|
Полевые отчеты и дневники | Загребин А.Е. (Ижевск) | .: Удмуртская Республика :. | В.П. Налимов в Удмуртии: к истории одного незавершенного научного проекта История изучения удмуртского народа прошла к началу XXI века немалый путь, в ходе которого были времена блестящих открытий и научного подвижничества, но были периоды безликого тиражирования уже давно известных фактов или, что ещё хуже, научного «самоедства» и погони за конъюнктурой. Тем не менее, ушедшие поколения ученых, их поиски и труды не должны оставаться в забвении, несмотря на то, кажутся они нам актуальными, либо не вписывающимися в контекст сегодняшнего дня. Понимание высокой значимости исследовательского труда и книги сформировало современную этнографию удмуртов, в равной степени основанную на эмпирических данных и на историографических материалах. весь текст > > > | Сурво В.В. (Хельсинки) | .: Республика Карелия :. | Традиционная вышивка в современном интерьере: «карельский стиль» Орнамент вышивки представляет собой довольно консервативный компонент традиционной культуры. Сохраняя мало изменяемыми многие элементы, мотивы и образы на протяжении длительного времени, эта сфера народного искусства отражает локальное многообразие культур, основополагающие черты мировосприятия, религиозно-мифологические представления и межэтнические контакты. Вышивка Карелии (бывшей Олонецкой губернии) рассматривалась во многих российских и финляндских исследованиях, материалы также публиковались в альбомах, каталогах и прочих научно-популярных изданиях. весь текст > > > | Котов О.В. (г. Сыктывкар) | .: Тюменская область :. | Полевой дневник. Июнь 1992 года. Тюменская область, Нефтеюганский район, река Салым, стойбище Пунси-II Праздник. Оленя забьем - вот и праздник. Его можно устраивать и летом, и зимой, когда оленя поймаешь. Собираются мужчины и женщины. Приглашает тот, чей олень будет. Намечает день, когда приходишь. Оленя забивают прямо у костра, где делали отцы, на том же месте. Этот костер только для праздника. Оленя привели, привязали, мужчины и женщины сидят возле одного костра. Затем читается молитва, материал вешается богам. Оленя поручают одному богу (ставят ему). Он принимает оленя. «Прими моего оленя, приглашай тех, кого ты хорошо знаешь, с кем ты хорошо живешь» Для женских богов - оленьих, для мужских - быков. Если нет, например, быка, а есть только олениха, то к уху привязывают ленточку (самке, например, бе-лую ленточку). Оленей посвящают Санки, Кон-ики, Явун-ики, Воих-орт-ики (который делит лосей и диких оленей, не домашних, по территориям), Ас-ики (рыбу делит), Терс-най (морской бог), Воих-орт-ики и всех зверей делит (соболей, например). весь текст > > > | Колчина Е.В. (С.-Петербург, РЭМ) | .: Республика Коми :. | Материалы по ижемским коми. (Республика Коми, Ижемский район. 1995 год). Экспедиции РЭМ в республику Коми на протяжении второй половины ХХ в. преследовали различные цели и задачи: рекогносцировка, сбор вещевого и фактологического материала для экспозиций и выставок, восполнение различного рода лакун музейного собрания. Однако в любом случае приоритет в методологическом плане отдавался работе по определенным исследовательским программам. Этот метод обладает бесспорными преимуществами в сравнении с остальными, поскольку позволяет коррегировать полевую работу другими видами деятельности в определенном научном, музейно-методическом и собирательском ключе. весь текст > > > | Шарапов В.Э. (Сыктывкар) | .: Тюменская область :. | Ритуал изготовления личного духа-помощника у салымских хантов При рассмотрении института почитания личных и семейных духов у хантов значительный интерес представляет непосредственный ритуал изготовления их антропоморфных изображений. У салымских хантов до настоящего времени сохраняется традиция изготовления личных духов-помощников (айтонкэли) для тех членов семьи, которые надолго или навсегда уезжают из родного дома. Считается, что айтонкэли рано или поздно затоскует по тем местам, где он был изготовлен, и тем самым вынудит своего владельца вернуться, хотя бы на время. весь текст > > > | Шарапов В.Э. (Сыктывкар) | .: Тюменская область :. | Материалы по поминальной обрядности у современных шурышкарских хантов С начала 90 гг. ХХ в. сотрудниками отделов этнографии и фольклора ИЯЛИ КНЦ УрО РАН совместно с финскими фольклористами проводятся регулярные полевые исследования в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области – ареале совместного проживания коми-ижемцев и хантов. Одно из направлений исследований - символика традиционной семейной обрядности у современных носителей хантыйского и коми языков. В настоящем работе предлагается рассмотрение некоторых фольклорных и этнографических материалов по поминальной обрядности шурышкарских хантов. весь текст > > > | М.А. Кастрен (Хельсинки) | | Сочинения в двух томах. Путешествие в Сибирь (1845—1849) Возвратившись из четырехлетнего путешествия по Сибири, совершенного на счет Императорской Академии наук, я почитаю первым долгом предоставить в Академию краткий отчет как о самом путешествии, так и о важнейших результатах его. В 1841 году я получил от г. статского советника Шёгрена приглашение принять участие в экспедиции, которую в то время снаряжала Императорская Академия наук в Сибирь. Г. Шёгрен писал, что в случае согласия на меня возложится главнейшим образом сколько возможно точнейшее изучение живущих в Сибири самоедов в лингвистическом и этнографическом отношениях. весь текст > > > | Конкка А.П. (Петрозаводск) | .: Республика Карелия :. | Карельское и восточнофинское карсикко в кругу религиозно-магических представлений, связанных с деревом Культ растительности в различных его проявлениях — от сакрализации отдельных видов растений до дерева (или части его) в функции обрядового символа — практически универсален. Почти столь же универсальна и идея дерева, лежащая в основе представлений о строении Вселенной…
Одним из таких многозначных обрядовых и мифологических символов является карельское карсикко — особым образом обрубаемое или срубаемое хвойное дерево. Обычай делать карсикко был связан с переходными и иными важными для отдельной личности и родовой общины жизненными ситуациями. весь текст > > > | Сеппо Лаллукка (Хельсинки) | .: Коми-Пермяцкий АO :. | Чердынско-язьвинский край в конце XIX в. глазами финского студента Севери Нюмана На волне финского национального пробуждения в XIX в. финно-угорские народы России стали представлять значительный интерес для гуманитарной научной общественности Финляндии. Для того, чтобы лучше познавать свою историю и происхождение финского языка, была развернута активная научно-экспедиционная работа среди родственных по языку народов. Эта деятельность касалась и коми-пермяков. весь текст > > > | Голубкова О.В. (г. Новосибирск) | .: Республика Коми :. | Священные кресты ижемских коми (по материалам экспедиции 2003 г. в Ижемском районе республики Коми) Крест – один из древнейших сакральных знаков в мировых мифоэпических и религиозных системах; главный символ христианства. Придорожные, памятные, поклонные, обетные кресты имеют статус местных святынь [Белова, 2002, с. 259 - 260]. Нередко эти кресты могли служить деревенскими святынями, функционально тождественными почитаемым камням, родникам и деревьям [Панченко, 1998, с. 183]. Факт поклонения таким крестам (деревянным и каменным) в славянском мире достаточно известен как в Европейской России [Шляпкин, 1906; Панченко, 1998], так и в Сибири [Любимова, Голубкова, 2000], а также встречается у финно-угорских народов.
Во время полевых исследований в селах северных коми – ижемцев, живущих по нижнему течению р. Ижма (с. Сизябск, д. Бакур, д. Кырныш, д. Ёль) были зафиксированы сведения о традиции сооружения деревянных крестов на окраинах поселков. весь текст > > > | Галиопа В.А. (С.-Петербург) | .: Республика Коми :. | Использование древесной символики и некоторых архаических форм поминальных знаков из дерева при топографическом маркировании сакрального пространства в традиционной культуре верхневычегодских коми В основу настоящего сообщения положены материалы, собранные в деревнях и сёлах коми, живущих по верхнему течению р. Вычегды и двух её левых притоков - рек Северной Кельтмы и Вочи (в пределах Усть-Куломского района Республики Коми) в ходе Верхневычегодской этнографической экспедиции, совместно организованной сотрудниками Национального музея Республики Коми (НМРК, г. Сыктывкар) и Российского этнографического музея (РЭМ, г. Санкт-Петербург), проходившей с 20 июня по 17 июля 2001 года. весь текст > > > | Романова Г.Н. (С.-Петербург, РЭМ) | .: Республика Коми :. | Этнографические экспедиции в Коми 1973 -1976 гг. В 1973-1976 гг. мною было предпринято этнографическое обследование территории Коми для сбора материалов, которые могли бы дать картину распространения традиционного домашнего ремесла и наиболее характерных промыслов с начала ХХ в., а также их сохранения в среде местного населения в 70-е годы ХХ в. Все годы, кроме меня, в экспедиции принимала участие лаборант сектора этнографии ИЯЛИ Коми филиала РАН Л.Я. Канева, которая не только помогала собирать материал, но и была переводчицей, так как некоторые пожилые женщины в отдаленных деревнях говорили только по коми. В 1974 году в экспедиции участвовала научный сотрудник сектора этнографии ИЯЛИ Коми филиала РАН Н.В.Титова. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить их за помощь в работе, но особенно хочется выразить восхищение и сказать слова благодарности, возможно запоздалые, тем людям из деревень, где мы побывали, за их мастерство, гостеприимство, широту души и щедрость, которые мы встречали повсеместно. весь текст > > > | Сирелиус У.Т. (Хельсинки) | .: Удмуртская Республика :. | Из путешествия по северо-востоку России. Путевые заметки. Мой путь к вотякам пролегал через Котлас и Вятку. В ночь на 1 августа я прибыл на одинокий полустанок Чутырь, расположенный ближе к Перми, чем к Вятке. У местных т.н. глазовских вотяков я не останавливался по той причине, что русское влияние уничтожило здесь много народного. Я проехал ещё почти две сотни вёрст дальше в Сарапульский уезд на юго-восточной окраине Вятской губернии, где также, как и в соседних Малмыжском и Елабужском уездах, вотяки лучше сохранили свой национальный характер. весь текст > > > | Шарапов В.Э. (Сыктывкар, КНЦ УрО РАН) | .: Республика Коми :. | Христианские сюжеты в фольклоре коми старообрядцев Средней Печоры. При рассмотрении традиционной обрядности коми старообрядцев Средней Печоры значительный интерес представляют не только те или иные особенности обрядовых текстов, обусловленные этнической историей данной местности, но и народные толкования ритуальных действий и предписаний. Подобные фольклорные тексты определяются исследователями как "имеющие своими источниками канонические и апокрифические жития и являющиеся образцами народной герменевтики, поэтическими толкованиями книжных текстов, закрепленными в устной традиции". Примечательно, что подобные тексты представляют собой явную контаминацию христианской традиции (старообрядческой) и народной (коми) мифологий и содержат в себе в свернутой форме традиционные представления о групповых и индивидуальных нормах бытового и ритуального поведения, характерного для определенной этноконфессиональной группы. Таким образом, фольклорные толкования канонических старообрядческих текстов в контексте традиционной семейной обрядности могут представлять собой ценный источник для изучения духовной культуры и традиционного мировоззрения коми старообрядцев-беспоповцев на Средней Печоре. весь текст > > > | Сирелиус У.Т. (Хельсинки) | .: Республика Коми :. | Из путешествия по северо-востоку России. Путевые заметки. Паровоз, привёзший меня из Финляндии, просвистел в последний раз, и через мгновение я шёл по привокзальному мосту сквозь огромное скопление людей. Влияние большого города очевидно, однако, в то же время, ощущаешь, как будто попал в необычайно большое государство. Всё по эту сторону границы становится как по мановению ока совершенно иным. Огромные кони тянут непомерно большие и грубовато изготовленные кареты. Одежда извозчиков просторна, в глаза бросается широкая обувь рабочих. весь текст > > > | Понкратов Александр (Москва) | .: Республика Коми :. | Вниз по Вашке. Удора — Лешуконье Мысль о том, чтобы пройти вдоль Вашки до Лешуконского и выйти на Мезень возникла у меня вскоре после того, как начала определяться ситуация с нашим новым “объектом реставрации”. Успешно завершив в прошлом году работы на часовне в Средней Отле, уже успевшей стать легендарной, мои сыктывкарские друзья присмотрели в качестве следующего объекта деревянную часовню Параскевы Пятницы в деревне Кривое, что на Удоре, на той самой реке Вашке. Это непонятное в русском языке слово “Удора” в переводе с коми языка означает “к воде”, “к реке”. Удорский район расположен на западе Республики Коми; если взять административную карту, то можно увидеть этакий клин, врезающийся с востока в Архангельскую область. Этот клин и есть Удора. Здесь две большие реки, на которых издревле селились коми-зыряне – Вашка и Мезень. Начиная с некоторого момента они довольно продолжительный участок текут примерно параллельно, с юго-востока на северо-запад, и сливаются уже в Архангельской области, за посёлком Лешуконское. весь текст > > > | Власова В.В., Шарапов В.Э. | .: Республика Коми :. | Символическое структурирование пространства у современных православных коми В статье рассматривают некоторые механизмы символического освоения постсоветского культурного ландшафта села посредством традиционных обрядовых и религиозных практик, характерных для удорских коми. Так же, обсуждается вопрос о влиянии светских и духовных властей на формирование/трансформацию традиции почитания сельских святынь. весь текст > > > | В.Э. Шарапов | .: Республика Коми :. | Одежда в поверьях печорских, вычегодских и удорских коми-старообрядцев У коми староверов говорят, что одежда подобна вуджöр (тень-оберег) человека. Традиционно выражением пасьтöм морт (букв. ‘человек без одежды’) характеризуют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека, о котором могут так же сказать - вуджöрыс абу, (т.е. ‘нет у него тени-оберега’).Не случайно, в прошлом ношение изодранной одежды воспринималось не только как нарушение норм традиционного этикета, но и считалось опасным для человека. Согласно поверьям печорских коми-старообрядцев, повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для её владельца. весь текст > > > | Фудзивара Д. (Тохоку, Япония) | .: Республика Карелия :. | "Настоящее" и "ненастоящее" в русской магической традиции Моя экспедиция начинается, как только самолет из Японии приземляется в аэропорту Шереметьево. Летом 2002 г. я впервые приехала в экспедицию в Россию. Интересуясь русской магической традицией, я собиралась поехать в отдаленные деревни расспрашивать старых “знающих” людей, то есть знахарок, колдунов и т.д. В общем, собирать “остатки” старых времен. Но сразу оказалось, что это не совсем правильно. Ведь не только в деревне, но и в городе, на даче, в поезде и даже в институте вокруг меня неожиданно возникали разговоры о магических происшествиях. А в газетных рекламах со стопроцентной гарантией столько знающих обещают снять порчу, вернуть мужа, обеспечить успех в бизнесе, избавить от запоя. В книжных магазинах продаются разные “практические” книги по магии. По телевидению и радио тоже демонстрируется магия. И если случается какая-то беда, то не только деревенские старики, но и молодые люди или люди с высшим образованием тоже обращаются к “знающим”, пользуются заговорами. Действительно, в современной России старина жива. Таким образом, все, что я встречала в России, стало для меня объектом исследования, начиная с деревенских бабушек до эзотерических книжных магазинов и даже фольклористов-этнографов. В настоящей работе рассматривается, какая традиция считается “настоящей” и “ненастоящей”, кто так считает, с какого времени и почему. весь текст > > > | Сурво В.В. (Хельсинки) | .: Республика Карелия :. | Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии) В обрядах русских, карел и вепсов Карелии обнаруживается немало общих моментов, что довольно характерно для ритуального использования текстиля. Особенно можно выделить использование вышивки и шире – текстиля в свадебном ритуале. Именно эта сторона обрядовой практики являлась сферой непосредственных контактов не только на внутриэтническом (межродовом), но и на межэтническом уровнях. Например, у русских Заонежья было принято брать в жены карелок. С учётом роли, которую вышивка играла в свадебной обрядности, несложно понять тесную переплетённость разноэтничных традиций вышивки. весь текст > > > | В.В. Власова | .: Республика Коми :. | Одежда и конфессиональные атрибуты в традиции современных коми староверов Исследователи отмечают, что в тех случаях, когда социум оказывается в положении изгоя, бытовое поведение наделяется особым смыслом и дополнительными функциями, обыденное обретает в знаковый статус. Сложившаяся в старообрядчестве система запретов и предписаний регулировала поведение группы и отдельных ее представителей (внутри и за пределами группы), позволяя идентифицировать членов коллектива по принципу «свой» / «чужой». Исследователи отмечают, что во многих старообрядческих группах визуальные отличия являются одним из значимых символов принадлежности к группе, в связи с чем существуют предписания и запреты, регламентирующие покрой, цвет одежды, атрибуты и внешний вид верующего в целом. весь текст > > > | М.А. Кастрен (Хельсинки) | .: Удмуртская Республика :. | Из путевых заметок. 1843 год. … Первого мая старого стиля я выехал из Казани. Известно, как русские дороги в это время года разбиты и дурны, не мудрено, следовательно, понять, как сильно страдало мое бренное тело, изнуренное еще в Казани болезнью и сидячей кабинетской жизнью, от страшной тряски в беспокойном экипаже. Но юмор старого Шведа овладел и мною до такой степени, что у меня не выходила из головы прекрасная песня «Смертный, страдай, таков твой удел», и я с невозмутимым спокойствием выдерживал все пытки совершенно не поэтического почтового тракта. весь текст > > > | Шабаев Ю.П., Шарапов В.Э.(Сыктывкар) | .: Республика Коми :. | Коми-ижемцы и поморы: две модели культурной трансформации Коми-ижемцы и поморы представляют очевидный интерес для антропологического изучения. Причем интерес этот направлен не на архаичные элементы их культуры, которые в значительной мере утрачены, а на историческую память и этническую (локальную) идентичность, которые являются основой для культурного позиционирования групп.
В одном случае очевиден процесс реидентификации, который сопровождается попытками переосмысления групповой идентичности.
Во втором случае под реидентификацией скрывается процесс конструирования этничности и стремление, используя историческую память, консолидировать группу как совершенно новое культурное сообщество. весь текст > > > | А.П.Конкка | .: Республика Карелия :. | Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел В относительно недавнее время,на рубеже XIX—XX вв., характерным и значительным явлением карельского народного календаря были общественные (в основе своей, по-видимому, родовые или фратриальные) праздники с жертвоприношениями животных, проводимые в период летнего календарного цикла, в основном в июле-августе.
Кратких упоминаний о жертвоприношениях из разных районов Карелии в литературе и полевых материалах достаточно много. Данная статья представляет неизвестный для русского читателя материал о жертвоприношениях, составленный из нескольких наиболее полных и характерных описаний обряда. весь текст > > > | В.Э. Шарапов | .: Республика Коми :. | Мужское/женское в дендрарной символике обрядов и поверий у коми По удачному определению финляндской исследовательницы Лотте Тарка, в фольклоре финно-угорских народов образ леса выступает одновременно и как “лес культурных символов”, и как “зеркало социальной вселенной”. Некоторый опыт в обсуждении проблемы ритуального изоморфизма человека и дерева (дерева-двойника) в традиционном мировоззрении коми, представлен в исследованиях В.А. Семенова и Д.А. Несанелиса по традиционной семейной и календарной обрядности коми. В частности, авторы обращают внимание на ритуальную соотнесенность различных образов деревьев с оппозицией "мужское/женское" в символике предсвадебной обрядности коми. весь текст > > > | А.А. Чувьюров, В.Э. Шарапов | .: Республика Коми :. | Местночтимые святыни у современных верхне-вычегодских коми При рассмотрении проблематики, связанной с изучением народного православия у народов Европейского Северо-Востока России, значительный интерес представляют исследования локальных особенностей в христианской традиции, в частности, финно-угорского населения. Систематические исследования темы народного христианства у современных коми начали проводиться с конца 80 гг. прошлого века. В цикле публикаций фольклористов и этнографов ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, СыктГУ (Сыктывкар) и РЭМ (С.-Петербург) были представлены некоторые результаты полевых исследований о традиции, связанной с почитанием сельских святынь и проведением внехрамовых служб без участия священников у современных вычегодских, удорских и ижемских коми. В совместных публикациях сыктывкарских и петербургских исследователей, в частности, предлагается опыт типологии местночтимых святынь, а так же выделяется определенная “иерархия” почитаемых сельских святынь у современных сельских коми: “места, которые почитаются жителями разных деревень” и топографические объекты, “известность которых не выходит за пределы одной сельской округи”. весь текст > > > | Сурво В.В. (Хельсинки) | .: Республика Карелия :. | «Девка прядет, а Бог ей нитку дает»
«Девка прядет, а Бог ей нитку дает» Карелия представляет собой своеобразный полигон этнокультурных контактов двух (с определённой долей условности) этнических миров – прибалтийско-финского и славянского (русского). Динамика этих контактов, ведущих своё начало со Средневековья, не ослабевает по сей день. Результатом стало формирование определённой «региональной» специфики, которая прослеживается во многих элементах материальной и духовной культуры, в том числе на материалах декора и в бытовании текстиля. «Текстильная» тема связана с женским началом, что обусловлено предназначением женщины в традиционной картине мира. Орнаментированный текстиль является своеобразным узлом, связывающим мировоззрение, мифологические представления с «предметной» сферой культуры. весь текст > > > | М.А. Кастрен (Хельсинки) | .: Тюменская область :. | Пребывание в Обдорске Хуже всего было то, что (в Обдорске) сначала я не мог найти ни одного христианина, который интересовался бы хоть чем-нибудь, кроме барышей и процентов. Да и чего же было ждать от людей, отказавшихся от всех радостей и наслаждений цивилизованной жизни, для того чтобы хитростью и обманом отнимать у простодушных, легковерных туземцев достояние их, добытое трудом и потом. Успех в этом развратил большую часть этих искателей счастья и поверг их в животную грубость, далеко отвратительнейшую грубости дикарей. весь текст > > > | Карты | Т.И.Дронова, В.Э.Шарапов | .: Республика Коми :. | Ареалы распространения традиционной одежды русских (устьцилёмов) и коми старообрядцев на европейском Северо-Востоке Северно-русский комплекс традиционной женской одежды по-прежнему бытует в селениях Усть-Цилемской волости. Одежда имеет обобщённое название оболочка, которая в зависимости отеё качества и характера использования подразделяется на несколько видов: праздничная – зáдобро, менее нарядная – серéння,повседневная – нашовна и рабочая – зáхудо. Устьцилёма крайне бережно относятся к одежде, особенно к праздничной, которая передаётся по наследству и служит нескольким поколениям. весь текст > > > | Т.И.Дронова, В.Э.Шарапов | .: Республика Коми :. | Узорное вязание и вышивка русских (устьцилёмов) и коми старообрядцев Вязание для нижнепечорских женщин являлось распространённым видом рукоделия и было товарным, чему способствовало занятие овцеводством. На Крайнем Севере вязанные изделия были востребованы, их носили круглогодично. Поэтому уже в раннем возрасте девочек обучали прядению и вязанию. весь текст > > > | Т.И. Дронова, В.В. Власова | .: Республика Коми :. | Этноконфессиональные группы русских и коми староверов на европейском Северо-Востоке Север – одно из мест, куда в конце XVII – начале XVIII в. после известной церковной реформы XVII в., более известной в старообрядческой среде как «никоновская» хлынула волна последователей древнего благочестия для молитвенного уединения и спасения. Формированию старообрядческого очага в низовьях Печоры (70-80-е гг. XVII в.) способствовала ссылка в Пустозёрский острог идеологов «древлего благочестия» Аввакума «с сотоварищи», занимавшихся сочинительством и перепиской староцерковных книг для крестьянско-посадских людей. весь текст > > > | Видео | | .: Республика Коми :. | Проводы души усопшего Сорочины (сороковой день после смерти) в с. Керчемья, Усть-Куломский р-н.
Съемка В. Шарапова, 1993 скачать видеофайл > > > | Аудио | | .: Республика Коми :. | Колыбельные песни и пестушки “Пидзес вылын рöдтöдöм”
(на коленках “скачут”, ребенок сидит):
Рöдтiс да воедic, (Ездил да проскакал)
Кытче колэ лебзилiс, (Куда надо сполетал)
Кодэс колэ аддзилiс. (Кого надо спровидал)
(с. Краснобор, Ижемский р-н) (АФ 0324-13)
Опубликовано в сборнике фольклорных текстов:
Традиционная культура народа коми. Этнография детства.
(сост. Панюков А. В., Савельева Г. С.) — Сыктывкар, 1999. скачать звуковой файл > > > | | .: Республика Коми :. | Крещение и имянаречение “ Когда ребенка крестят: “Не лице во Кристе крестися, во Криста облекотеся. Алиллуя”. Это поют, когда крестят (“пыртoны”)”.
(с. Керчомья, Усть-Куломский р-н (АФ 1205-33)
Опубликовано в сборнике фольклорных текстов:
Традиционная культура народа коми.
Этнография детства. (сост. Панюков А. В., Савельева Г. С.) — Сыктывкар, 1999. скачать звуковой файл > > > | Архивные материалы | Старцев Г.А. (Сыктывкар) | .: Коми-Пермяцкий АO :. | Из мира колдовства коми-пермяков Публикуется по рукописи, которая хранится в Санкт-Петербургском филиале Архива Российской Академии наук. Ф.250. оп.5 № 75. Правленая от руки машинописная копия. 12 стр. Подпись - автограф Г.А.Старцева. Данная работа, не смотря на некоторые с современной точки зрения недостатки, является великолепным источником по духовной культуре коми-пермяков, зафиксировав конкретный полевой материал, которого так мало сегодня в нашем распоряжении. весь текст > > > | А.В. Панюков | .: Республика Коми :. | Этнолингвистический аспект изучения коми заговорной традиции: Нимкыв видзем. Заговор принадлежит тому роду текстов, который характеризуется живым и наиболее действенным видом слова. Соответственно этому заговоры обычно рассматриваются или как особый фольклорный жанр, или как особая разновидность ритуала. При этом заговор очень существенно отличается как от других фольклорных жанров, так и от других видов ритуала, хотя бы в силу того, что эта двуприродность позволяет совмещать в едином феномене ряд противоположных или даже взаимоисключающих явлений. Именно поэтому чрезвычайно сложно, анализируя отдельные составляющие заговорного текста или заговорной традиции, получить целостное представление о заговоре как о функционально единой и самодовлеющей конструкции. Все сказанное выше применимо и к изучению коми заговорной традиции. весь текст > > > |
|
|