П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Республика Коми
Республика Коми



регионы

публикации
История полевых исследований
 Чагин Г.Н. (Пермь, ПГУ).: Коми-Пермяцкий АO :. 
В.П.Налимов - исследователь иньвенских коми-пермяков

Анализируются неопубликованные материалы В.П.Налимова 1908 г. из архива Финно-угорского общества Финляндии. Они содержат ценные сведения по мифологии, морально-правовым нормам, традиционным отношениям полов, народным знаниям и религиозным воззрениям иньвенских (южных) коми-пермяков. Цитируются уникальные исторические документы, указываются пути дальнейшего изучения коми-пермяков.

весь текст > > >

 

 Колчина Е.В. (С.-Петербург, РЭМ).: Республика Коми :. 
Полевые исследования М.А. Браун традиционной культуры народов коми.

В собрании Российского Этнографического Музея (бывший ГМЭ народов СССР) коллекции по этнографии народов коми являются одними из наиболее полных и разноплановых. Всего насчитывается более 70 коллекций (около 3,5тыс. предметов), которые охватывают период с сер.19 в. до наших дней. В этом заслуга многих собирателей. Однако наибольшие по количеству экспонатов привозы были сделаны с 1959 по 1968 гг. За этот период времени собрание по этнографии коми-зырян, коми-ижемцев и коми-пермяков пополнилось на 977 экспонатов (14 коллекций). Столь значительное пополнение фондов произошло благодаря экспедиционным сборам сотрудника музея М.А. Браун.

весь текст > > >

 

 Шарапов В.Э. (Сыктывкар).: Республика Коми :. 
О целях и некоторых результатах “пермской экспедиции” 1907 г.

В 1907 году Финно-угорское общество Финляндии принимает решение о выделении средств для доцента Университета г. Хельсинки У.Т. Сирелиуса и студента естественного отделения физико-ма­тематического факультета Московского Университета В.П. Налимова – стипендиата Финно-угорского общества в 1907-1909 гг. – на проведение т.н. “пермских этнографических разысканий” на территории Архангельской, Вологодской, Пермской и Вятской губерний.

весь текст > > >

 

 Терюков А.И. (С.-Петербург, Кунсткамера).: Республика Коми :. 
Из истории изучения обрядов жизненного цикла народов коми. В.П. Налимов.

Одной из крупнейших фигур в истории изучения народов коми является В.П.Налимов (1879-1938). Выходец из коми-зырян, получивший высшее образо-вание, он стал одним из лучших знатоков языка, фольклора и традиционной культу-ры народов коми и стоял у истоков форми-рования собственно интеллигенции коми.

весь текст > > >

 

 Напольских В.В. (Ижевск).: Удмуртская Республика :. 
Дважды забытый. Д.Г.Мессершмидт – первый исследователь удмуртского языка и культуры

Первые сведения о языке и культуре удмуртов стали достоянием науки в XVIII веке, благодаря в основном немецким учёным, служившим в Императорской Санкт-Петербургской Академии наук: Г.Ф.Миллеру, И.Г.Гмелину, И.Г.Георги и другим. В этот ряд на первое место по праву должно быть поставлено имя Д.Г.Мессершмидта.

весь текст > > >

 

 А.Е. Загребин (Ижевск).: Удмуртская Республика :. 
Г.Ф. Миллер и его "описание трех языческих народов в казанской губернии"

Герхард Фридрих (в русском обиходе Федор Иванович) Миллер (1705 –1783) родился в небольшом вестфальском городке со славным ганзейским прошлым – Герфорд. Отец его, являясь лицом духовного звания, исполнял должность ректора местной гимназии, а мать происходила по одним сведениям из купеческого сословия, по другим данным из семьи профессора-богословия. Выделявшаяся среди других бюргеров своей ученостью семья не могла не дать своим детям того импульса, который можно определить как тягу к знаниям, к новизне открытия. Даже, если это открытие ждет на страницах следующей по счету книги домашней библиотеки.

весь текст > > >

 

 Н.Б. Автономова.: Республика Коми :. 
Об этнографических исследованиях Василия Кандинского

Исследователям творчества Кандинского хорошо известны факты биографии художника, относящиеся к периоду его занятий наукой на юридическом факультете Московского университета и участие в начале лета 1889 года в этнографической экспедиции на Север России. В автобиографической книге "Ступени" он писал что «особенно сильным впечатлением» студенческого времени была поездка в Вологодскую губернию, определившая многое в его судьбе.

весь текст > > >

 

 Федянович Т.П. (Москва).: Республика Коми :. 
Исследования В.Н. Белицер по народам коми.

Вера Николаевна Белицер (1903-1983 гг.), известный специалист по этнографии народов Поволжья и Приуралья, старейший сотрудник Института этнографии АН СССР, внесла существенный вклад в изучение финно-угорских народов этого региона.

весь текст > > >

 

 Сеппо Лаллукка.: Коми-Пермяцкий АO :. 
Финские исследователи народов коми в XIX в. и их деятельность в финском национальном движении

XIX в. можно считать веком сложения финской нации. В этом процессе немаловажную роль играли ученые, которые раскрыли древние корни финнов, в частности, их историко-культурную общность с проживающими в северной Евразии родственными народами. Для формирующейся нации было важно иметь знания о своем происхождении. В предлагаемой статье раскрывается научная деятельность трех финских языковеда, которые на этом поприще приложили значительные усилия в изучении народов коми.

весь текст > > >

 

 А.А. Сурво.: Республика Коми :. 
Место встречи

В «Секрете Колобка» Н.И. Толстой задаётся вопросом: что защищало Колобка от Зайца, Волка и Медведя? Как показывает сравнительный материал, песня Колобка аналогична другим сакральным текстам и представляет собой «текст творения», обладающий оборонительной магической силой. Колдовская сущность героя сказки подчёркивается также последовательностью и детализацией его пути, имеющими заговорные параллели, и тем, что он «поскрёбыш».

весь текст > > >

 

 Сурво А.А. (Хельсинки).: Ленинградская область :. 
Полевая работа как исследовательский миф.

Результатом полевых исследований финляндских собирателей фольклора, побывавших в окрестностях Санкт-Петербурга в середине XIX - начале XX в.в. (А.Тёрнерос, Т.Таллквист, Я.Лянкеля, Ф.А.Саксбек, В.Поркка и др.), стало немалое количество записанных ими рун калевальской метрики. Не менее интересен экспедиционный опыт финляндцев, воспринимавшихся местным населением в качестве колдунов, шпионов и пр.

весь текст > > >

 

 Ивановская Н.И. (С.-Петербург, РЭМ).: Республика Коми :. 
Этнографическая экспедиция на территорию коми С.И. Сергеля

В одном из крупнейших в России собрании по традиционной культуре коми, хранящемся в Российском этнографическом музее, заметное место занимают этнографические коллекции, собранные в 1906 г. С.И. Сергелем во время экспедиции в Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии. Его коллекционные сборы имеют столь основательную научную и музейную значимость, что это дало основание сотрудникам РЭМ, изучавшим эти коллекции, назвать студента естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета специалистом-этнографом. Между тем, первоначально этнографические изыскания были для Сергея Сергеля, скорее всего, одним из элементов его страсти к путешествиям и тяги к приключениям, свойственных молодым людям во все времена. Однако тот вклад, который трудами Сергеля был сделан в формирование коллекционного собрания РЭМ и изучение народа коми, заслуживает пристального внимания к личности этого человека и результатам его научной деятельности.

весь текст > > >

 

Музейная этнография
 Хеккинен Кайя, Йоэнсуу.: Республика Карелия :. 
Как этнографическая активность творит "своих" и "чужих"

Этнография и антропология (как и многие другие области науки) с момента своего появления породили разделение людей, групп людей, этносов и народов на «своих» и «чужих». Рождение этнографии часто связывалось непосредственно с формированием нации. В этом процессе национализм выступает в роли идеологического фактора. В национализме определяют и конструируют единую нацию, иллюзорный характер которой также акцентируется1. Одновременно из этой единой нации исключаются многие группы людей, которые можно определить как этнические или социальные меньшинства. В этом процессе складываются и развиваются различные границы. Есть границы государства, но есть также и внутренние границы, которые определяют «чужих» людей своей страны. К природе национализма относится и то, что все «свое» понимается лучше, чем «чужое».

весь текст > > >

 

 Валерий Шарапов (Сыктывкар), Арно Сурво (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
«Иконическая риторика» этнофутуризма

При рассмотрении проблематики, связанной с выяснением особенностей символической репрезентации региональной культуры и идентичности, значительный интерес представляют направления современной национальной художественной культуры как формы выражения регионального идентитета и этнического самосознания. В частности, речь идет о т.н. этнофутуристическом движении, получившем развитие в постсоветском пространстве финно-угорских регионов России.

весь текст > > >

 

 Cурво В.В. (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии

Образцы орнамента олонецкой вышивки, собиравшиеся исследователями начиная с середины XIX в., хранятся в музеях как ценные артефакты, являясь ценным источником по истории культуры. Это одежда, предметы народного быта – полотенца и подзоры к кроватям. Некоторые вышитые вещи (уже семейные реликвии) удалось зафиксировать во время этнографических экспедиций автора по Карелии в 1986-2002 гг.

весь текст > > >

 

 Чувьюров А.А. (С.-Петербург, РЭМ).: Республика Коми :. 
К истории формирования фотоколлекций по народам коми в собрании РЭМ.

Музейно-этнографическая собирательская деятельность носит многоаспектный характер, наряду собственно с комплектованием этнографических предметов (предметов наделенных этнокультурной спецификой), сбором материалов по специальным программам-опросникам, она включает различные способы визуальной фиксации (рисунки, чертежи, фотографии, в современных условиях еще и аудио- и видеозаписи), которые играют не только вспомогательную роль, но порой решают собственные задачи и цели (отражение народного быта, которое не имеют равнозначного вещного или документального выражения). Роль фотографии как одного из выразительных средств, способного запечатлеть важные и знаменательные явления жизни общества, ясно и отчетливо сознавалась такими известными отечественными этнографами как В.И. Ламанский, Д.А. Клеменц, А.А. Миллер, которые во многом определяли характер и важнейшие направления собирательской работы в нач. XX в.

весь текст > > >

 

 Арт Леэте (Тарту, Эстония), Владимир Липин (Сыктывкар, НМРК).: Республика Коми :. 
О методике и результатах исследований этнографических экспедиций Эстонского национального музея к этнографическим группам коми.

Исследование финно-угорских народов является одним из приоритетов Эстонского национального музея (ЭНМ). До второй мировой войны проводились экспедиции к ливам и к карелам. Во время войны, в 1942 и 1943 г организовали комплексные экспедиции в Ингерманландию, в основном для изучения водской культуры. Регулярные экспедиции к финно-угорским народам России начинались только с 1960-х. С тех пор сотрудниками ЭНМ многократно посещались все финно-угорские народы.

весь текст > > >

 

 Котылева И.Н., Пьянкова Т.А. (Сыктывкар).: Республика Коми :. 
Из истории формирования коллекции Национального музея Республики Коми по традиционной культуре коми-зырян

Коллизии российской истории ХХ века отразились и на судьбе одного из первых научных и культурно-просветительных учреждений Коми края - Национального музея Республики Коми, отметившего в октябре 2001 г. свое 90-летие. Появление первого музея в Коми крае произошло благодаря активистам отделения Архангельского общества изучения Русского Севера в Усть-Сысольске К.Ф.Жакову, А.А.Цемберу, А.Ф. Старовскому, и др. Днем образования музея считается 17 октября 1911г., когда земское собрание приняло постановление о выделении единовременного пособия (100 рублей) на приобретение коллекций для музея «Археологии и этнографии». Создание музея явилось составной частью музейного строительства, развернувшегося в северных губерниях России со второй половины XIX в. (первые инициативы о создании музея в г. Усть-Сысольске восходят к последней четверти XIX столетия).

весь текст > > >

 

 Сурво В.В. (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
Культура на границах: «иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии

На территории Республики Карелия проживают представители разных этнических групп, среди которых коренными являются вепсы, карелы и русские. Локальные группы русских (заонежане, пудожане, водлозёры, вытегоры, каргополы) сложились в результате смешения славянского и финно-угорского автохтонного населения. Исторические обстоятельства способствовали типологическому сближению традиций вепсов, карел и славян, что отличалось особой интенсивностью в ХVIII-ХХ столетиях. Результатом стало формирование определённой «региональной» специфики, которая прослеживается в языке, некоторых фольклорных формах – лирические песни, бытовые сказки, народные танцы, верования, жилище, одежда, элементы свадебного обряда.

весь текст > > >

 

 Н.Е. Плаксина.: Республика Коми :. 
Старообрядческая икона Удоры: к постановке проблемы

На сегодняшний день икона по-прежнему остается наименее изученной областью старообрядческой культуры. Более изученными можно считать крупные центры иконописания в Выге, Стародубье, Поволжье, Причудье, на Ветке.* И гораздо меньше известно о северных локальных центрах иконописания с небольшим ареалом распространения икон, в частности, в Подвинье, на Мезени. «Есть глухие упоминания о так называемой «скитской» иконописи, «создававшейся на фанатичной преданности канону», и выродившейся в конце концов в «искусство экзотическое, пряное, в искусство для заказчика-старовера». Но достоверного представления об этой иконописи сегодня нет.

весь текст > > >

 

Методика полевых исследований
 Семенов В.А. (Сыктывкар, СГУ).: Республика Коми :. 
К истории использования унифицированных форм изучения традиционной духовной культуры коми (зырян).

На основе анализа практики этнографических исследований традиционной культуры коми в статье рассматривается проблема преобразования культурной действительности в этнографический факт. Выработка общей парадигмы целостного представления о народной культуре, адекватность вопросов, сопоставимость методики сбора и интерпретации данных с моделью исследуемой культуры помогут избежать описательности и субъективизма результатов научных поисков.

весь текст > > >

 

 Загребин А.Е. (Ижевск).: Удмуртская Республика :. 
Об исследовательском феномене одной научной генерации в истории финно-угорской этнографии

В 1981 г., размышляя об истории, месте и роли своей дисциплины, профессор финно-угорской этнографии Хельсинкского университета Н. Валонен расположил её между общей этнологией и собственно финской этнографией (Valonen N., 1981). Тем самым он очертил не только исследовательское поле, но и во многом отразил известный методологический дуализм, присущий одной из самых своеобразных наук о народах и культурах.

весь текст > > >

 

 А.А. Сурво, В.Э. Шарапов.: Ленинградская область :. 
На(т)ивные авторы, читатели и (гипер)тексты.

При обсуждении проблематики и методики полевых исследований, как правило, акцентируется внимание на предполагаемой достоверности и объективности архивных отчётов, терминологических дискуссиях и теоретизировании по поводу корректности взаимоотношений «исследователя» и «информанта». В то же время, широкий спектр контекстуальных и внеконтекстуальных взаимосвязей исследований (собственно научные тексты и их научно-популярные вариации), основанных на том или ином полевом материале, не говоря уже о текстах, представляющих собой новые уровни семиотизации и строящихся (преимущественно) на отсылках к другим научным работам, представлен в совершенно разнородных и, особенно, «забытых» текстах.

весь текст > > >

 

 Сурво А.А. (Хельсинки).: Ленинградская область :. 
Научная риторика и авторитет поля

Научные интерпретации, связанные с проблематикой народной религиозности, сегодня нередко ангажированы религиозной и магической риторикой, что говорит о некоторой неопределённости различий между субъектами и объектами исследований. Подчёркнуто знаковый характер имеет, например использование ключевых религиозных понятий и, в том числе, написание их с заглавной буквы (также, как и “прописное” бытование этих же понятий в предшествующие десятилетия), намёки авторов на их близость к ритуальной сфере, дифференциация знахарей и шаманов на “настоящих” и “шарлатанов”, когда критериями истинности, видимо, обладают сами исследователи, и т.п.

весь текст > > >

 

 Сурво А.А. (Хельсинки).: Республика Коми :. 
Мифология "забытого" текста

При обсуждении проблематики и методики полевых исследований, как правило, акцентируется внимание на предполагаемой достоверности и объективности архивных отчётов, терминологических дискуссиях и теоретизировании по поводу корректности взаимоотношений "исследователя" и "информанта". В то же время, широкий спектр контекстуальных и внеконтекстуальных взаимосвязей исследований (собственно научные тексты и их научно-популярные вариации), основанных на том или ином полевом материале, не говоря уже о текстах, представляющих собой новые уровни семиотизации и строящихся (преимущественно) на отсылках к другим научным работам, представлен в совершенно разнородных и, особенно, "забытых" текстах.

весь текст > > >

 

 Чувьюров А.А. (г. Санкт-Петербург).: Республика Коми :. 
К проблеме верификации материалов этнографических и фольклорных исследований (по материалам исследований коми старообрядцев-беспоповцев).

Известный отечественный фольклорист С.Е. Никитина в послесловии монографии Г. Федотова “Стихи духовные” пишет: “...вера русского народа во многих научных работах предстает как язычество, прикрытое легким флером христианства. Исследования старообрядчества дают другую картину — безусловную христианскую модель мира”. Далее исследователь задается вопросом: “Неужели исправление церковных книг и обрядов разделило народ на язычников и христиан? Или сыграли роль разные установки ученых: в первом случае — на открытие глубинных дохристианских пластов, во втором — на выяснение роли христианской книги в образе жизни и образе мыслей носителей древлеправославного благочестия?” Ответ, который дает С.Е. Никитина, неутешителен для собирателей: “Скорее последнее.”

весь текст > > >

 

История изучения этнографии
 Сурво В., Сурво А. (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
«Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса

В хельсинкском Музее Культур недавно открылась выставка «Карелия. На границе с Финляндией» (4.4.2008 – 4.1.2009), посвящённая беломорским карелам, ливвиковским карелам, карелам-людикам, тверским карелам, вепсам, ингерманландским финнам, саамам Кольского полуострова, русским Карелии, ижемским коми и русскому населению Поморья. На экспозиции впервые представлены материалы, собранные финляндскими исследователями на оккупированных территориях во время Великой Отечественной войны.

весь текст > > >

 

 Сурво В., Сурво А. (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта

В 1551 г. М. Агрикола (около 1510 – 1557), открывший эру печатного финского слова, издал перевод «Давидова Псалтыря», в предисловии к которому привёл перечень 24 божеств хямяляйцев и карел. Разделяя идолов на хямяляйских и карельских, М. Агрикола имел ввиду язычество подданных средневековой католической Швеции. Карелы России считались русскими, и о них вообще умалчивается. До второй половины XVIII в. перечень оставался единственным источником по финской мифологии. Список не раз воспроизводился в поэтической форме другими авторами и переводился на ряд языков, но интерес к мифологии оставался формальным, что не расширило круг приведённых Агриколой сведений. Следующие два с половиной столетия с лихвой восполнили этот пробел.

весь текст > > >

 

 Сурво В.В. (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
Традиции Карелии в ”иконической» реальности Финляндии

К концу ХIХ в. усилиями учёных и деятелей искусства культурная идентичность финляндской элиты трансформировалась в политическую, тогда же была сформирована идея «карелианизма». Карелия превратилась в объект паломничества финляндских ученых, художников, композиторов, архитекторов, поэтов и прочих любителей старины. Представление о Карелии как о неотъемлемой части грядущего «Идеального Отечества», стало ключевым концептом финляндского национального мифа. В формировании мифологем и идеологем особая роль принадлежит иконическим элементам традиций и в том числе традиционной орнаментике.

весь текст > > >

 

 Сурво А.А. (Хельсинки).: Ленинградская область :. 
«Мать-и-мачеха» женской магии

В составленном В. Салминеным перечне «Рунопевцев и ведунов Ингрии» из более чем 1200 исполнителей лишь порядка сотни мужчин. Финляндцами было записано около 15000 вариантов рун, из которых «мужских» всего три-четыре процента. Статистика, очевидно, отражает реалии, с которыми столкнулись исследователи, однако свою роль сыграла заданность собирательской деятельности. Тесты фиксировались выборочно, а большинство фольклорно-этнографического материала просто-напросто признавалось «несуществующим», особенно, если сведения свидетельствовали об инородческом влиянии, которому приписывались любые несоответствия местных традиций представлениям учёных: «Редко мы могли записать у мужчин руны, в которых не было бы хоть сколь-нибудь похабщины, и, вообще, даже более пристойные руны были почти пустячными». «Женщины более верно, чем мужчины, сохраняют наследие предков даже тогда, когда мужчины отвергли это наследие как какую-то бесполезную вещь и вместо сверкающих благородных жемчужин восхищаются стекляшками, принесёнными чужаками»

весь текст > > >

 

 Арно Сурво.: Республика Коми :. 
Уральский миф

В среде американских финнов-переселенцев 1920-х годов, наряду с песнями классово-пролетарской тематики, были распространены произведения с лирикой цыганских романсов: «Дева Урала, темноволосая, красивая, синеглазая… Огненными поцелуями согреет она даже ледяную грудь» (12). Это слова из популярнейшего в те годы и сегодня неизвестного фокстрота «Uraliin» («В Урал»), исполнявшегося Катри Ламми. Вскоре после записи песни она эмигрировала в СССР, где стала примой петрозаводского финского театра. Впоследствии певица была репрессирована и последние годы своей жизни провела в доме престарелых на о. Валаам

весь текст > > >

 

 Власова В.В. (Сыктывкар).: Республика Коми :. 
История этнографического изучения старообрядческой традиции коми.

Старообрядчество, представляющее собой многовековое движение - религиозное, культурное, социальное, существенно повлияло на формирование конфессиональной и историко-этнографической карты России. Долгое время его рассматривали как исключительно "русское" явление, хотя уже со второй половины XIX в. появляются данные о распространении староверия среди финно-угорских народов (мордвы, карел, пермяков, зырян). Т.А. Бернштам в одной из своих работ высказала предположение, что "там, где постоянных русских жителей было мало, православие не имело давних корней или не успело распространить своего влияния, староверие стало ... носителем христианских идей". В последнее десятилетие интерес ученых к таким вопросам как причины распространения староверия, его влияние на культуру и быт не только не уменьшился, но активизировался

весь текст > > >

 

 Ю.П. Шабаев, Н.Д. Конаков (г. Сыктывкар).: Республика Коми :. 
История этнографического изучения народов коми

За последние более чем два столетия в этнографическом изучении народов России сделано многое: накоплен очень обширный полевой материал, изданы многочисленные фундаментальные работы, опубликованы тысячи статей, посвященных различным сторонам культуры и быта как целых народов, так и отдельных этнографических групп. В результате возникла настоятельная необходимость историографического обобщения всего этого обширного материала и на региональном, и на общероссийском уровне. Думается, на рубеже столетий и тысячелетий Институту этнологии и антропологии просто необходимо обратиться к этой проблеме и возглавить работу по созданию широкой серии историографических исследований…

весь текст > > >

 

 Сурво В., Сурво А. (Хельсинки).: Республика Карелия :. 
Внутренние границы культуры

В экспедиционных поездках по Карелии, Архангельской и Ленинградской областям мы нередко сталкиваемся с финляндским влиянием, так или иначе присутствующим в деятельности национальных парков, краеведческих музеев и, особенным образом, - в религиозной сфере. В отношение «западных» миссионеров обычно обращается внимание на причины их прихода в просвещаемую среду. Не меньшее значение имеют мотивы их ухода из собственной действительности, внутренние границы исходной культуры.

весь текст > > >

 

 К.В. Истомин (г. Сыктывкар).: Республика Коми :. 
Коми-ижемское оленеводство. Историография двух веков изучения.

В этнографическом изучении народа коми в послевоенный период, т. е. на том этапе этого изучения, который принято называть "современной этнографией", тема коми-ижемского оленеводства занимала, к сожалению, маргинальное положение.

весь текст > > >

 

 Терюков А.И. (С.-Петербург).: Республика Коми :. 
Коми этнография в 1930-е годы

1920-е годы были, если образно говорить об этом времени, «золотым веком этнографии коми».. В эти годы появилось значительное количество публикаций, так или иначе затрагивших обозначенную тематику. В этой области активно работают исследователи, которых условно можно разделить на две большие группы: это те, кто начал свою научную деятельность еще до революции, и на тех, кто стал специалистом уже в советское время.

весь текст > > >

 

 Сеппо Лаллукка (Хельсинки).: Республика Коми :. 
Финские исследователи народов коми в XIX в. и их деятельность в финском национальном движении

XIX в. можно считать веком сложения финской нации. В этом процессе немаловажную роль играли ученые, которые раскрыли древние корни финнов, в частности, их историко-культурную общность с проживающими в северной Евразии родственными народами. Для формирующейся нации было важно иметь знания о своем происхождении. В предлагаемой статье раскрывается научная деятельность трех финских языковедов…

весь текст > > >

 

Этика полевых исследований
 Бобрецова Александра (г. Сыктывкар).: Республика Коми :. 
Особый этический кодекс исследователя-носителя: "эмоциональный контакт" и "бесстрастное наблюдение".

Вопросы, относящиеся к области "этики исследований", являются предметом дискуссий ученых социальных наук в течение долгого времени. Обсуждение "этической" стороны социальных исследований особенно активизировалось после так называемого "кризиса антропологии и этнографии" в 50-60 - ее годы XX столетия. В тот период ученые считали вполне возможным создание единого профессионального кодекса, который содержал бы общие этические принципы. Кодексы принятые социальными учеными Европы и Америки (социологами и антропологами) были направлены на предотвращение негативных последствий исследований. Исследователей в то время особенно волновала ответственность ученого за последствия применения результатов исследования. Декларируемые в кодексах ассоциаций исследователей социальных наук этические принципы должны были, по мнению научного сообщества, обеспечить этическую основу работы исследователей. В 1970-80-е годы XX века акцент в обсуждении этических вопросов переместился на область методологии полевых исследований, причем особое внимание стало уделяться этике поведения исследователя "в поле".

весь текст > > >

 



новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты