московского Университета В.П. Налимова – стипендиата Финно-угорского общества в 1907-1909 гг. – на проведение т.н. “пермских этнографических разысканий” на территории Архангельской, Вологодской, Пермской и Вятской губерний.

весь текст > > >

 

Музейная этнография
 Чувьюров А.А. (С.-Петербург, РЭМ).: Республика Коми :. 
К истории формирования фотоколлекций по народам коми в собрании РЭМ.

Музейно-этнографическая собирательская деятельность носит многоаспектный характер, наряду собственно с комплектованием этнографических предметов (предметов наделенных этнокультурной спецификой), сбором материалов по специальным программам-опросникам, она включает различные способы визуальной фиксации (рисунки, чертежи, фотографии, в современных условиях еще и аудио- и видеозаписи), которые играют не только вспомогательную роль, но порой решают собственные задачи и цели (отражение народного быта, которое не имеют равнозначного вещного или документального выражения). Роль фотографии как одного из выразительных средств, способного запечатлеть важные и знаменательные явления жизни общества, ясно и отчетливо сознавалась такими известными отечественными этнографами как В.И. Ламанский, Д.А. Клеменц, А.А. Миллер, которые во многом определяли характер и важнейшие направления собирательской работы в нач. XX в.

весь текст > > >

 

 Арт Леэте (Тарту, Эстония), Владимир Липин (Сыктывкар, НМРК).: Республика Коми :. 
О методике и результатах исследований этнографических экспедиций Эстонского национального музея к этнографическим группам коми.

Исследование финно-угорских народов является одним из приоритетов Эстонского национального музея (ЭНМ). До второй мировой войны проводились экспедиции к ливам и к карелам. Во время войны, в 1942 и 1943 г организовали комплексные экспедиции в Ингерманландию, в основном для изучения водской культуры. Регулярные экспедиции к финно-угорским народам России начинались только с 1960-х. С тех пор сотрудниками ЭНМ многократно посещались все финно-угорские народы.

весь текст > > >

 

 Котылева И.Н., Пьянкова Т.А. (Сыктывкар).: Республика Коми :. 
Из истории формирования коллекции Национального музея Республики Коми по традиционной культуре коми-зырян

Коллизии российской истории ХХ века отразились и на судьбе одного из первых научных и культурно-просветительных учреждений Коми края - Национального музея Республики Коми, отметившего в октябре 2001 г. свое 90-летие. Появление первого музея в Коми крае произошло благодаря активистам отделения Архангельского общества изучения Русского Севера в Усть-Сысольске К.Ф.Жакову, А.А.Цемберу, А.Ф. Старовскому, и др. Днем образования музея считается 17 октября 1911г., когда земское собрание приняло постановление о выделении единовременного пособия (100 рублей) на приобретение коллекций для музея «Археологии и этнографии». Создание музея явилось составной частью музейного строительства, развернувшегося в северных губерниях России со второй половины XIX в. (первые инициативы о создании музея в г. Усть-Сысольске восходят к последней четверти XIX столетия).

весь текст > > >

 

 Н.Е. Плаксина.: Республика Коми :. 
Старообрядческая икона Удоры: к постановке проблемы

На сегодняшний день икона по-прежнему остается наименее изученной областью старообрядческой культуры. Более изученными можно считать крупные центры иконописания в Выге, Стародубье, Поволжье, Причудье, на Ветке.* И гораздо меньше известно о северных локальных центрах иконописания с небольшим ареалом распространения икон, в частности, в Подвинье, на Мезени. «Есть глухие упоминания о так называемой «скитской» иконописи, «создававшейся на фанатичной преданности канону», и выродившейся в конце концов в «искусство экзотическое, пряное, в искусство для заказчика-старовера». Но достоверного представления об этой иконописи сегодня нет.

весь текст > > >

 

Методика полевых исследований
 Семенов В.А. (Сыктывкар, СГУ).: Республика Коми :. 
К истории использования унифицированных форм изучения традиционной духовной культуры коми (зырян).

На основе анализа практики этнографических исследований традиционной культуры коми в статье рассматривается проблема преобразования культурной действительности в этнографический факт. Выработка общей парадигмы целостного представления о народной культуре, адекватность вопросов, сопоставимость методики сбора и интерпретации данных с моделью исследуемой культуры помогут избежать описательности и субъективизма результатов научных поисков.

весь текст > > >

 

 Чувьюров А.А. (г. Санкт-Петербург).: Республика Коми :. 
К проблеме верификации материалов этнографических и фольклорных исследований (по материалам исследований коми старообрядцев-беспоповцев).

Известный отечественный фольклорист С.Е. Никитина в послесловии монографии Г. Федотова “Стихи духовные” пишет: “...вера русского народа во многих научных работах предстает как язычество, прикрытое легким флером христианства. Исследования старообрядчества дают другую картину — безусловную христианскую модель мира”. Далее исследователь задается вопросом: “Неужели исправление церковных книг и обрядов разделило народ на язычников и христиан? Или сыграли роль разные установки ученых: в первом случае — на открытие глубинных дохристианских пластов, во втором — на выяснение роли христианской книги в образе жизни и образе мыслей носителей древлеправославного благочестия?” Ответ, который дает С.Е. Никитина, неутешителен для собирателей: “Скорее последнее.”

весь текст > > >

 

 Сурво А.А. (Хельсинки).: Республика Коми :. 
Мифология "забытого" текста

При обсуждении проблематики и методики полевых исследований, как правило, акцентируется внимание на предполагаемой достоверности и объективности архивных отчётов, терминологических дискуссиях и теоретизировании по поводу корректности взаимоотношений "исследователя" и "информанта". В то же время, широкий спектр контекстуальных и внеконтекстуальных взаимосвязей исследований (собственно научные тексты и их научно-популярные вариации), основанных на том или ином полевом материале, не говоря уже о текстах, представляющих собой новые уровни семиотизации и строящихся (преимущественно) на отсылках к другим научным работам, представлен в совершенно разнородных и, особенно, "забытых" текстах.

весь текст > > >

 

архив

Полевые отчеты и дневники
 Понкратов Александр (Москва).: Республика Коми :. 
Вниз по Вашке. Удора — Лешуконье

Мысль о том, чтобы пройти вдоль Вашки до Лешуконского и выйти на Мезень возникла у меня вскоре после того, как начала определяться ситуация с нашим новым “объектом реставрации”. Успешно завершив в прошлом году работы на часовне в Средней Отле, уже успевшей стать легендарной, мои сыктывкарские друзья присмотрели в качестве следующего объекта деревянную часовню Параскевы Пятницы в деревне Кривое, что на Удоре, на той самой реке Вашке. Это непонятное в русском языке слово “Удора” в переводе с коми языка означает “к воде”, “к реке”. Удорский район расположен на западе Республики Коми; если взять административную карту, то можно увидеть этакий клин, врезающийся с востока в Архангельскую область. Этот клин и есть Удора. Здесь две большие реки, на которых издревле селились коми-зыряне – Вашка и Мезень. Начиная с некоторого момента они довольно продолжительный участок текут примерно параллельно, с юго-востока на северо-запад, и сливаются уже в Архангельской области, за посёлком Лешуконское.

весь текст > > >

 

 В.В. Власова.: Республика Коми :. 
Одежда и конфессиональные атрибуты в традиции современных коми староверов

Исследователи отмечают, что в тех случаях, когда социум оказывается в положении изгоя, бытовое поведение наделяется особым смыслом и дополнительными функциями, обыденное обретает в знаковый статус. Сложившаяся в старообрядчестве система запретов и предписаний  регулировала поведение группы и отдельных ее представителей (внутри и за пределами группы), позволяя идентифицировать членов коллектива по принципу «свой» / «чужой». Исследователи отмечают, что во многих старообрядческих группах визуальные отличия являются одним из значимых символов принадлежности к группе, в связи с чем существуют предписания и запреты, регламентирующие покрой, цвет одежды, атрибуты и внешний вид верующего в целом.

весь текст > > >

 

 В.Э. Шарапов.: Республика Коми :. 
Одежда в поверьях печорских, вычегодских и удорских коми-старообрядцев

У коми староверов говорят, что одежда подобна вуджöр (тень-оберег) человека. Традиционно выражением пасьтöм морт (букв. ‘человек без одежды’) характеризуют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека, о  котором могут так же сказать - вуджöрыс абу, (т.е. ‘нет у него тени-оберега’).Не случайно, в прошлом ношение изодранной одежды воспринималось не только как нарушение норм традиционного этикета, но и считалось опасным для человека. Согласно поверьям печорских коми-старообрядцев, повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для её владельца.

весь текст > > >

 

 Сирелиус У.Т. (Хельсинки).: Республика Коми :. 
Из путешествия по северо-востоку России. Путевые заметки.

Паровоз, привёзший меня из Финляндии, просвистел в последний раз, и через мгновение я шёл по привокзальному мосту сквозь огромное скопление людей. Влияние большого города очевидно, однако, в то же время, ощущаешь, как будто попал в необычайно большое государство. Всё по эту сторону границы становится как по мановению ока совершенно иным. Огромные кони тянут непомерно большие и грубовато изготовленные кареты. Одежда извозчиков просторна, в глаза бросается широкая обувь рабочих.

весь текст > > >

 

 Голубкова О.В. (г. Новосибирск).: Республика Коми :. 
Священные кресты ижемских коми (по материалам экспедиции 2003 г. в Ижемском районе республики Коми)

Крест – один из древнейших сакральных знаков в мировых мифоэпических и религиозных системах; главный символ христианства. Придорожные, памятные, поклонные, обетные кресты имеют статус местных святынь [Белова, 2002, с. 259 - 260]. Нередко эти кресты могли служить деревенскими святынями, функционально тождественными почитаемым камням, родникам и деревьям [Панченко, 1998, с. 183]. Факт поклонения таким крестам (деревянным и каменным) в славянском мире достаточно известен как в Европейской России [Шляпкин, 1906; Панченко, 1998], так и в Сибири [Любимова, Голубкова, 2000], а также встречается у финно-угорских народов. Во время полевых исследований в селах северных коми – ижемцев, живущих по нижнему течению р. Ижма (с. Сизябск, д. Бакур, д. Кырныш, д. Ёль) были зафиксированы сведения о традиции сооружения деревянных крестов на окраинах поселков.

весь текст > > >

 

 Шарапов В.Э. (Сыктывкар, КНЦ УрО РАН).: Республика Коми :. 
Христианские сюжеты в фольклоре коми старообрядцев Средней Печоры.

При рассмотрении традиционной обрядности коми старообрядцев Средней Печоры значительный интерес представляют не только те или иные особенности обрядовых текстов, обусловленные этнической историей данной местности, но и народные толкования ритуальных действий и предписаний. Подобные фольклорные тексты определяются исследователями как "имеющие своими источниками канонические и апокрифические жития и являющиеся образцами народной герменевтики, поэтическими толкованиями книжных текстов, закрепленными в устной традиции". Примечательно, что подобные тексты представляют собой явную контаминацию христианской традиции (старообрядческой) и народной (коми) мифологий и содержат в себе в свернутой форме традиционные представления о групповых и индивидуальных нормах бытового и ритуального поведения, характерного для определенной этноконфессиональной группы. Таким образом, фольклорные толкования канонических старообрядческих текстов в контексте традиционной семейной обрядности могут представлять собой ценный источник для изучения духовной культуры и традиционного мировоззрения коми старообрядцев-беспоповцев на Средней Печоре.

весь текст > > >

 

 Галиопа В.А. (С.-Петербург).: Республика Коми :. 
Использование древесной символики и некоторых архаических форм поминальных знаков из дерева при топографическом маркировании сакрального пространства в традиционной культуре верхневычегодских коми

В основу настоящего сообщения положены материалы, собранные в деревнях и сёлах коми, живущих по верхнему течению р. Вычегды и двух её левых притоков - рек Северной Кельтмы и Вочи (в пределах Усть-Куломского района Республики Коми) в ходе Верхневычегодской этнографической экспедиции, совместно организованной сотрудниками Национального музея Республики Коми (НМРК, г. Сыктывкар) и Российского этнографического музея (РЭМ, г. Санкт-Петербург), проходившей с 20 июня по 17 июля 2001 года.

весь текст > > >

 

 Колчина Е.В. (С.-Петербург, РЭМ).: Республика Коми :. 
Материалы по ижемским коми. (Республика Коми, Ижемский район. 1995 год).

Экспедиции РЭМ в республику Коми на протяжении второй половины ХХ в. преследовали различные цели и задачи: рекогносцировка, сбор вещевого и фактологического материала для экспозиций и выставок, восполнение различного рода лакун музейного собрания. Однако в любом случае приоритет в методологическом плане отдавался работе по определенным исследовательским программам. Этот метод обладает бесспорными преимуществами в сравнении с остальными, поскольку позволяет коррегировать полевую работу другими видами деятельности в определенном научном, музейно-методическом и собирательском ключе.

весь текст > > >

 

 А.А. Чувьюров, В.Э. Шарапов.: Республика Коми :. 
Местночтимые святыни у современных верхне-вычегодских коми

При рассмотрении проблематики, связанной с изучением народного православия у народов Европейского Северо-Востока России, значительный интерес представляют исследования локальных особенностей в христианской традиции, в частности, финно-угорского населения. Систематические исследования темы народного христианства у современных коми начали проводиться с конца 80 гг. прошлого века. В цикле публикаций фольклористов и этнографов ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, СыктГУ (Сыктывкар) и РЭМ (С.-Петербург) были представлены некоторые результаты полевых исследований о традиции, связанной с почитанием сельских святынь и проведением внехрамовых служб без участия священников у современных вычегодских, удорских и ижемских коми. В совместных публикациях сыктывкарских и петербургских исследователей, в частности, предлагается опыт типологии местночтимых святынь, а так же выделяется определенная “иерархия” почитаемых сельских святынь у современных сельских коми: “места, которые почитаются жителями разных деревень” и топографические объекты, “известность которых не выходит за пределы одной сельской округи”.

весь текст > > >

 

 В.Э. Шарапов.: Республика Коми :. 
Мужское/женское в дендрарной символике обрядов и поверий у коми

По удачному определению финляндской исследовательницы Лотте Тарка, в фольклоре финно-угорских народов образ леса выступает одновременно и как “лес культурных символов”, и как “зеркало социальной вселенной”. Некоторый опыт в обсуждении проблемы ритуального изоморфизма человека и дерева (дерева-двойника) в традиционном мировоззрении коми, представлен в исследованиях В.А. Семенова и Д.А. Несанелиса по традиционной семейной и календарной обрядности коми. В частности, авторы обращают внимание на ритуальную соотнесенность различных образов деревьев с оппозицией "мужское/женское" в символике предсвадебной обрядности коми.

весь текст > > >

 

 Власова В.В., Шарапов В.Э..: Республика Коми :. 
Символическое структурирование пространства у современных православных коми

В статье рассматривают некоторые механизмы символического освоения постсоветского культурного ландшафта села посредством традиционных обрядовых и религиозных практик, характерных для удорских коми. Так же, обсуждается вопрос о влиянии светских и духовных властей на формирование/трансформацию традиции почитания сельских святынь.

весь текст > > >

 

 Шабаев Ю.П., Шарапов В.Э.(Сыктывкар).: Республика Коми :. 
Коми-ижемцы и поморы: две модели культурной трансформации

Коми-ижемцы и поморы представляют очевидный интерес для антропологического изучения. Причем интерес этот направлен не на архаичные элементы их культуры, которые в значительной мере утрачены, а на историческую память и этническую (локальную) идентичность, которые являются основой для культурного позиционирования групп. В одном случае очевиден процесс реидентификации, который сопровождается попытками переосмысления групповой идентичности. Во втором случае под реидентификацией скрывается процесс конструирования этничности и стремление, используя историческую память, консолидировать группу как совершенно новое культурное сообщество.

весь текст > > >

 

 Романова Г.Н. (С.-Петербург, РЭМ).: Республика Коми :. 
Этнографические экспедиции в Коми 1973 -1976 гг.

В 1973-1976 гг. мною было предпринято этнографическое обследование территории Коми для сбора материалов, которые могли бы дать картину распространения традиционного домашнего ремесла и наиболее характерных промыслов с начала ХХ в., а также их сохранения в среде местного населения в 70-е годы ХХ в. Все годы, кроме меня, в экспедиции принимала участие лаборант сектора этнографии ИЯЛИ Коми филиала РАН Л.Я. Канева, которая не только помогала собирать материал, но и была переводчицей, так как некоторые пожилые женщины в отдаленных деревнях говорили только по коми. В 1974 году в экспедиции участвовала научный сотрудник сектора этнографии ИЯЛИ Коми филиала РАН Н.В.Титова. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить их за помощь в работе, но особенно хочется выразить восхищение и сказать слова благодарности, возможно запоздалые, тем людям из деревень, где мы побывали, за их мастерство, гостеприимство, широту души и щедрость, которые мы встречали повсеместно.

весь текст > > >

 

Карты
 Т.И.Дронова, В.Э.Шарапов.: Республика Коми :. 
Узорное вязание и вышивка русских (устьцилёмов) и коми старообрядцев

Вязание для нижнепечорских женщин являлось распространённым видом рукоделия и было товарным, чему способствовало занятие овцеводством. На Крайнем Севере вязанные изделия были востребованы, их носили круглогодично. Поэтому уже в раннем возрасте девочек обучали прядению и вязанию.

весь текст > > >

 

 Т.И.Дронова, В.Э.Шарапов.: Республика Коми :. 
Ареалы распространения традиционной одежды русских (устьцилёмов) и коми старообрядцев на европейском Северо-Востоке

Северно-русский комплекс традиционной женской одежды по-прежнему бытует в селениях Усть-Цилемской волости. Одежда имеет обобщённое название оболочка, которая в зависимости отеё качества и характера использования подразделяется на несколько видов: праздничная – зáдобро, менее нарядная – серéння,повседневная – нашовна и рабочая – зáхудо. Устьцилёма крайне бережно относятся к одежде, особенно к праздничной, которая передаётся по наследству и служит нескольким поколениям.

весь текст > > >

 

 Т.И. Дронова, В.В. Власова.: Республика Коми :. 
Этноконфессиональные группы русских и коми староверов на европейском Северо-Востоке

Север – одно из мест, куда в конце XVII – начале XVIII в. после известной церковной реформы XVII в., более известной в старообрядческой среде как «никоновская» хлынула волна последователей древнего благочестия для молитвенного уединения и спасения. Формированию старообрядческого очага в низовьях Печоры (70-80-е гг. XVII в.) способствовала ссылка в Пустозёрский острог идеологов «древлего благочестия» Аввакума «с сотоварищи», занимавшихся сочинительством и перепиской староцерковных книг для крестьянско-посадских людей.

весь текст > > >

 

Видео
 .: Республика Коми :. 
Проводы души усопшего

Сорочины (сороковой день после смерти) в с. Керчемья, Усть-Куломский р-н. Съемка В. Шарапова, 1993

скачать видеофайл > > >

 

Аудио
 .: Республика Коми :. 
Колыбельные песни и пестушки

“Пидзес вылын рöдтöдöм” (на коленках “скачут”, ребенок сидит): Рöдтiс да воедic, (Ездил да проскакал) Кытче колэ лебзилiс, (Куда надо сполетал) Кодэс колэ аддзилiс. (Кого надо спровидал) (с. Краснобор, Ижемский р-н) (АФ 0324-13) Опубликовано в сборнике фольклорных текстов: Традиционная культура народа коми. Этнография детства. (сост. Панюков А. В., Савельева Г. С.) — Сыктывкар, 1999.

скачать звуковой файл > > >

 

 .: Республика Коми :. 
Крещение и имянаречение

“ Когда ребенка крестят: “Не лице во Кристе крестися, во Криста облекотеся. Алиллуя”. Это поют, когда крестят (“пыртoны”)”. (с. Керчомья, Усть-Куломский р-н (АФ 1205-33) Опубликовано в сборнике фольклорных текстов: Традиционная культура народа коми. Этнография детства. (сост. Панюков А. В., Савельева Г. С.) — Сыктывкар, 1999.

скачать звуковой файл > > >

 

Архивные материалы
 А.В. Панюков.: Республика Коми :. 
Этнолингвистический аспект изучения коми заговорной традиции: Нимкыв видзем.

Заговор принадлежит тому роду текстов, который характеризуется живым и наиболее действенным видом слова. Соответственно этому заговоры обычно рассматриваются или как особый фольклорный жанр, или как особая разновидность ритуала. При этом заговор очень существенно отличается как от других фольклорных жанров, так и от других видов ритуала, хотя бы в силу того, что эта двуприродность позволяет совмещать в едином феномене ряд противоположных или даже взаимоисключающих явлений. Именно поэтому чрезвычайно сложно, анализируя отдельные составляющие заговорного текста или заговорной традиции, получить целостное представление о заговоре как о функционально единой и самодовлеющей конструкции. Все сказанное выше применимо и к изучению коми заговорной традиции.

весь текст > > >

 

публикации

История изучения этнографии
 К.В. Истомин (г. Сыктывкар).: Республика Коми :. 
Коми-ижемское оленеводство. Историография двух веков изучения.

В этнографическом изучении народа коми в послевоенный период, т. е. на том этапе этого изучения, который принято называть "современной этнографией", тема коми-ижемского оленеводства занимала, к сожалению, маргинальное положение.

весь текст > > >

 

 Ю.П. Шабаев, Н.Д. Конаков (г. Сыктывкар).: Республика Коми :. 
История этнографического изучения народов коми

За последние более чем два столетия в этнографическом изучении народов России сделано многое: накоплен очень обширный полевой материал, изданы многочисленные фундаментальные работы, опубликованы тысячи статей, посвященных различным сторонам культуры и быта как целых народов, так и отдельных этнографических групп. В результате возникла настоятельная необходимость историографического обобщения всего этого обширного материала и на региональном, и на общероссийском уровне. Думается, на рубеже столетий и тысячелетий Институту этнологии и антропологии просто необходимо обратиться к этой проблеме и возглавить работу по созданию широкой серии историографических исследований…

весь текст > > >

 

 Терюков А.И. (С.-Петербург).: Республика Коми :. 
Коми этнография в 1930-е годы

1920-е годы были, если образно говорить об этом времени, «золотым веком этнографии коми».. В эти годы появилось значительное количество публикаций, так или иначе затрагивших обозначенную тематику. В этой области активно работают исследователи, которых условно можно разделить на две большие группы: это те, кто начал свою научную деятельность еще до революции, и на тех, кто стал специалистом уже в советское время.

весь текст > > >

 

 Сеппо Лаллукка (Хельсинки).: Республика Коми :. 
Финские исследователи народов коми в XIX в. и их деятельность в финском национальном движении

XIX в. можно считать веком сложения финской нации. В этом процессе немаловажную роль играли ученые, которые раскрыли древние корни финнов, в частности, их историко-культурную общность с проживающими в северной Евразии родственными народами. Для формирующейся нации было важно иметь знания о своем происхождении. В предлагаемой статье раскрывается научная деятельность трех финских языковедов…

весь текст > > >

 

 Арно Сурво.: Республика Коми :. 
Уральский миф

В среде американских финнов-переселенцев 1920-х годов, наряду с песнями классово-пролетарской тематики, были распространены произведения с лирикой цыганских романсов: «Дева Урала, темноволосая, красивая, синеглазая… Огненными поцелуями согреет она даже ледяную грудь» (12). Это слова из популярнейшего в те годы и сегодня неизвестного фокстрота «Uraliin» («В Урал»), исполнявшегося Катри Ламми. Вскоре после записи песни она эмигрировала в СССР, где стала примой петрозаводского финского театра. Впоследствии певица была репрессирована и последние годы своей жизни провела в доме престарелых на о. Валаам

весь текст > > >

 

 Власова В.В. (Сыктывкар).: Республика Коми :. 
История этнографического изучения старообрядческой традиции коми.

Старообрядчество, представляющее собой многовековое движение - религиозное, культурное, социальное, существенно повлияло на формирование конфессиональной и историко-этнографической карты России. Долгое время его рассматривали как исключительно "русское" явление, хотя уже со второй половины XIX в. появляются данные о распространении староверия среди финно-угорских народов (мордвы, карел, пермяков, зырян). Т.А. Бернштам в одной из своих работ высказала предположение, что "там, где постоянных русских жителей было мало, православие не имело давних корней или не успело распространить своего влияния, староверие стало ... носителем христианских идей". В последнее десятилетие интерес ученых к таким вопросам как причины распространения староверия, его влияние на культуру и быт не только не уменьшился, но активизировался

весь текст > > >

 

Этика полевых исследований
 Бобрецова Александра (г. Сыктывкар).: Республика Коми :. 
Особый этический кодекс исследователя-носителя: "эмоциональный контакт" и "бесстрастное наблюдение".

Вопросы, относящиеся к области "этики исследований", являются предметом дискуссий ученых социальных наук в течение долгого времени. Обсуждение "этической" стороны социальных исследований особенно активизировалось после так называемого "кризиса антропологии и этнографии" в 50-60 - ее годы XX столетия. В тот период ученые считали вполне возможным создание единого профессионального кодекса, который содержал бы общие этические принципы. Кодексы принятые социальными учеными Европы и Америки (социологами и антропологами) были направлены на предотвращение негативных последствий исследований. Исследователей в то время особенно волновала ответственность ученого за последствия применения результатов исследования. Декларируемые в кодексах ассоциаций исследователей социальных наук этические принципы должны были, по мнению научного сообщества, обеспечить этическую основу работы исследователей. В 1970-80-е годы XX века акцент в обсуждении этических вопросов переместился на область методологии полевых исследований, причем особое внимание стало уделяться этике поведения исследователя "в поле".

весь текст > > >

 

персоналии

 
 г. Сыктывкар.: Республика Коми :. 
Гагарин Ю.В. (1932-1981)

 г. Сыктывкар.: Республика Коми :. 
Грибова Л.С. (1933-1986)

 г. Сыктывкар.: Республика Коми :. 
Жеребцов Л.Н. (1925-1991)

 г. Сыктывкар, г. Москва.: Республика Коми :. 
Налимов В.П. (1879-1939)

 г. Сыктывкар.: Республика Коми :. 
Старцев Г.А. (1902-1943)

 г. Сыктывкар.: Республика Коми :. 
Микушев А.К. (1926-1993)

 г. Сыктывкар.: Республика Коми :. 
Чисталев П.И. (1921-1988)

 г. Сыктывкар.: Республика Коми :. 
Котов О.В. (1953-1994)

 г. Сыктывкар.: Республика Коми :. 
Рочев Ю.Г. (1936-1995)



новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты