П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Тюменская область
Тюменская область


регионы

публикации

архив

Полевые отчеты и дневники
 М.А. Кастрен (Хельсинки).: Тюменская область :. 
Пребывание в Обдорске

Хуже всего было то, что (в Обдорске) сначала я не мог найти ни одного христианина, который интересовался бы хоть чем-нибудь, кроме барышей и процентов. Да и чего же было ждать от людей, отказавшихся от всех радостей и наслаждений цивилизованной жизни, для того чтобы хитростью и обманом отнимать у простодушных, легковерных туземцев достояние их, добытое трудом и потом. Успех в этом развратил большую часть этих искателей счастья и поверг их в животную грубость, далеко отвратительнейшую грубости дикарей.

весь текст > > >

 

 Котов О.В. (г. Сыктывкар).: Тюменская область :. 
Полевой дневник. Июнь 1992 года. Тюменская область, Нефтеюганский район, река Салым, стойбище Пунси-II

Праздник. Оленя забьем - вот и праздник. Его можно устраивать и летом, и зимой, когда оленя поймаешь. Собираются мужчины и женщины. Приглашает тот, чей олень будет. Намечает день, когда приходишь. Оленя забивают прямо у костра, где делали отцы, на том же месте. Этот костер только для праздника. Оленя привели, привязали, мужчины и женщины сидят возле одного костра. Затем читается молитва, материал вешается богам. Оленя поручают одному богу (ставят ему). Он принимает оленя. «Прими моего оленя, приглашай тех, кого ты хорошо знаешь, с кем ты хорошо живешь» Для женских богов - оленьих, для мужских - быков. Если нет, например, быка, а есть только олениха, то к уху привязывают ленточку (самке, например, бе-лую ленточку). Оленей посвящают Санки, Кон-ики, Явун-ики, Воих-орт-ики (который делит лосей и диких оленей, не домашних, по территориям), Ас-ики (рыбу делит), Терс-най (морской бог), Воих-орт-ики и всех зверей делит (соболей, например).

весь текст > > >

 

 Шарапов В.Э. (Сыктывкар).: Тюменская область :. 
Ритуал изготовления личного духа-помощника  у салымских хантов

При рассмотрении института почитания личных и семейных духов у хантов значительный интерес представляет непосредственный ритуал изготовления их антропоморфных изображений. У салымских хантов до настоящего времени сохраняется традиция изготовления личных духов-помощников (айтонкэли) для тех чле­нов семьи, которые надолго или навсегда уезжают из родного дома. Считается, что айтонкэли рано или поздно затоскует по тем местам, где он был изготовлен, и тем самым вынудит своего владельца вернуться, хотя бы на время.

весь текст > > >

 

 Шарапов В.Э. (Сыктывкар).: Тюменская область :. 
Материалы по поминальной обрядности у современных шурышкарских хантов

С начала 90 гг. ХХ в. сотрудниками отделов этнографии и фольклора ИЯЛИ КНЦ УрО РАН совместно с финскими фольклористами проводятся регулярные полевые исследования в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области – ареале совместного проживания коми-ижемцев и хантов. Одно из направлений исследований - символика традиционной семейной обрядности у современных носителей хантыйского и коми языков. В настоящем работе предлагается рассмотрение некоторых фольклорных и этнографических материалов по поминальной обрядности шурышкарских хантов.

весь текст > > >

 



новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты