П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Республика Коми
Республика Коми



регионы

публикации

Архив :: Карты

Этноконфессиональные группы русских и коми староверов на европейском Северо-Востоке

Т.И. Дронова, В.В. Власова


открыть увеличенную карту


Север – одно из мест, куда в конце XVII – начале XVIII в. после известной церковной реформы XVII в., более известной в старообрядческой среде как «никоновская» хлынула волна последователей древнего благочестия для молитвенного уединения и спасения.[1] Формированию старообрядческого очага в низовьях Печоры (70-80-е гг. XVII в.) способствовала ссылка в Пустозёрский острог идеологов «древлего благочестия» Аввакума «с сотоварищи», занимавшихся сочинительством и перепиской староцерковных книг для крестьянско-посадских людей.[2] В этом деле узникам помогали рядовые жители и, за определённую мзду, – сотники и стрельцы. В лесах, в близи Пустозёрска, действовали небольшие скиты, между которыми была налажена связь. Известно, что даже спустя 30 лет после сожжения Аввакума, православные священники служили по староцерковному правилу. Но с середины XVIII в. староверие в Пустозёрске утрачивает свои позиции, чему способствовало усиление полицейского надзора.

Следующим староверческим  беспоповским (поморским) ареалом на европейском Северо-Востоке становится Усть-Цилемская волость.  С момента прихода староверов в этот край здесь сформировались три самостоятельных центра-очага – пижемский, цилемский и усть-цилемский.[3] Значение двух первых центров усиливалось деятельностью скитов – Великопоженский (1720-е – 1856 гг. бассейн р. Пижмы); Омелинский (1750-е – 1844 гг., бассейн р. Цильмы), Тобышский скиты (XIX в., бассейн р. Цильмы), оказавшие большое влияние на распространение и утверждение староверия на средней и верхней Печоре. Представления о скитском житии и скитниках, как истинных последователях старой веры, основывались на «писаниях» духовных наставников Выголексинского общежительства – центра староверия на Севере, с которым поддерживалась связь. На Пижме действовали мастерские по переписыванию книг. Деятельность скитников способствовала распространению даниловского беспоповского (поморского) толка не только на селения Усть-Цилемской волости, включая волостной центр, где имелись церковно-православный и единоверческий приходы, но и весь печорский край. На Пижму приезжали староверы с верховьев Печоры для обучения церковной грамоте, приобретали книги и иконы.

Кроме скитов на территории  Усть-Цилемской волости действовали молитвенные дома/часовни, поддерживаемые зажиточными крестьянами (Замежная, Усть-Цильма, Нерица). Практически в каждой деревне имелись наставники, в домах которых имелось молитвенное помещение, где проходили службы к двунадесятым праздникам. Практиковалось и до сих пор практикуется проведение поминальных служб в частных домах. В 1989 г. Усть-Цилемская старообрядческая община была официально зарегистрирована в Министерстве юстиции, как общественная религиозная организация. В настоящее время в Усть-Цилемском районе действуют два молитвенных дома (с. Замежная, с. Усть-Цильма), имеются три часовни (д. Скитская, с. Усть-Цильма, по р. Тобыш).

Усть-Цилемские староверы после воскресной службы. С. Усть-Цильма. Фото Дроновой Т. 2008 г.

Распространение старообрядчества среди коми (зырян) было длительным процессом, начавшимся в XVIII в. и продолжавшимся до начала XX в. Выделяются три района, где оно получило наибольшее влияние: среднее течение р. Вашки (Удора – Важгортский и Чупровский приходы), верховья Вычегды (Керчомский и Вочевский приходы), средняя Печора (Печорский, Савиноборский, Подчерский, Покчинский, Щугорский приходы). Кроме того, староверы (преимущественно русские) проживали на территории Летского прихода, располагавшегося на границе Усть-Сысольского уезда и Вятской губернии. В начале XX в. лишь в четырех приходах на Печоре (Покчинском, Савиноборском, Подчерском, Щугорском) староверы составляли большинство, в остальных районах официально их численность не превышала 10% от общего числа верующих. Коми старообрядцы принадлежали к беспоповским согласиям, за исключением незначительного числа поповцев, проживавших на верхней Вычегде (в середине XIX в.) и Вашке (в начале XX в.). В XIX в. на Удоре получили распространение даниловский / поморский и филипповский толки, на верхней Вычегде – разные направления нетовщины (глухая, поющая), на верхней Печоре – поморский и филипповский. В конце XIX – начале XX вв. сначала на Удоре, а затем и на верхней Печоре появляются сторонники наиболее радикального старообрядческого толка – «истинно-православные христиане» (скрытники) или, как их называли удорцы,  крывшей.

В каждом районе существовали часовни, молельные дома, кельи, которые являлись главными локальными старообрядческими центрами у всех групп коми староверов. Здесь находились святыни старообрядцев (книги, иконы), была налажена переписка книг, проходило обучение детей. Именно с ними связана история старой веры в местах проживания верхневычегодских и печорских коми. Эти памятники объединяли мирскую единоверческую округу, способствовали закреплению и трансляции религиозной традиции.

Различия старообрядческих  учений, получивших распространение среди коми; локальные особенности, восходящие к этническим традициям; отсутствие прямых контактов между староверами упомянутых районов привели к формированию нескольких этноконфессиональных групп, существовавших независимо друг от друга. Как и у других финно-угорских народов, принятие староверия не означало утрату языковой и этнической специфики, оказав существенное влияние на  самосознание, обрядовую и бытовую сферы жизни.

Формирование старообрядческой общины в г. Нарьян-Маре началось в 1930-х гг. и связывалось с переселением в край усть-цилемских крестьян, не желавших войти в колхоз. Проживая за пределами Усть-Цилемского района, староверы осознавали себя устьцилёмами, поддерживали тесные отношения с земляками и родственниками, оставшимися на малой родине. Показательно, что устьцилёмами осмысливали себя и их дети, родившиеся уже в г. Нарьян-Маре, и только в третьем поколении причастность к устьцилёмам утрачивается. Несмотря на то, что в нарьян-марской общине имелась  наставница, многие верующие поддерживали общение с усть-цилемскими духовниками, к которым приезжали на исповедание, а иногда по просьбе нарьян-марцев, туда выезжали и усть-цилемские наставники. До 1998 г. староверы молились в домах. В настоящее время в их пользование передан дом, освященный под молитвенный, строится новый храм. 

11 ноября 1994 г. в Министерстве юстиции была зарегистрирована Сыктывкарская староверческая община, положившая начало официальному Древлеправославию в г. Сыктывкаре. Община имеет юридический статус и действует в качестве местной религиозной организации Древлеправославной Церкви. Ее составляют  христиане, приехавшие в столицу Коми Республики из разных уголков страны в 1960-80-е гг.: Новгородчины, Вятки, Алтайского края, Удоры, верхней, средней и нижней Печоры.

Фото 1. – Сыктывкарские староверы в новой церкви, после её освящения. Фото Дроновой Т. 2009 г.

У истоков создания и регистрации общины стояли молодые староверы, выходцы из Удоры и Усть-Цильмы, решившиеся объединиться для совместной молитвы и свято чтить каноны и обычаи, сохраняемые отцами и дедами. До середины 1990-х гг. сыктывкарские староверы молились в домах, а службы в дни двунадесятых праздников проводили в арендованных помещениях, в основном у учреждений культуры и искусства. В 1996 г. с приобретением молитвенного дома, в октябре состоялось его торжественное освящение в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 2009 г. была построено новое здание,  которое староверы называют церковью.

Фото 2. – Крестный ход, сыктывкарская община. Фото Дроновой Т. 2009 г.

Сыктывкарские служители поддерживают связь со всеми единоверческими общинами Республики Коми, выезжают в места проживания староверов, где нет старообрядческих наставников, совершают «нужно-потребные» таинства крещения и исповедания. Председатели сыктывкарской и нарья-марской общины, наставник молитвенного дома в с. Усть-Цильма входят в Российский совет Древлеправославной церкви.



[1] Работа выполнена по гранту РГНФ № 09-01-41102 а/С.

[2] Меньшакова Е.Г. Печорское старообрядчество // История и культура Печорского края. Нарьян-Мар, 1997. С. 16.

[3] Дронова Т.И. Русские староверы-беспоповцы Усть-Цильмы: Конфессиональные традиции в обрядах жизненного цикла (конец XIX – XX вв.). Сыктывкар, 2002. С.


новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты