карты |
 Республика Карелия
|
|
публикацииМузейная этнография | Сурво В.В. (Хельсинки) | .: Республика Карелия :. | Культура на границах: «иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии На территории Республики Карелия проживают представители разных этнических групп, среди которых коренными являются вепсы, карелы и русские. Локальные группы русских (заонежане, пудожане, водлозёры, вытегоры, каргополы) сложились в результате смешения славянского и финно-угорского автохтонного населения. Исторические обстоятельства способствовали типологическому сближению традиций вепсов, карел и славян, что отличалось особой интенсивностью в ХVIII-ХХ столетиях. Результатом стало формирование определённой «региональной» специфики, которая прослеживается в языке, некоторых фольклорных формах – лирические песни, бытовые сказки, народные танцы, верования, жилище, одежда, элементы свадебного обряда. весь текст > > > | Cурво В.В. (Хельсинки) | .: Республика Карелия :. | О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии Образцы орнамента олонецкой вышивки, собиравшиеся исследователями начиная с середины XIX в., хранятся в музеях как ценные артефакты, являясь ценным источником по истории культуры. Это одежда, предметы народного быта – полотенца и подзоры к кроватям. Некоторые вышитые вещи (уже семейные реликвии) удалось зафиксировать во время этнографических экспедиций автора по Карелии в 1986-2002 гг. весь текст > > > | Валерий Шарапов (Сыктывкар), Арно Сурво (Хельсинки) | .: Республика Карелия :. | «Иконическая риторика» этнофутуризма При рассмотрении проблематики, связанной с выяснением особенностей символической репрезентации региональной культуры и идентичности, значительный интерес представляют направления современной национальной художественной культуры как формы выражения регионального идентитета и этнического самосознания. В частности, речь идет о т.н. этнофутуристическом движении, получившем развитие в постсоветском пространстве финно-угорских регионов России. весь текст > > > | Хеккинен Кайя, Йоэнсуу | .: Республика Карелия :. | Как этнографическая активность творит "своих" и "чужих" Этнография и антропология (как и многие другие области науки) с момента своего появления породили разделение людей, групп людей, этносов и народов на «своих» и «чужих». Рождение этнографии часто связывалось непосредственно с формированием нации. В этом процессе национализм выступает в роли идеологического фактора. В национализме определяют и конструируют единую нацию, иллюзорный характер которой также акцентируется1. Одновременно из этой единой нации исключаются многие группы людей, которые можно определить как этнические или социальные меньшинства. В этом процессе складываются и развиваются различные границы. Есть границы государства, но есть также и внутренние границы, которые определяют «чужих» людей своей страны. К природе национализма относится и то, что все «свое» понимается лучше, чем «чужое». весь текст > > > |
архивПолевые отчеты и дневники | Сурво В.В. (Хельсинки) | .: Республика Карелия :. | Традиционная вышивка в современном интерьере: «карельский стиль» Орнамент вышивки представляет собой довольно консервативный компонент традиционной культуры. Сохраняя мало изменяемыми многие элементы, мотивы и образы на протяжении длительного времени, эта сфера народного искусства отражает локальное многообразие культур, основополагающие черты мировосприятия, религиозно-мифологические представления и межэтнические контакты. Вышивка Карелии (бывшей Олонецкой губернии) рассматривалась во многих российских и финляндских исследованиях, материалы также публиковались в альбомах, каталогах и прочих научно-популярных изданиях. весь текст > > > | Сурво В.В. (Хельсинки) | .: Республика Карелия :. | «Девка прядет, а Бог ей нитку дает»
«Девка прядет, а Бог ей нитку дает» Карелия представляет собой своеобразный полигон этнокультурных контактов двух (с определённой долей условности) этнических миров – прибалтийско-финского и славянского (русского). Динамика этих контактов, ведущих своё начало со Средневековья, не ослабевает по сей день. Результатом стало формирование определённой «региональной» специфики, которая прослеживается во многих элементах материальной и духовной культуры, в том числе на материалах декора и в бытовании текстиля. «Текстильная» тема связана с женским началом, что обусловлено предназначением женщины в традиционной картине мира. Орнаментированный текстиль является своеобразным узлом, связывающим мировоззрение, мифологические представления с «предметной» сферой культуры. весь текст > > > | Сурво В.В. (Хельсинки) | .: Республика Карелия :. | Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии) В обрядах русских, карел и вепсов Карелии обнаруживается немало общих моментов, что довольно характерно для ритуального использования текстиля. Особенно можно выделить использование вышивки и шире – текстиля в свадебном ритуале. Именно эта сторона обрядовой практики являлась сферой непосредственных контактов не только на внутриэтническом (межродовом), но и на межэтническом уровнях. Например, у русских Заонежья было принято брать в жены карелок. С учётом роли, которую вышивка играла в свадебной обрядности, несложно понять тесную переплетённость разноэтничных традиций вышивки. весь текст > > > | А.П.Конкка | .: Республика Карелия :. | Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел В относительно недавнее время,на рубеже XIX—XX вв., характерным и значительным явлением карельского народного календаря были общественные (в основе своей, по-видимому, родовые или фратриальные) праздники с жертвоприношениями животных, проводимые в период летнего календарного цикла, в основном в июле-августе.
Кратких упоминаний о жертвоприношениях из разных районов Карелии в литературе и полевых материалах достаточно много. Данная статья представляет неизвестный для русского читателя материал о жертвоприношениях, составленный из нескольких наиболее полных и характерных описаний обряда. весь текст > > > | Фудзивара Д. (Тохоку, Япония) | .: Республика Карелия :. | "Настоящее" и "ненастоящее" в русской магической традиции Моя экспедиция начинается, как только самолет из Японии приземляется в аэропорту Шереметьево. Летом 2002 г. я впервые приехала в экспедицию в Россию. Интересуясь русской магической традицией, я собиралась поехать в отдаленные деревни расспрашивать старых “знающих” людей, то есть знахарок, колдунов и т.д. В общем, собирать “остатки” старых времен. Но сразу оказалось, что это не совсем правильно. Ведь не только в деревне, но и в городе, на даче, в поезде и даже в институте вокруг меня неожиданно возникали разговоры о магических происшествиях. А в газетных рекламах со стопроцентной гарантией столько знающих обещают снять порчу, вернуть мужа, обеспечить успех в бизнесе, избавить от запоя. В книжных магазинах продаются разные “практические” книги по магии. По телевидению и радио тоже демонстрируется магия. И если случается какая-то беда, то не только деревенские старики, но и молодые люди или люди с высшим образованием тоже обращаются к “знающим”, пользуются заговорами. Действительно, в современной России старина жива. Таким образом, все, что я встречала в России, стало для меня объектом исследования, начиная с деревенских бабушек до эзотерических книжных магазинов и даже фольклористов-этнографов. В настоящей работе рассматривается, какая традиция считается “настоящей” и “ненастоящей”, кто так считает, с какого времени и почему. весь текст > > > | Конкка А.П. (Петрозаводск) | .: Республика Карелия :. | Карельское и восточнофинское карсикко в кругу религиозно-магических представлений, связанных с деревом Культ растительности в различных его проявлениях — от сакрализации отдельных видов растений до дерева (или части его) в функции обрядового символа — практически универсален. Почти столь же универсальна и идея дерева, лежащая в основе представлений о строении Вселенной…
Одним из таких многозначных обрядовых и мифологических символов является карельское карсикко — особым образом обрубаемое или срубаемое хвойное дерево. Обычай делать карсикко был связан с переходными и иными важными для отдельной личности и родовой общины жизненными ситуациями. весь текст > > > |
публикацииИстория изучения этнографии | Сурво В., Сурво А. (Хельсинки) | .: Республика Карелия :. | Внутренние границы культуры В экспедиционных поездках по Карелии, Архангельской и Ленинградской областям мы нередко сталкиваемся с финляндским влиянием, так или иначе присутствующим в деятельности национальных парков, краеведческих музеев и, особенным образом, - в религиозной сфере. В отношение «западных» миссионеров обычно обращается внимание на причины их прихода в просвещаемую среду. Не меньшее значение имеют мотивы их ухода из собственной действительности, внутренние границы исходной культуры. весь текст > > > | Сурво В., Сурво А. (Хельсинки) | .: Республика Карелия :. | «Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса В хельсинкском Музее Культур недавно открылась выставка «Карелия. На границе с Финляндией» (4.4.2008 – 4.1.2009), посвящённая беломорским карелам, ливвиковским карелам, карелам-людикам, тверским карелам, вепсам, ингерманландским финнам, саамам Кольского полуострова, русским Карелии, ижемским коми и русскому населению Поморья. На экспозиции впервые представлены материалы, собранные финляндскими исследователями на оккупированных территориях во время Великой Отечественной войны. весь текст > > > | Сурво В., Сурво А. (Хельсинки) | .: Республика Карелия :. | Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта В 1551 г. М. Агрикола (около 1510 – 1557), открывший эру печатного финского слова, издал перевод «Давидова Псалтыря», в предисловии к которому привёл перечень 24 божеств хямяляйцев и карел. Разделяя идолов на хямяляйских и карельских, М. Агрикола имел ввиду язычество подданных средневековой католической Швеции. Карелы России считались русскими, и о них вообще умалчивается. До второй половины XVIII в. перечень оставался единственным источником по финской мифологии. Список не раз воспроизводился в поэтической форме другими авторами и переводился на ряд языков, но интерес к мифологии оставался формальным, что не расширило круг приведённых Агриколой сведений. Следующие два с половиной столетия с лихвой восполнили этот пробел. весь текст > > > | Сурво В.В. (Хельсинки) | .: Республика Карелия :. | Традиции Карелии в ”иконической» реальности Финляндии К концу ХIХ в. усилиями учёных и деятелей искусства культурная идентичность финляндской элиты трансформировалась в политическую, тогда же была сформирована идея «карелианизма». Карелия превратилась в объект паломничества финляндских ученых, художников, композиторов, архитекторов, поэтов и прочих любителей старины. Представление о Карелии как о неотъемлемой части грядущего «Идеального Отечества», стало ключевым концептом финляндского национального мифа. В формировании мифологем и идеологем особая роль принадлежит иконическим элементам традиций и в том числе традиционной орнаментике. весь текст > > > |
|
|