П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Республика Коми
Республика Коми



регионы

публикации

Архив :: Архивные материалы

Из мира колдовства коми-пермяков

Старцев Г.А.

Публикуется по рукописи, которая хранится в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии наук. Ф.250. оп.5 № 75. Правленая от руки машинописная копия. 12 стр. Подпись - автограф Г.А.Старцева. Данная работа, не смотря на некоторые с современной точки зрения недостатки, является великолепным источником по духовной культуре коми-пермяков, зафиксировав конкретный полевой материал, которого так мало сегодня в нашем распоряжении. Поэтому эти сведения не потеряли своего значения и в наши дни. Статья написана не ранее сентября 1927 г., ибо "с 20 июня по 15 сентября 1927 года он был командирован в Кудымкарский округ и Чердынский уезд Уральской области для производственной практики" (1) и не позднее начала 1930 года, так как он ссылается на работы, вышедшие из печати в 1929 г. Кроме того, в его отчете о работе в  аспирантуре за период с 03. 1926 по 09. 1929 упоминается доклад под подобным названием. В несколько изменённом виде была опубликована в 1931 г. ( журнал "Антирелигиозник" № 8, С. 38-42) и содержит ряд политических и атеистических высказываний в духе того времени, кроме того, в этой публикации отсутствуют ряд фрагментов научно-аналитического характера. Текст приводится с сохранением авторской орфографии и употреблением в некоторых местах для написания коми-пермяцких слов латиницы. Краткие ссылки Г.А.Старцева уточнены А.И.Терюковым и их номера отмечены курсивом. Кроме того, к статье сделаны некоторые примечания для объяснения отдельных моментов.

К числу магических пережитков, как известно, относится ряд обычаев, обрядов, примет и также снотолкование. Не говоря уже о том, что производственная деятельность примитивного человека на самой ранней ступени развития культуры была и осмысливалась им при помощи магических заклинаний и манипуляций, мы видим такие явления и на более высших ступенях развития, когда занятие магией стало орудием, способствующим начавшейся классовой дефференциации среди того или иного племени, народности.

В чем характерная черта магии? В её универсальной распространенности, универсальном охвате мышления всех людей, в её нивелирующем воздействии на массы как в среде цивилизованной, так и малокультурной. Даже у Форда, независимо от его классового положения и господства, Форда - самого высокого и яркого представителя современного капитализма, безусловно найдем не мало в его головном аксесуаре ряд пережиточных черточек, "противных" мыслей / табу - мысли/, которые могут навлечь за собой гибель. В то же время у него имеются излюбленные словечки - /табу-слова,табу-звуки/, которые снимают с него собственно - навлеченный колдовской груз. Это то, что Л.Я.Штернберг относит к области "психологических запретов" .(2) В этом смысле Форд ушел недалеко от остяка-векшееда или самоеда рода Пянхасово с р. Пур.

В мозгу человека, когда он уже стал "общественным животным" и, теперь, когда он является полным продуктом класса, осталось и сохранилось до сих пор некая неразгаданная, завуалированная волна психики, влияние которой при определенном состоянии человека пережиточно чрезвычайно глубоко и опустошающе сильно. Это я и считаю магическим состоянием мышления и действия. Соответствующая классификация магически-пережиточных приемов и обрядов в последнее время проделана проф. Е.Г.Кагаровым.1   Насколько эта классификация, как рабочая гипотеза, способствует к пониманию того или иного магического пережитка, мы уже высказывали свое мнение. 2.

От магического процесса мышления, разумеется не свободны и Коми-пермяки, которые родственны с Коми-зырянами в полном смысле слова и которые в настоящее время выделены в особый Коми-пермяцкий округ Уральской области. Там пермяков насчитывается  более 112.000 душ.

К сохранению пермяками своей самобытности и всяких пережиточных магически-религиозных черт несомненно способствовали значительная изолированность края и оседлая земледельческая жизнь этого народа. Некоторым образом имели влияние на пермяков и вогулы ( манси - А.Т.), и уже высказана мысль, что исчезновение Приуральской чуди и чудского языка - есть результат метисации пермяков со значительной вогульской (угорской) массой. 3. Конечно, это - весьма рискованное и ни на чем не обоснованное высказывание, которое рушится при первом же случае сравнения и сопоставления языков Коми-зырянского и Коми-пермяцкого с одной стороны, Коми-пермяцкого и вогульского с другой стороны. Но безусловно много общего между этими народами в магических пережитках - обрядах. Так, много совпадающих моментов в церемонии почитания медведя до и после убийства. 4 . Сходные моменты этого обычая можно найти в церемониях остяков ( хантов - А.Т.), которые обманывают живого медведя до и после его убийства. 5.  Но, очевидно, что обряды и обычаи далеко не объясняют происхождение исторически завершенных этнических групп. Более преемлимо лингвистическое объяснение этого - же вопроса профессором Берлинского и Будапештского университетов Джозефа Синнея 6   или Вихмана 7.

О религии и обрядах пермяков писали многие исследователи. Мы беремся здесь вкратце сообщить читателям о магических пережитках, оставшихся в среде этого народа, о колдовстве.

Колдовство и знахарство среди пермяков распространено весьма широко. Имеются колдуны сильные и слабые, мужчины и женщины. По возрасту все они старше 30 лет, но были колдуны, предрасположенные к колдовству, по мнению населения, с молодых лет. В д. Власово Юсьвинского р-на жил колдун, который в детстве умел ловить рыбу голыми руками. По рассказам населения д. Власовки (так в тексте Г.А.Старцева - А.Т.) рыбы сами приплывали к берегу по зову колдуна. Он только хватал их за жабры.

Колдуны имеют сношение и с духами VORIS /лесной/, KUL /водяной/. Колдун так же является посредником между людьми и духами. Ярче всего у пермяков выражено и сохранилось до наших дней - это составление и подача колдуном "кабалы" - прошения духу. "Пишется оно в экстренных случаях, когда у мужика теряется лошадь или другая крупная скотина заблудится в лесу. В этих случаях потерявшийся идет к вежливцу (колдуну) и сообщает ему о несчастии 8.

 Кабала пишется на бересте и реже на бумаге углем или сажей. Неграмотный колдун ставит своего рода иероглифы или чертит деревья, подобие зверя и проч. Грамотные передают смысл "кабалы" в форме обычного прошения. В литературе имеется только 3 документа с содержанием просьбы. Один документ принадлежит Ф.А.Теплоухову, другой - В.М.Яновичу, третий - А. Крупенину (3). Содержание "кабалы", найденной Ф.А.Теплоуховым, таково: "Лесному царю, Митрофану Митрофановичу, прошение на лошадь: потеря же стала. У нас-же лошадь сивая и рублей она пятьдесят стоит: чистое раззорение нам пришло. Митрофан Митрофанович! Мы прокуды ничего тебе не думали сделать, а ты нам сделал. Пожалуйста нам отпусти лошадь: за чертой ты у нас никуда не пошел. Если ты да не отпустишь, мы будем тебя то - же безпокоить, другое прошение писать. На этой стороне у нас лошадь жила, должна быть у вас в руках. Есть у вас ваша дорога своя, а крестьянская у нас особенная, куда лошадь пошли. Если ты добровольно отпустишь, мы будем тебе подарить. Так вы это отпустите пожалуйста нам" 9. Теплоухов добавляет, что колдун читает свое прошение в слух и его слова слышит леший. Этот же автор сообщает, что "кабалу" чертят, а не пишут. Но это, по-моему, объясняется проще. Дело в том, что в пермяцком языке понятие "писать" и "чертить" ( и еще "царапать", "пачкать", "обводить") выражается одним и тем же словом gizotny  и поэтому этимология этого слова не должна вызывать особого спора. По моим расспросам выяснилось, что "кабалу" колдун пишет ( или чертит) углем или сине-красным, а так же чернильным карандашом. Но возможно я имел дело уже некоторым замещением предметов в пределах этого обычая.

Янович указывал, что "кабала" состоит из двух частей - талона и квитанции. Первая половина сжигается, по его сведениям, в печке, другая - оставляется в лесу. По-видимому, вопрос нужно в этом случае решить так, что составление "кабалы" подвержено ряду случайностей и обстоятельств и в каждом конкретном случае получается некая иная вариация.10.

Колдуны выполняют и другие функции, участвуя на свадьбе, похоронах, крестинах и в лечении разного рода болезни. У одного автора буквально сказано: "На свадьбе всеми заправляет колдун, без него не обходится ни одна свадьба, ... без его указания и позволения никому ничего нельзя де6лать: ни встать, ни сесть, ни выпить, ни закусить. Он следит за ходом всей свадьбы. От него зависит счастье молодых. Каждое действие сопровождается заговором колдуна".11. Присутствие колдуна на свадьбе обязательно, и в то же время нежелательно, так как он, по словам того же автора, сильно стесняет поезжан своими указаниями. Ослушаться его невозможно. Иначе он сразу же испортит того нарушителя обычая и посадит в него злых духов, пошлет икоту, грыжу и проч. Колдун же укладывает молодых спать и сам покрывает их одеялом.  

Н.Рогов пишет, что особенную роль играет колдун при отправлении свадебного поезда к дому невесты и обратно. Его почитают больше всех поезжан." Он должен быть силен в колдовстве, уметь отвращать злой умысел злого человека или врага, то есть другого колдуна, который может превратить свадебный поезд в зверей и птиц." 12. При похоронах колдун участвует наравне с другими прибывшими соседями.

Повитать при родах почти всегда приглашаются женщины- знахарки. Она приготовляет воду от порчи. Воду берет из речки и черпает всегда её по течению реки. Придя в баню, она с причитаниями черпает горстью воду из ведра 3 раза по 9 раз (27 раз) в берестяной туис и отпускает туда 3 раскаленных камешка. Она поворачивает роженицу на восток лицом и брызжет изо рта, а остальную воду льет на голову родильницы правой горстью и подхватывая эту воду, брызжет ею каменку из под левой своей ноги. Бабка же вручает новорожденного отцу, который кладет его в люльку и тем самым как бы официально признает его своим детищем.13.   Янович сообщает, что прививалки прибегают и к другим средствам симпатической магии. Таковы - расплетение волос беременной, отворение царских врат в церкви. 14.

При лечении разного рода болезней колдуны пользуются широкой популярностью среди населения. При этом население полагает, что всякая болезнь, несчастье посылаются злыми колдунами или духами и вылечить её могут от болезни добрые колдуны.. Нередко происхождение той или иной болезни приписываются и православному святому, который по мнению пермяка, был или обойден, или забыт по упущению. В таком случае пермяк идет к колдуну и старается узнать имя святого. Колдун дает на это ответ через топоровешание - чир /чер/ öшван  ( чер, чир - топор). Сам обряд совершается таким образом. Пермяк берет с собой колобок хлеба и щепотку хмеля в узелке. Колдун (колдунья) затопляет печь и на горящие угли бросает хмель и огарок свечи. Хлеб тут же съедается. Затем колдун берет топор и вешает при помощи ремня на переводном бревне полати. Топор висит горизонтально к полу. Приведя топор в состояние покоя , колдун подходит и перебирает имена святых, пока не покачнется топор. Произнесенное имя в момент покачнувшегося топора должно показать или указать виновника болезни, святого. ( очевидность смешения православия и его культа с древней пермяцкой верой и обрядами нами здесь не затрагивается - Г.С.). Пермяк после этого спешит его умилостивить заказом молебна, обетом, принесением жертвы святому . Крупенин сообщает, что при болезни, кроме молебна, необходимо поставить свечу в длину больного места / руки, ноги/ ,или свечу, которую можно-бы обернуть один или два раза вокруг больного места, например, головы, шеи и т.д. Такие свечи пермяки приготовляли сами. В праздничные дни в каждой часовне можно видеть несколько таких свеч. Но так как огромные свечи ставить неудобно, их обыкновенно скручивают вдвое или втрое. 15.

Мне трудно сказать, насколько среди самих колдунов широко распространено убеждение в колдовскую силу и насколько она, по их представлению, дееспособна. Население же в своем большинстве в силе колдунов и колдовства убеждено и это убежденность весьма сильно и глубоко вошло в их сознание.

Нет сомнения и в том, что среди колдунов многие являются просто шарлатанами. Я имел беседу с бывшими колдуном К. (дер. Чинагорт Архангельского с/с), который теперь является активным членом колхоза и сельсовета. Этот бывший колдун и его "учитель" слыли за добрых колдунов. Оба они не раз писали "кабалу" лесному духу на бересте дегтем и углем. Вместо слов ставили елку, чертили дорогу и знаки-кривули. Чтобы выиграть дела, чтобы подзаработать среди темной доверчивой массы, он и его " учитель"  прибегали к сознательному обману и порче: они заранее угоняли корову и лошадь куда-нибудь в сторону, непроходимое место; заходили в пустующий дом и маленьким детям давали выпить ложку керосину, дёгтя. Имел место, по словам К. и такой случай, когда колдун всадил мальчику в задний проход поперек кишки ячменное зерно. Родители, видя, как от этого страдал ребенок, обратились к нему же за помощью. Колдун в протопленной бане "лечил", удалял зерно.

При действительных болезнях колдуны были бессильны помочь и, например, от ящура лечили животных мазью из смеси сала и смолы. Уведенную корову, после написания "кабалы", привели они таким образом. В полдень они составили прошение. "Учитель" остался с хозяевами, а "ученик" удалился в другое село, а фактически побежал к месту, куда была загнана корова. Под вечер корова была приведена к поселку и к условленному часу "учитель" разыгрывал "чудо", стреляя в дом владельцев коровы из самодельного лука по углам избы и в отверстие печи и заговаривая - "корова идет, корова придет. Я вижу моих надземных и подземных духов. Эй, помогите мне, мои товарищи!" Ночью учитель и ученик встретились в лесу (в условленном месте), изрядно выпили и спали более суток. Чтобы поддержать его авторитет, ученик сочинял про силу учителя множество рассказов, например о том, что его "учитель" приворожил пять лисиц и продал их купцу. Вырученные деньги пошли на уплату подати за всех жителей-однодеревенцов.

Но много и таких колдунов и знахарок, которые убеждены в своих колдовских чарах, способностях и действительно достигают намеченной цели.

Колдунья Ш.. происходящая из д. Пыстог (Юсьвинский район), заставляет ревнующих жен мыться в бане и этой грязной водой поить мужей 16.

Знахарка Ист-на  (д. Щакылево Кудымкарского с/с) составляет зелье из осоки, крапивы и пиканов и продает небольшими порциями девушкам. При этом учит их заговаривать: "как осока режет, вонзайся в его сердце, как от крапивы больно, пусть заболит его сердце, как пиканы желательны, пусть он меня пожелает." Девушка должна в эту порцию прибавить еще локон волос и всю эту смесь оставить в полночь в щели дома любимого человека. В д. Ыждыд-серт знахарка М. лечит детей от глистов заговором и заставляет пить мыльную воду.

Среди пермяцких женщин распространена болезнь, сопровождаемая истерией и кликушеством. Пермяки называют эту болезнь "seva"   и лечатся от неё так же у колдунов. В д. Власово (Архангельского с/с) колдунья лечила одну больную женщину от "шевы" щелочной водой, которую больная пила 2 недели. Икота, по рассказам дочери (больной матери) - совпартшкольницы, прошла.

К колдуну В. в д. Чуткомаршор население идет с самых отдаленных деревень. Он славится как костоправ. Но в число ассортиментов он включает так же множество заговоров, брусок и гальку. Сквозь отверстие в гальке он пропускает воду и ею поит пациентов. Галька с отверстием фигурирует у множества колдунов.

Колдун Л. (д. Гордиеово Кочевский р-он) лечит так же больных сифилисом. Для этой цели он просит приносить с собой 2 коротких и 4 длинных досок. Он сколачивает из досок ящик в виде гроба. Больной туда ложится с трепетом и лежит целыми днями. Колдун подносит ему кушанья и убирает испражнения и в то же время мочою больного моет его половой член, а мочу закапывает в яму.

В д. Краснояр колдунья П. нашла, что в больного ребенка (грудной) вселился "злой дух", что его можно изгнать, посадив ребенка в горячую печку. Мать посадила ребенка в печь в тот момент, когда в печке ещё пекся хлеб. Печку закрыла, когда вытащила ребенка из печки - он был уже мертв.17.

Каждый колдовской акт широко и густо вуалируется словесным материалом - заговором. Роль слова, роль заговора на коми-почве с достаточной убедительностью вскрыта А.С.Сидоровым 18. В самом понятии слова "колдун" так же скрыто вполне реальное представление образа колдунов.

Термин "todys" - вообще означает "знающий". Под этим именем фигурируют все добрые колдуны и знахари. И только для злых колдунов имеется другое понятие - "tsykodcys ", т.е. портящий. Обычно все колдуны выдают себя за полезных миру людей, людей положительных.

Но существует более узкая категория колдунов, выявляющаяся в одной части профессионально отличаемого занятия пермяков. Это охота и колдуны-охотники. Охота у пермяков значительно менее доходная статья в бюджете, нежели у зырян. Охотою больше занимаются жители северных районов. Но с определенной ясностью вычерчивается особая роль и особое положение охотников-колдунов. Они, по понятиям, массы - злые и притом сильнейшие колдуны. Борьба за район охоты, за собаку, которая в охоте считается более дорогостоящей, чем сам человек, требует исключительного многого влияния и фиксирования его на всем протяжении охоты. О колдунах-охотниках ходит много легенд, подчеркивающих в то же время поведение того или иного рядового охотника, не колдуна. Конкретное зло, приносимое колдуном, так же остается известным только охотникам, но далеко не всей массе. 

Охотник Л. (с. Ошиб), идя на охоту, убил лисицу ( по другой версии была убита рысь) на территории угодья другого охотника. Последний оказался колдуном и. услышав выстрел, подкрался к охотнику Л. и его нарты с грузом превратил в колоду. Охотник Л. тащил эту колоду до вечера, пытался освободиться от него, но лямка как-бы срослась к его плечу и он не мог её вырвать. Пытался вырезать ножом, но нож не обрезал лямку. И до тех пор ему казалось, что он везет колоду, а не нарту, пока не бросил лису с колоды.

В д. Косьва (Ошибской вол.) жил колдун-охотник, который стал колдуном следующим образом. На пасхальной неделе взял в рот церковные дары и выплюнул в тряпку. Ночью пошел в густой лес и положил дары на пень. Туда пришел Иисус Христос и колдун в него выстрелил. После этого колдун стал видеть всех лесных духов и его богатство от охоты непомерно росло. Этот случай вошел в охотничью поговорку.

Два колдуна-охотника (родом из деревни Савино) встретились в лесу и заспорили из-за места охоты. Один сказал: "Я иду налево, ты иди направо. Мы никогда больше не поспорим." Другой охотник сказал :"Ты иди направо, я пойду налево." Спорили долго и оба отправились в левом направлении. В это время их собаки грызли друг друга. Тогда первый охотник сказал своей собаке: "Лай вверх". Другой охотник догадался, что ему грозит опасность и сказал своей собаке - "Лай вниз." Обе собаки вместе лаяли, лаяли долго. Ни та, ни другая не могли перестать лаять. Если - бы первая собака перестать лаять раньше, ей и её хозяину грозила опасность сгореть живым на месте. Если - бы перестала лаять другая собака, то ей и её хозяину пришлось бы околеть (умереть) тут сразу же. Этот сюжет о колдуне и колдовстве через собаку имеет множество вариаций. Так, некий колдун-охотник, чтобы расправиться с врагом (охотником же) послал собаку к его избушке. Собака лаяла книзу. Через некоторое время враг-охотник заболел и умер.

В другом рассказе имеется случай, когда собака, присланная колдуном, лаяла вверх и у охотника-врага сгорела лесная избушка. Охотник так же чуть не сгорел и спасся благодаря тому, что догадался плюнуть на огонь. По примете пермяков на огонь вообще плевать нельзя. Но этот огонь был "нечистый" и слюна подействовала положительно.

Количество подобных фактов, разумеется, мне далеко не удалось исчерпать, однако и это, что приведено здесь, достаточно красноречиво говорит о том. насколько живо среди населения не только убеждение в существование колдунов и в их силу, но мы отмечаем и другое - существование колдунов, применяющих действительно колдовские способы при самых различных обстоятельствах. Из приводимых фактов, которые согласно классификации Фрезера 19 , вполне находят место в системе магических пережитков и обрядов, мы выделяем вопрос - необходимость участия колдуна или знахаря на свадьбе и его главенствующую роль в свадебном поезде. Как объяснить это ?

По мною же собранным материалам известно, что ни один обычай не обставляется в такой степени различными магическими приемами, как свадьба. Достаточно отметить, что девушка перед  отправлением в дом жениха: 1) надевает лыко под платье, 2) кладет под пазуху комок из кудели, шерсти (овечьей и коровьей), кусочки хлеба и 3) кладет деньги в обувь, 4) берет в карман мыло, пряники, специально испеченный маленький рыбный пирог (сообщение учительницы-пермячки А.П.Власовой, д. Федотово Архангельской вол.), 5) протыкает несколько иголок (без ушек) в подол и лямки нижнего и верхнего платья. Почти все эти амулеты должны оградить девушку от порчи в дороге со стороны духов, колдунов. Это профилактические акты ( по терминологии  проф. Кагарова). И в них же (п. 2) символически скрыты протрепитические действия, обеспечивающие положительные блага девушке в замужней жизни. При венчании в церкви, по мнению девушек, часть амулетов / куделя, шерсти, хлеба/  как бы освящаются вместе с ней и способствуют к достатку в хозяйстве

Роль колдуна, по-видимому, следует рассматривать в данном обряде, и с той, и с другой стороны, т.е. колдун ведет борьбу с духами, злыми людьми, ограждая благополучие молодых. Но куда важнее в этом факте социальная функция колдуна, который, по мнению Яновича, "является альфой и омегой при совершении брачного обряда". 20.

Колдуна заранее приглашает жених. Колдун - вождь свадебного поезда. Само собой речь может идти о допущении существования такой социальной организации, в которой колдун выполнял не только роль лекаря, но и роль вождя. Именно это и видим мы из истории Коми народа, что колдун одновременно является и князьком, владельцем определенной территории и правителем группы населения на данной территории. Степан Пермский в 15 веке именно такого колдуна-князя / tun /  застал в Старой Перми - Усть-Выми.21.

Ярко выраженной рядово-феодальной ступени [так у Старцева - А.Т.] социальной организации коми народ едва ли когда либо переживал В нашем распоряжении нет по этому вопросу почти никаких указаний. Но ясно вычерчивается функция зырянских колдунов, как властителей юридических, и как колдунов, как купцов, обладавших значительным богатством, вплоть до винокуренных заводов. 22.

Подходя к вопросу с учетом этих небольших указаний, мы можем с некоторой вероятностью сказать, что колдуны в среде коми народа восходят к самим отдаленным временам истории. На первичных ступенях (ещё до дифференциации восточно-пермских народов от угорских) колдуны являлись магами, лекарями. В ранне-земледельческом периоде и в период наступления правильных торговых связей с иранским и яфетическими народами ( в 8-9 в. после Р.Х.) колдуны выступают как купцы. В охотничий период  ( в 6-8 веках) колдуны занимают место родовых старейшин, при чем их роль выступает в борьбе за охотничьи угодья и промысловые районы. Оградить ту или иную территорию, угодья при помощи заклинаний выделяет колдунов данная охотничья группа. Социальная функция колдунов, таким образом расширяется, с ней расширяется авторитетность колдуна, получающего возможность выделиться экономически. Роль колдуна, как проводника охотартели, среди коми-зырян, была явственна до самого последнего времени.

1. Кагаров Е.Г. К вопросу о классификации народных обрядов. // Доклады Академии наук СССР. 1928. № 11. С. 247-254.

2. Старцев Г.А. К классификации пережитков и обрядов коми народа. // Коми Му. 1929. № (71). С. 45-54.

3. Теплоухов А.Ф. Чердынский край. № 2. С.3-13,

4. Сидоров А.С. Пережитки культа промысловых животных у охотников-коми. // Коми Му. 1926. № 5 (27). С. 29-33; Гондатти Следы языческих верований у маньсов.// Известия Общества любителей антропологии и этнографии при Московском университете. т. XLVIII. Вып. 2.

5. Старцев Г.А. Остяки. Л. 1928. С. 102-108.

6. По-видимому Г.А.Старцев имеет ввиду книгу Йозефа Синнеии Szinnyei Jozef. Finnisch-ugrische Sprachwissenschaft. Berlin. 1922. S. 17.

7. По-видимому Г.А. Старцев имеет ввиду следующую работу Юрйе Вихмана ( согласно номера тома финского журнала, ибо там нет другой работы Ю.Вихмана) Wichmann, Yrjo. Kurzer Bericht Über eine Studienreise zu den Syrjanen 1901-1902. // JSFOu. V. XXI. S. 18.

8. Янович В.М. Пермяки. Живая Старина. 1903. С. 65.

9.   Теплоухов Ф.А. Кабала. Пермь. 1895. С.7. Янович оспаривает конец документа, найденный Теплоуховым. Лично я склонен считать "Кабалу" Теплоухова вполне достоверной и по стилю и по содержанию.

10. Янович В.М. Указ. соч. С.67.

11. Г.А.Старцев ссылается на А.Крупенина. Верования пермяков. ИОИРС. 1917. № 5. С.350. На самом деле речь идет о статье А. Крупкина "Верования пермяков-инородцев." // Известия общества изучения Русского севера. 1911. № 5. С. 349-350.

12. Рогов Н.А. Материалы для описания быта пермяков. // Пермский Сборник. Т.II. М. 1860. С.80.

13. Рогов Н.А. Указ. соч. С.118.

14.  Янович В.М. Указ. соч. С.71.

15. Крупкин А. Указ. соч. С. 351.

 16. Газета "Пахарь" № 17 от 26.II.1929.

17. Газета "Пахарь" № 52 от 28. VI. 1929.

18. Сидоров  А.С.  Знахарство и колдовство у народа коми . Л. 1928. Гл. IV.

19. Фрезер Дж. Золотая ветвь. Т. 1-2. М. 1928.

20. Янович В.М. Указ. соч. С. 75.

21 Лыткин Г. С. Зырянский край  при епископах Пермских и зырянский язык . СПб. 1889. С.55.

22. Я имею ввиду предание "КОРТ АЙКА" (Железный свекор), опубликованный М. Лебедевым отдельной книжкой в 1908 г. разбойник 18 в. ПАМ-ШИПИЧА,  возведенный в легендарного героя по аналогии, в устах сказителей, так же принял образ колдунов 14-15 веков. Об этом см. Богословский Н. "О былых разбойниках в Коми крае". "Записки Общества Изучения Коми Края" вып. 1. 1928. С.29-53.

 1.Личное дело Старцева Георгия Афанасьевича. - СПбФ АРН. Ф. 302. Оп. 2. № 247. Ленинградское отделение Центрального института языка и письменности народов СССР.

2.Здесь Г.А.Старцев находится под влиянием книги своего учителя Льва Яковлевича Штернберга, члена-корреспондента АН СССР, профессора ЛГУ "Первобытная религия", где много места уделено магии. Г.А.Старцев 2 раза прослушал курс лекций Л.Я.Штернберга "Первобытная религия"  на этнографическом отделении географического факультета ЛГУ.

3.   По-видимому, речь идет о следующих работах: Теплоухов Ф.А. Кабала. Пермь. 1895; Янович В.М. Пермяки. //Живая Старина. 1903. Вып. 1-2.; Крупкин А. Верования пермяков-инородцев.//Известия Общества изучения Русского севера. 1911.№ 5. Фамилия А.Крупкина постоянно упоминается как А. Крупенин.


новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты