П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Республика Коми
Республика Коми



регионы

публикации

Архив :: Карты

Узорное вязание и вышивка русских (устьцилёмов) и коми старообрядцев.

Т.И.Дронова, В.Э.Шарапов


открыть увеличенную карту


Вязание для нижнепечорских женщин являлось распространённым видом рукоделия и было товарным, чему способствовало занятие овцеводством.[1] На Крайнем Севере вязанные изделия были востребованы, их носили круглогодично. Поэтому уже в раннем возрасте девочек обучали прядению и вязанию.

Для изготовления изделий использовали овечью шерсть, а в годы Великой Отечественной войны в общую кудель добавляли свалявшуюся коровью и собачью. Лучшей считалась шерсть осенней стрижки – летнúна, поскольку в летний период овцы находились на вольном выпасе, их шерсть омывалась дождями и поэтому считалась прочнее. Вместе с тем сметливые усть-цилёмки подметили, что овечья шерсть в зависимости от цвета имеет разные качества: белая шерсть считалась наиболее прочной, поэтому из неё вязали мужские рабочие носки; из такой шерсти для прочности вязали носки и пятки на праздничных женских чулках. Чёрная шерсть считалась мягче и рыхлее – из неё вязали женские и детские носки. Обязательным добавлением на женских повседневных носках являлось вывязывание на резинке трёх полосок из пряжи красного цвета. В настоящее время разграничения по цветам утрачены и вяжут из той шерсти, которая имеется в наличии, за исключением высоких женских носков. В настоящее время практикуется изготовление пряжи серого цвета, для чего смешивают шерсть двух цветов: белой и чёрной, и вяжут рабочие носки.

Самой мягкой и нежной считается шерсть первой стрижки – еретина, еретинна шерсть. Из неё вяжут носочки младенцам.

Традиционно вязали пятью спицами изделия двух видов: носки, которые называли чулки и варежки – исподки. Вязание на двух спицах было привнесено во второй половине XX в. В настоящее время усть-цилемские мастерицы вяжут различные изделия, используя шерсть домашнего производства и фабричную пряжу.

В прошлом шерстяные носки различались на мужские и женские, повседневные и праздничные. Праздничные чулки были длинными, достигали колен, но носили их по-разному: мужчины вытягивали на всю длину, а  женщины ходили с приспущенным «в гармошку». Мужские носки в отличие от женских были очень яркие полностью орнаментированные, для этого использовали нитки четырёх или пяти цветов: красный, жёлтый, белый, зелёный, чёрный и состояли из трёх орнаметальных мотивов. В настоящее время сохранились названия некоторых орнаментов – большие и малые околенки, мушки, костыль/костыльки. По верху паголёнка вязали в полоску рубцы, основная часть чулка украшалась крупным орнаментом – большие околенки, низ паголёнка вязали более мелким узором, пятки всегда вязали для прочности в бело-чёрную полоску, а носок исключительно белым. Женские чулки были строгими, основу вязали из шерсти чёрного цвета, орнаментом украшалась только верхняя часть паголёнка, пятку и носок – из белого.

Повседневные варежки – завсяшны испотки – вязали из шерсти двух цветов: белой и чёрной, что объяснялось практичностью – прочнее и теплее. Женские варежки вязали с длинной резинкой (до 6-7 см). Тыльную сторону вязали орнаментом «звезда», на ладонях – чередованием нитей (мушками), или квадратиками. Мужские испотки были прямыми по форме, вкруговую связаны орнаментом мушки или костыльки. Для тепла их обшивали плотной тканью.

Праздничные варежки вязали орнаментированными тем же узором, что и чулки. В настоящее время в вязание привнесены новые орнаменты, которые заимствуются из журналов. Обрели популярность и вязанные перчатки. Детские варежки вязали из черно-белой пряжи, и лишь с переходом в молодежную возрастную группу устьцилемы начинали носить орнаментированные изделия, с использованием нитей четырех и более  цветов.

Повсеместно у коми до настоящего времени распространено узорное вязание разноцветными шерстяными (изредка льняными) нитями на двух и пяти спицах. Самобытная техника вязания на одной спице бытовала в селах на Верхней Вычегде и Печоре. В основе узора вязанных изделий лежит диагонально-геомет­рический орнамент, реже геометризированные растительные и зооморфные мотивы, характерные для вышивки и меховых изделий. Традиционными считаются двухцветные орнаментальные композиции на вязанных изделиях. Набор орнаментальных мотивов, цветовая гамма узоров на вязаных изделиях существенно различаются по районам бытования. Можно выделить несколько локальных типов вязанных орнаментированных изделий у коми старообрядцев: удорский (бассейна р. Вашки, левого притока Мезени); верхневычегодский (в пределах распространения верхневычегодского диалекта языка коми, т. е. в бассейне р. Вычегды и верховьях р. Ижмы); летский (бассейны реки Летки); печорский (бассейн р. Печоры от д. Мамыль до г. Пе­чоры); нижневычегодсий (бассейн рр. нижней Вы­чегды и Выми) и мезенский - село Пысса Удоского района.

Повсеместно для коми характерны различные техники вышивки: счетная и рельефная гладь, вышив­ка крестом и тамбуром. Наиболее распространена вышивка счетной гладью или мелким крестом на мужских и женских рубахах, нарядных женских передников. Самобытная техника сплошного коврового шва на головных уборах, рубахах, полотенцах бытовала у летских коми. Это так называемая техника сплошного коврового шва, когда определенные участки ткани полностью заполняются плотным узором. В такой технике вышивали женские головные уборы. Холщевые рубахи и полотенца вышивались красными (разных оттенков) нитями, также в комбинированной технике: набором, тамбуром и двусторонним швом. Техника вышивки летских коми не имеет аналогов в орнаментальном текстиле других этнографических групп коми, однако по композиционному расположению узоров (широкими сплошными бордюрами) она очень близка к браному ткачеству вычегодских и вашских коми старообрядцев.



[1] Работа выполнена по гранту РГНФ № 09-01-41102 а/С.


новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты