П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Республика Коми
Республика Коми



регионы

публикации

Публикации :: История полевых исследований

История этнографического изучения старообрядческой традиции коми

Власова В.В.

Старообрядчество, представляющее собой многовековое движение - религиозное, культурное, социальное, существенно повлияло на формирование конфессиональной и историко-этнографической карты России. Долгое время его рассматривали как исключительно "русское" явление, хотя уже со второй половины XIX в. появляются данные о распространении староверия среди финно-угорских народов (мордвы, карел, пермяков, зырян). Т.А. Бернштам в одной из своих работ высказала предположение, что "там, где постоянных русских жителей было мало, православие не имело давних корней или не успело распространить своего влияния, староверие стало ... носителем христианских идей" [1]. В последнее десятилетие интерес ученых к таким вопросам как причины распространения староверия, его влияние на культуру и быт не только не уменьшился, но активизировался [2].

Как и любое другое этнографическое исследование, изучение старообрядчества у коми имеет свою историю. В рамках данной темы был поставлен и изучен целый ряд проблем, сделаны выводы, ставшие основой для современных исследований. Нет сомнений, что для дальнейшего изучения старообрядческой традиции у коми весьма важно определить степень её изученности. В этой связи встает вопрос об этнографических экспедициях, проводившихся в районах проживания староверов, целях и задачах, стоявших перед учеными; методах работы и полученных результатах. Хронологически работа охватывает период с первой половины XX в. до наших дней.

Первыми работами, носящими исследовательский характер, в которых рассматривалось влияние староверия на коми-зырян, можно назвать аналитические этюды К.Ф. Жакова [3], П.А. Сорокина [4] о старообрядцах на Средней Печоре, Верхней Вычегде. Эти исследователи делали попытки дать свое объяснение необычным формам старообрядческого быта или скорректировать данные, опубликованные ранее. Так, П.А. Сорокин считал, что старообрядчество закрепило пережитки группового брака у зырян. К.Ф. Жаков указал на неточность этнографической карты Риттиха (составленной в 1875 г.). На ней села и деревни зырян-староверов в восточной части Вологодской губернии обозначены как русские, потому что составитель посчитал, что староверами могут быть только русские.

Планомерное этнографическое изучение этнографии коми было начато в середине 1940-х годов. С 1945 по 1952 г. Институтом этнографии АН СССР и Базой АН Коми АССР были организованы несколько этнографических экспедиция в Коми АССР под руководством В.Н. Белицер. Этнографический отряд работал с 13 марта по 14 апреля 1946 г. в Усть-Куломском районе (Усть-Куомском, Кужбинском, Донском, Керчомском сельсоветах) [5]. С 20 июля по 5 октября 1950 г. обследовались северные районы Коми АССР по течению рек Печоры, Усы и Ижмы в Троицко-Печорском, Кожвинском, Усинском и Ижемском районах. Основными темами, над которыми работала экспедиция, были: <Заселение Печоры и формирование культуры печорских коми>, <Быт и культура колхозников в северных районах Коми АССР> [6]. Работа велась в населенных пунктах Щугор, Подчерье, Савинобор, Троицко-Печорск, Мамыль [7]. Летом 1952 г. в течение месяца проводилось этнографическое обследование Удорского района [8]. Как писала сама Вера Николаевна, её основное внимание было направлено на изучение материальной культуры, а изучение семейного быта и верований лишь отчасти входило в сферу ее интересов [9]. В работах она вскользь отметила консервативное влияние старообрядчества на культуру и быт населения указанных районов. <Старообрядчество, которого здесь (на Удоре - В.В.) придерживались очень упорно вплоть до коллективизации, способствовало сохранению отсталых черт в быту> [10]. <В керчомских лесах спасались отшельники, существовали скиты, которые потом вырастали в поселения. В настоящее время среди населения староверов почти не сохранилось, но некоторые остатки староверческих обрядов еще существуют> [11].

С 1950-х гг. исследования традиционной культуры коми проводились учеными Коми филиала АН СССР. В научном архиве КНЦ УрО РАН хранятся отчеты О.Н. Воздвиженской <Материалы этнографической экспедиции 1950 г. в южные районы Коми АССР>, <Материалы Печорских командировок> 1951 г. (к сожалению, состав экспедиций не указан). В ходе этих экспедиций были обследованы и районы со старообрядческим населением: Усть-Куломский (сс. Керчомья, Воч), Троицко-Печорский (сс. Мамыль, Дутово, Савинобор, Подчерье, Конецбор). В отчетах содержатся материалы, относящиеся к истории сел, описания быта и обрядов староверов, каких-либо выводов автор не делает [12].

В 1960 г. Л.Н. Жеребцовым и Л.П. Лашуком была написана статья "Этнографический уклад населения верхней Вычегды" [13], в которой обозначено самоназвание керчомских староверов, коротко рассказывалось о согласии, к которому они принадлежали и некоторых бытовых особенностях. Авторы отметили, что именно приверженность населения этого района старой вере способствовала <сохранению старины в быту> [14]. Годом позже была опубликована статья Л.П. Лашука <Старообрядцы на территории Коми АССР> [15]. Она носила обзорный характер: в ней перечислены места проживания староверов на территории Коми АССР; согласия, получившие распространение; дана их краткая характеристика и т.п. Позже в монографии Л.Н. Жеребцова "Хозяйство, культура и быт удорских коми" отмечалась культурная специфика удорского населения (в первую очередь бытовая), порожденная старообрядчеством; были подняты вопросы истории появления и распространения здесь "старой веры" [16]. Л.П. Лашук, писавший об историко-этнографическом районировании, в числе отличительных особенностей верхневычегодского и верхнепечорского этнографических районов назвал и старообрядчество [17]. В дальнейшем он писал: <старообрядчество оказало глубокое и весьма консервативное влияние на весь строй жизни верхнепечорских коми> [18]. Однако конфессиональная принадлежность не стала одним из критериев выделения этнографических групп коми.

Можно убедиться, сколь незначительную часть занимали в общем объеме научных трудов работы, посвященные вопросам христианской (в том числе и старообрядческой) традиции у коми. Все исследователи отмечали консервативное влияние староверия на культуру и быт коми, считали, что оно способствовало сохранению отсталых черт в быту, сохранению суеверий и т.п. Ученые не ставили перед собой целью изучение старообрядчества, ограничиваясь лишь краткими замечаниями по этому поводу. Подобная ситуация неслучайна, внимание этнографов было сосредоточено на изучении таких фундаментальных и актуальных на тот момент вопросов как этногенез коми, выделение этнографических групп и изучение материальной культуры коми-зырян. Вместе с тем, можно предположить, что именно их наблюдения дали основания для более детального изучения данного вопроса Ю.В. Гагариным.

В 1965 г. им была защищена кандидатская диссертация <Религиозные пережитки в Коми АССР и пути их преодоления>. В работе была <предпринята попытка исследовать современное состояние религиозности населения и обобщить имеющийся опыт научно-атеистической пропаганды> [19]. Диссертация была написана на основе материалов, собранных в 1962 - 1963 гг. в Троицко-Печорском, Печорском, Усть-Цилемском, Усть-Куломском, Корткеросском и Ухтинском районах, среди верующих разных конфессий, в том числе и старообрядцев. Исследование поводилось с использованием программы, составленной Ю.В. Гагариным, в основу которой была положена разработка отдела Института религии и атеизма Института этнографии АН СССР. Анкета состояла из 19 вопросов, выясняющих отношение опрашиваемого к религии, соблюдение обрядов, отношение к науке, т.е. носила социологический характер. Было обследовано 56 населенных пунктов, опрошено 8 тысяч человек [20]. Для детального исследования были выбраны два района: бассейн р. Печоры, так как именно здесь, по мнению Ю.В. Гагарина, проживало большее количество старообрядцев (Подчерье, Лемтыбож, Курья, Усть-Илыч, Мамыль, Митрофан, Савинобор, Усть-Бердыш, Светлый Родник, Еремеево, Антон, Сарьюдин, Кузьдибож, Щугор, Корольки, Усть-Воя, Покча) и Верхняя Вычегда (Керчемъе, Воч, Дзель) [21]. Материалы по Удоре, использовавшиеся Ю.В. Гагариным были собранны в ходе социальных исследований, проведенных местными атеистами [22]. В диссертации, носящей больше исторический, нежели этнографический характер рассматривалась история появления православия (и староверия) среди коми (зырян), дается краткая характеристика современной автору религиозной ситуации в Коми АССР (примерное количество верующих, исполнение ими обрядов и т.п.).

В следующие годы Ю.В. Гагариным (совместно с Н.И. Дукарт) были организованы этнографические экспедиции, в том числе и в районах проживания староверов. В 1964 г. в с. Пучкома и Малая Пучкома был проведен сплошной опрос населения [23]. В 1966, 1967, 1968 гг. - экспедиции в Троицко-Печорском (Скаляп, Покча, Волосница, Курья, Пачгино, Усть-Унья, Светлый Родник, Усть-Бердыш) и Печорском (Аранец, Щугор, Подчерье, Лемтыбож, Лемты, Дутово, Возино, Савинобор) районах. Работали над темами <Религиозные пережитки в Коми АССР и пути их преодоления> и <История религии и атеизма в Коми АССР>. Экспедиции длились от одного до трех месяцев. В 1966/ 67 гг. проводилось сплошное конкретно-социологическое обследование (анкета состояла из 63 вопросов), опрашивалось население старше 18 лет. В 1967 г. было опрошено 698 человек, примерно столько же в 1966 г. [24]. В 1968 г. - 2500 человек (не только в Коми АССР, но и в Чердынском районе) старше 16 лет. Были проведены сплошные и выборочные опросы, беседы с ключевыми информантами (<подробные беседы со старожилами, религиозными проповедниками, наиболее подготовленными рядовыми верующими>) [25]. Как отмечал сам Юрий Васильевич, основными задачами были изучение мировоззрения верующих, характера религиозных взглядов, их влияние на быт и культуру, морально-этические принципы верующих, отношение к религиозным обрядам, социально-демографическая характеристика разных групп верующих а так же история различных исповеданий [26].

В 1970/71 гг. состоялись экспедиции в Удорском и Усть-Куломском районах Коми АССР, а так же в Архангельской и Вологодской областях и в Карельской АССР [27]. Поездки в близлежащие районы были предприняты, чтобы дать сравнительную характеристику современного на тот период времени состояния старообрядчества на территориях, смежных с Коми АССР.

По результатам экспедиций были составлены научные отчеты, на их основе писались статьи и позже - монография. Научные отчеты Ю.В. Гагарина представляют собой обработанный архивный и полевой материал, систематизированный тематически и географически. Тексты содержат информацию о семейной и календарной обрядности, исторические предания, наблюдения авторов за бытом староверов. Все они зафиксированы на русском языке. Безусловным достоинством имеющихся отчетов являются альбомы-приложения, содержащие уникальные фотоматериалы.

 Впечатляет количество опрошенных информантов, подобные социологические опросы среди коми старообрядческого населения больше не проводились. Как отмечает В.А. Семенов: <целенаправленно составленный вопросник позволяет сосредоточить внимание самого информанта на обсуждаемой теме, позволяет использовать объективированные формы этнографического исследования разных регионов по сопоставимым параметрам> [28]. На каждый вопрос анкеты, использовавшейся Ю.В. Гагариным, были предусмотрены варианты ответа, в ряде случаев это просто <да /нет>, иногда формулировки ответов были достаточно разнообразны. Кроме того, каждая анкета имела специальную графу <для заметок анкетера>, куда интервьюер записывал важные, по его мнению, сведения, не вошедшие в число вопросов (например, порядок проведения исповеди, правила поведения на поминках и пр.). Таблицы, составленные на основании анкет, содержали информацию о половозрастном составе верующих, их численности, вопросы идеологического характера. Были вопросы, касающиеся знакомства верующих с религиозной литературой, основами вероучения, принадлежность к старообрядческому согласию, а также представлений о рае, аде, антихристе и др. В представленном виде эта информация малоинформативна. Так, описание представлений об аде ограничивается определениями: <физические муки/ муки совести/ не верю/ другое>.

В 1973 г. вышла книга Ю.В. Гагарина "Старообрядцы" [29], посвященная распространению старообрядчества в Архангельской и Вологодской губерниях, некоторым сторонам его идеологии, быта и культуры. Причины широкого распространения старообрядчества среди коми он видел в социально-экономических условиях, сложившихся в XVIII в. Значительное внимание в книге уделено современному (на тот период) состоянию старообрядчества и мерах по борьбе с ним. Результаты дальнейших исследований Ю.В. Гагарина нашли отражение в научном отчете, а затем и монографии "История религии и атеизма народа коми" (1978 г.) [30] и серии газетно-журнальных статей. Значительное внимание в них уделялось репрессивной политике в отношении старообрядцев (коми и русских) [31], ее социально-политической подоплеке. Ю.В. Гагарин не разделял коми старообрядцев на отдельные группы и объединял их с группой русских старообрядцев, проживающих на Нижней Печоре (устьцилёмами). Анализируя религиозную ситуацию, сложившуюся в районах проживания староверов, в шестидесятых - начале семидесятых годов ХХ в., Ю.В.Гагарин подчеркивал, что старообрядческие общины составляют люди пожилого и преклонного возраста, верующие лишь "по традиции". Учитывая это, он предсказывал старообрядчеству скорый и неминуемый кризис. Некоторая опрометчивость этого вывода сегодня вполне очевидна. Она была обусловлена, прежде всего, абсолютизацией данных о возрастных особенностях старообрядческих общин [32]. Безусловно, что работа, проведенная Ю.В. Гагариным, повлияла на дальнейшее изучение старообрядческой традиции у коми.

Планомерные исследования сыктывкарских ученых старообрядческого населения на Печоре, Вычегде, Вашке начинаются в 1980-е гг. после создания при Сыктывкарском государственном университете проблемной фольклорно-археографической лаборатории (А.Н. Власов, Ю.В. Савельев). Основное направление исследовательской работы лаборатории - изучение старообрядческой рукописной традиции, вместе с тем производится сбор материала по этнографии и фольклору. Результаты исследований публикуются в сборниках "Устные и письменные традиции в духовной культуре Севера", "Источники по истории народной культуры Севера" [33]. Ученые поднимают вопросы распространения старообрядчества среди коми и русского населения Вашки и Печоры [34]. В 1988, 1989, 1999 гг. были проведены фольклорно-археографические экспедиции на Вашке (с. Коптюга, Чупрово, Мофтюга, Пучкома, Выльгорт, Остров, Важгорт), в ходе которых были зафиксированы сведения, характеризующие конфессиональные, этнокультурные и этноисторические особенности удорского старообрядчества. В 2002 году на основе этих материалов был выпущен сборник <Старообрядческий центр на Вашке> [35]. В работах Е.В. Прокуратовой предпринята попытка восстановить картину развития и функционирования старообрядческой письменной культуры на Вашке: рассмотрены формирование и функционирование старообрядческих библиотек, история отдельных старообрядческих (наставнических) родов, роль книги в мировоззрении старообрядческого населения и др. Основное внимание уделено книжному наследию скрытников [36].

В 1993 - 1997 гг. на Средней и Верхней Печоре А.А. Чувьюровым и В.Э. Шараповым проводился сбор материала по истории заселения бассейна реки Печоры и традиционной культуре коми старообрядческого населения [37]. Экспедиционные работы проводились в Печорском, Вуктыльском и Троицко-Печорском районах (от д. Родионово до д. Возино) [38]. На основе собранного материала А.А. Чувьюровым были написаны статьи по истории заселения этого региона (с использованием исторических преданий, прозвищ), о влиянии старообрядчества на быт и культуру местного населения, о соотношении обрядовой практики и книжной традиции и др. [39]. В работах А.А. Чувьюрова и А.Н. Власова впервые была обозначена такая проблема как билингвизм коми староверов. В.Э. Шарапов систематизировал и опубликовал христианские (апокрифические) сюжеты, бытующие в устной традиции коми староверов Средней Печоры [40].

В 1990 -1992 гг. в старообрядческих селах на Вашке работали В.Э. Шарапов и П.Ф. Лимеров. Ими был написан ряд статей, посвященных различным аспектам старообрядческой культурной традиции. В.Э. Шарапов посвятил свои статьи осмыслению христианской символики в народной традиции (в том числе на материалах, собранных в старообрядческих селах на Печоре, Вашке, Верхней Вычегде). Изучив роспись по дереву, существующую у коми, он пришел к выводу, что ареалы ее распространения совпадают с районами проживания коми староверов [41]. На основе материалов, собранных среди старообрядческого населения П.Ф. Лимеровым была написана статья о календарной обрядности [42]. Позже в своей монографии он рассмотрел поминальные обряды коми староверов наряду с другими при реконструкции мифологии загробного мира [43]. Помимо этого в его работах затронуты такие проблемы как угасание староверия и причины этого, сделана попытка обозначить роль староверия в духовной жизни Удоры [44].

В 1999 - 2000 гг. на Верхней Вычегде (сс. Керчомья, Нижняя и Верхняя Воч) и Вашке (сс. Коптюга, Чупрово, Муфтюга, Пучкома, Выльгорт, Острово, Важгорт) проводились экспедиции отдела этнографии. Полученные материалы (речь идет о материалах, собранных автором данной статьи совместно с А.В. Бобрецовой и Л.Н. Шлоповой) представляют собой записи интервью с информантами, личные наблюдения, фотоматериалы. Как правило, информантами были пожилые женщины, которые могли сообщить наиболее полную информацию об изучаемой традиции. В селах на Вашке ключевыми информантами являлись наставницы, возглавляющие общины. В ходе бесед с ними была получена наиболее полная информация, о крещении, службах, погребально-поминальной обрядности. При сборе материала использовались вопросники Т.А. Листовой [45], И.А. Кремлевой [46], В.А. Семенова "Традиционная семейная обрядность коми" [47]. Собранные материалы систематизированы по районам (селам), времени сбора и информантам. Они представляют собой почти дословную расшифровку интервью на русском языке (аудиозаписи сделаны на коми) [48]. Конфессиональная специфика населения указанных районов, отражается в самоназваниях, обрядовой практике, социальной структуре и пр. [49]. Полученные данные позволили автору говорить о существовании трех групп коми-зырян, выделяющихся по конфессиональному принципу.

Итак, подведем итоги. На протяжении всего периода, с 1960-х до наших дней, неизменный интерес для исследователей представляли такие вопросы как причины распространения и длительного существования староверия среди коми населения, его влияние на этнокультурную ситуацию в районах распространения. В 1970-ые работы носили историко-социологический характер, именно тогда проводились широкомасштабные опросы старообрядческого населения, были собраны уникальные материалы. Многие теоретические положения ученых были обусловлены атеистическим пафосом отечественной науки того времени, сегодня они воспринимаются как весьма спорные. Вместе с тем, разнообразный фактический материал, собранный ими в архивах, историко-этнографических экспедициях и представленный на страницах работ, не утратил научного и познавательного значения.

В настоящее время преобладает интерес к локальным вариантам старообрядческой культуры. Следует отметить, что зачастую сами ученые являются носителями старообрядческой традиции. Исследуются особенности конфессиональной жизни старообрядческих общин, современные обрядовые практики, соотношение устной и письменной традиций и т.д. Появились первые опыты картографирования, ученые обращают внимание на расселение и миграции староверов [50], некоторые стороны их жизни (обряды, декоративно-прикладное искусство) [51], составляются этнографические вопросники, посвященные ключевым обрядам староверов [52], ведется поиск новых источников [53], формируются архивные фонды и др.

1.    Бернштам Т.А. Христианизация в этнокультурных процессах финно-угорских народов Европейского Севера и Поволжья (сравнительное обобщение) // Современное финно-угроведение. Опыт и проблемы. / Отв. ред. О.М. Фишман. Л., 1990. С. 137.

2.    Старообрядческий мир Волго-Камья: Проблемы комплексного изучения: Материалы научной конференции. Пермь, 2001. Фишман О.М. 1. "Отче" и колдуны: образы жизни карельской старообрядческой общины // Обряды и верования народов Карелии: человек и его жизненный цикл. Петрозаводск, 1994. С. 122-143; 2. О таинстве крещения у тихвинских карел-старообрядцев // Международная научная конференция по проблемам изучения, сохранения и актуализации народной культуры Русского Севера. "Рябининские чтения 1995". Петрозаводск, 1997. С. 398 - 406.; 3. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. М., 2003. Old-Believers in Russia and Abroad. Cultural encounter with Finno-Ugrians (Studia Fennica. Folkloristica 6). Helsinki. 1999.

3.    Жаков К.Ф. К вопросу о составе населения в восточной части Вологодской губернии. М., 1908. 12с.

4.    Сорокин П.А. Современные зыряне // Этнографические этюды. Сыктывкар, 1999.

5.    Белицер В.Н. Отчет о работе комплексной экспедиции в Коми АССР // КСИЭ. Вып. 3. 1947. С. 3.

6.    Белицер В.Н. Этнографические работы на Печоре // КСИЭ. Вып. 14. М. 1952. С. 23.

7.    Архив ИЭА. Ф. 10, оп. 1, д. 2443.

8.    Белицер В.Н. Этнографические работы в Удорском районе Коми АССР в 1952 г. // КСИЭ. Вып. 19. М., 1953. С. 16.

9.    Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. М.,1958. С.3.

10. Там же. С. 27.

11. Белицер В.Н. Этнографические работы в Удорском районе : С. 11 - 12.

12.  НА КНЦ УрО РАН. Ф. 1, оп. 13, д.8; Ф. 1, оп. 13, д.21.

13. Лашук Л.П. Старообрядцы на территории Коми АССР// Вопросы атеистической пропаганды. Сыктывкар. 1961. С.39-53.

14.  Жеребцов Л.Н., Лашук Л.П. Этнографический уклад населения верхней Вычегды // Историко-филологический сборник. Вып. 5. Сыктывкар, 1960. С.53-98.

15. Там же. С. 87.

16. Жеребцов Л.Н. Хозяйство, культура и быт удорских коми в XVIII - начале XX вв. М., 1972.

17. Лашук Л.П. Принципы историко-этнографического районирования Коми АССР // Известия ВГО. 1960. № 6. С.102-103.

18. Лашук Л.П. Формирование народности коми. М., 1972. С.236.

19. НА КНЦ УрО РАН. Ф. 1., оп. 13, д. 130.

20.  Там же. Л. 22.

21. Там же. Л. 112, 118, 123.

22.  Там же. Л. 25.

23. НА КНЦ УрО РАН. Ф. 5, оп. 2, д. 70, л. 3.

24. НА КНЦ УрО РАН. Ф. 1, оп. 13, д.159, л. 2.

25. НА КНЦ УрО РАН. Ф. 1, оп. 13, д. 167, л. 3-4.

26. НА КНЦ УрО РАН. Ф. 1, оп. 13, д. 167, л. 3.

27. НА КНЦ УрО РАН. Ф. 5, оп. 2, д. 70.

28. Семенов В.А. История становления методов анкетирования в коми этнографии // Congressus Nonus Internationalis Fenno-Ugristarum. Pars VII. Tartu, 2001. С. 448.

29. Гагарин Ю.В. Старообрядцы. Сыктывкар,1973.

30. КНЦ УрО РАН. Ф. 5, оп. 2, д. 141; Гагарин Ю.В. История религии и атеизма народа коми. М., 1978.

31. Гагарин Ю.В Преследование старообрядчества в коми крае православной церковью и самодержавным государством. // Вопросы истории коми в XVII - начале XX в. Сыктывкар. 1975. С. 116 - 132; 2. Старообрядчество на Мезени и Пинеге в XIX - начале XX вв. //Вопросы социально-экономической истории Коми края. Сыктывкар, 1980. С. 81-98. (Тр. ИЯЛИ; Вып. 23).

32. Научный поиск продолжается / Коллектив авторов. - Сыктывкар, 1995. - (Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН). С. 46.

33. Власов А.Н., Савельев Ю.В.: 1. Некоторые проблемы генезиса старообрядческой культуры Удоры (по материалам археографических экспедиций Сыктывкарского университета) // Источники по истории народной культуры Севера. Сыктывкар, 1991. С.105-111; 2. Древнее благочестие у коми // Памятники Отечества. 1996. № 36. С. 203-208.

34.  Власов А.Н. Книжная традиция Великого Устюга и Сольвычегодска в устных преданиях народов бассейна Печоры (к проблеме формирования севернорусской фольклорной традиции) // Традиционная народная культура населения Урала. Материалы международной научно-практической конференции. Пермь, 1997. С.167 - 169. Рыжова Е.А. "Удорский дневник" крестьян старообрядцев Рахмановых - Матевых - Палевых // Старообрядчество Русского Севера. Каргополь. 1998. С. 90-94.

35. Старообрядческий центр на Вашке: Устная и письменная традиция Удоры: Материалы и исследования. Сыктывкар. 2002.С. 105-106.

36. Прокуратова Е.В. 1. Рукописные сборники удорского крестьянства как источник по изучению истории местного старообрядчества // Коренные этносы Севера Европейской части России на пороге нового тысячелетия: история, современность, перспективы: Материалы международ.науч.конф. Сыктывкар, 2000. С. 426 -429; 2. Эпистолярное наследие удорских староверов// Старообрядчество: история, традиция, современность. Материалы конф. М., 2000. С. 323-334; 3.Книжная и литературная традиция крестьян-старообрядцев Удорского края в конце XVIII - XX вв. Автореф. дис. канд. филол. наук. Вологда, 2002.

37. Чувьюров А.А. Традиции и новации в семейной обрядности коми населения Верхней и Средней Печоры // Материалы полевых этнографических исследований. Вып.4. СПб., 1998. C.43.

38. Чувьюров А.А. Конфессиональные особенности <бытового поведения> коми старообрядцев Средней и Верхней Печоры // Мифология и повседневность. Материалы научной конференции 18-20 февраля 1998 года. СПб., 1998. C.158; 2. Обряд крещения коми старообрядцев-беспоповцев ...; 3. Традиции и новации : C.22.

39. Чувьюров А.А. Конфессиональные особенности : C.158-166; 2. Обряд крещения коми старообрядцев-беспоповцев ...; 3. Традиции и новации : C.22-44; 4. Билингвизм и религиозная терминология ...; 5. Конфессиональные черты в фольклоре коми населения верхней и средней Печоры // Старообрядчество: история, культура, современность. 2000. № 8. С. 73 -78.

40. Шарапов В.Э. Христианские сюжеты в фольклоре коми старообрядцев Средней Печоры // Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. Сыктывкар,1996. С.310-321.

41. Шарапов В.Э.: 1. Графическая и свободнокистевая роспись на территории Коми края в XIX - начале XX веков // Музеи и краеведение. Вып. 1. Сыктывкар. 1997. С. 104-111; 2. Пыртöм // Энциклопедия уральских мифологий. Т. I. Мифология коми. М., 1999. С. 323-325; 3. О традиции изготовления резных деревянных икон и нательных крестов у коми-старообрядцев беспоповцев // Музеи и краеведение. Вып. 3. Сыктывкар. 2001. С.191-197.

42. Лимеров П.Ф. Вашка вылын народной праздникъяс //Войвыв кодзув. № 4. 1991. С. 56-61.

43. Лимеров П.Ф. Мифология загробного мира. Сыктывкар, 1998. С. 62.

44. Лимеров П.Ф. Удорские староверы // Родники пармы. Вып. IV. Сыктывкар, 1996.

45. Листова Т.А. Программа сбора материала по обычаям и обрядам, связанным с рождением ребенка // Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С. 292 - 307.

46. Кремлева И.А. Похоронно-поминальные обычаи и обряды// Русские: семейный и общественный быт. М., 1989. С. 517-532.

47. Семенов В.А. Программа сбора материала по теме "Традиционная семейная обрядность коми". Сыктывкар. 1987.

48. НА КНЦ УрО РАН. Ф. 5, дд. 569 - 572.

49. Власова В.В. 1. Современный обряд крещения у верхневычегодских и удорских коми староверов // Этнокультурная история Урала XVI-XX вв. Материалы междунар. научной конференции. Екатеринбург, 1999. С. 117-119; 2. Власова В.В. Институт наставничества у коми (зырян) староверов-беспоповцев // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы конференции. М., 2000. С. 181 -191; 3. Наставничество у коми старообрядцев-беспоповцев// Материалы докладов четырнадцатой Коми республиканской конференции. Сыктывкар, 2000. С. 23 -30; 4. Медное литье в традиционной культуре коми-зырян староверов-беспоповцев // Христианский мир: религия, культура, этнос. Материалы Всероссийской научной конференции. СПб., 2000. С. 268 -274; 5. Распространение старообрядчества среди коми (зырян): проблема формирования этноконфессиональных групп // Коренные этносы Севера европейской части России на пороге нового тысячелетия: история, современность. Материалы международной конференции. Сыктывкар, 2000. С. 235 -239; 6. Этническая и конфессиональная самоидентификация коми староверов-беспоповцев // IV Конгресс этнографов и антропологов России. Тезисы докладов. М., 2001. С. 256; 7. Сакральное пространство в традиционной культуре коми староверов: часовни, скиты, пустыни, моленные дома // Музей. Традиция. Этничность. Материалы конференции. СПб., 2002. С. 310-313; 8. Повседневные запреты в коми старообрядческих общинах // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы VI научно-практической конференции. М., 2002. С.515 - 521; 9. Представления о крестных родителях у коми староверов // Ежегодник историко-антропологических исследований 2001/2002. М., 2002. С. 378-385.

50. Chagin G.N. Permian Communities of the Beglopopovtsy Old-Believers. Past and Present// Old-Believers in Russia and Abroad. Cultural encounter with Finno-Ugrians (Studia Fennica. Folkloristica 6). Helsinki. 1999. P. 55 - 61; Власова В.В. Коми староверы-беспоповцы // Атлас Республики Коми. М., 2001. С. 340-343.

51. Шарапов В.Э. 1. Графическая и свободнокистевая роспись по дереву // Атлас Республики Коми. М., 2001. С. 164 - 167; 2. Таинство крещения в традиции коми христиан // Там же. С.204 - 205; Резные иконы // Там же. С. 207.

52. Чувьюров А.А. Программа сбора материала по теме "Таинство крещения коми старообрядцев-беспоповцев"// http://www.komi.com/eam/edu/dl/Opros2.doc

53. Чеснокова Н.Н. Источники к истории формирования этноконфессиональных групп Припечорья// Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры. Сыктывкар, 1996. С. 297-315; Vlasova V. Small copper plastic in traditional rituals of Komi Old-Believers // Congressus nonus internationalis Finno-Ugristarum. Pars VII. Tartu, 2002. P. 486-490.

Список сокращений

Архив ИЭА - Архив Института этнографии и археологии РАН (Москва)

НА КНЦ УрО РАН - научный архив Коми научного центра Уральского отделения

Российской академии наук

КСИЭ - Краткие сообщения института этнографии


новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты