П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Республика Коми
Республика Коми



регионы

публикации

Публикации :: История полевых исследований

Из истории изучения обрядов жизненного цикла народов коми. В.П. Налимов.

А.И. Терюков (С.-Петербург, Кунсткамера)

Одной из крупнейших фигур в истории изучения народов коми является В.П.Налимов (1879-1938). Выходец из коми-зырян, получивший высшее образо-вание, он стал одним из лучших знатоков языка, фольклора и традиционной культу-ры народов коми и стоял у истоков форми-рования собственно интеллигенции коми.

Василий Петрович Налимов родился 7(20) марта 1879 года в селе Выльгорт Усть-Сысольского уезда Вологодской гу-бернии (ныне - с. Выльгорот Сыктывдинского района Республики Коми) в кресть-янской семье. Село находилось рядом с уез-дным городом Усть-Сысольском (ныне - г. Сыктывкар). Местное население зани-малось хлебопашеством, скотоводством, охотой, рыболовством, различными промыс-лами. Само село Выльгорт было знамени-

то в Коми крае. Отсюда вышли: коми пи-сатель, просветитель, лингвист, философ, профессор К.Ф.Жаков (1866-1926), вели-колепный мастер музыкальных инстру-ментов С.Налимов, изготовивший комп-лект инструментов для оркестра В.В.Анд-реева [1]. В.П.Налимов получил первона-чальное образование в земском начальном училище в родном селе, затем в 2-клас-сном городском училище в г. Усть-Сы-сольске [2]. Его способности не остались незамеченными, и земство посылает его учиться в Москву, в фельдшерскую школу (1894-1897). Последующие 5 лет, 1897-1902 гг., В.П.Налимов работает фельдше-ром в различных уголках Коми края. В

1903 г. он переезжает в Москву, работает по своей специальности на заводе Цент-рального электрического общества, а потом в клиниках медицинского факуль-тета Московского университета.

В это время он увлекается этнографи-ей и публикует свои первые научные ра-боты: "Некоторые черты из языческого миросозерцания зырян", посвященную мифологии коми-зырян, а также текст ле-генды о паме Шипиче [3]. Эти публика-ции привлекли внимание ученых. В.П.На-лимов знакомится с президентом Импе-раторского Общества любителей естествоз-нания, антропологии и этнографии при Московском университете профессором Д.Н.Анучиным, секретарем Общества В.В.Богдановым, председателем Этногра-фического отдела Общества профессором В.Ф.Миллером. Они поддержали стремле-ние В.П.Налимова серьезно заняться этног-рафией и помогли поступить в Московский университет. Но для этого В.П.Налимову пришлось экстерном сдать экзамен за курс классической гимназии, что он и сделал в 1905 г. после самостоятельной подготовки при содействии В.Ф.Миллера при Лазарев-ском институте восточных языков.

С 1906 по 1912 гг. В.П.Налимов учит-ся на естественном отделении физико-ма-тематического факультета Московского университета, который заканчивает с дип-ломом первой степени по специальности "антропология". Все годы учебы его на-учным руководителем был Д.Н.Анучин. Как видно, В.П.Налимов проучился боль-ше положенных для учебы 4 лет. Это было связано с тем, что в 1908-1909 гг. он ста-жировался в Александровском универси-тете в Хельсинки. Его работы по коми эт-нографии заинтересовали финских уче-ных. В 1907 г. во время пребывания в России доцент Александровского универ-ситета В.Мансикка встречался с В.П.На-лимовым и предложил ему сотрудниче-ство с Финно-Угорским обществом, при-знанным центром изучения культуры финно-угорских народов и языков [4]. Это сотрудничество продолжалось 5 лет, за это время В.П.Налимов провел две экспеди-ции к коми-зырянам, одну - к коми-пер-

мякам, а также сопровождал финского ар-хеолога Тальгрена в его поездке в Казан-скую губернию.

В эти годы он много публикуется в журнале "Этнографическое Обозрение", яв-ляется сотрудником "Нового энциклопе-дического словаря", "Энциклопедическо-го словаря Граната", печатается в Хель-синки [5]. Его работы получают одобре-ние в научных кругах. В 1907 г. Импера-торское Общество любителей естествозна-ния, антропологии и этнографии присуж-дает ему большую серебряную медаль "во внимание к его ценным работам по ант-ропологии и этнографии зырян и в благо-дарность за доставленные Обществу лич-но собранные научные материалы о зыря-нах" [6]. В 1910 г. Общество присуждает В.П.Налимову премию имени великого князя Сергея Александровича за рукопис-ный труд "Материалы по этнографии зы-рян и пермяков". Как писал рецензент А.Н.Максимов, "Материалы В.П.Налимо-ва представляют серьезный вклад в дело изучения зырян и пермяков, литература о которых, особенно о первых, очень небога-та. Некоторые же отдельные, но очень важ-ные вопросы зырянской этнографии обра-ботаны им с надлежащей полнотой и от-четливостью. Собрание всех этих матери-алов требовало значительного труда и уси-лий, несомненно заслуживающих поощре-ния. Наиболее соответствующей формой такого поощрения и является присужде-ние В.П.Налимову премии им. вл. князя Сергея Александровича" [7].

После окончания университета В.П.Налимов сначала преподает в гимна-зии г. Дмитрова, а с 1914 г. он преподает в Нижнем Новгороде, сначала в реальном училище, а после открытия там в 1918 г. университета - он профессор по кафедре географии и антропологии. Несколько раньше, в 1916-1917 гг., В.П.Налимов за-канчивает магистратуру при Казанском университете и получает звание приват-доцента. В 1922-1925 гг. работает профес-сором землеведения во 2-м МГУ, одновременно профессор Медико-Педологическо-го института. В 1924-1928 гг. - ученый специалист Государственного Тимирязев-ского научно-исследовательского институ-та изучения и пропаганды основ диалек-тического материализма. Кроме того, В.П.Налимов преподавал в Научно-иссле-довательском институте по изучению на-родов Востока. С 1928 по 1938 гг. - про-фессор Географического научно-исследова-тельского института при МГУ, где он яв-лялся научным руководителем по геогра-фической таксономии и активно занимал-ся топонимистическими исследованиями. Но наряду с этим видимым благопо-лучием была и другая жизнь. В 1933 г. В.П.Налимов был арестован по "делу СО-ФИНа" - "Союза освобождения финских народностей" [8]. Ему, как и другим участ-никам этого дела, было предъявлено об-винение "в участии в широко разветв-ленной финно-угорской националистичес-кой антисоветской организации", целью которой было отторжение от СССР Севера Европейской части и той территории, на которой проживали финно-угорские наро-ды, присоединения их к Финляндии и со-здания так называемой "Великой Финлян-дии" от Балтики до Урала. По этому делу было арестовано большое число предста-вителей финно-угорской интеллигенции, такие, как удмуртский ученый и поэт Ку-зебай Герд (К.П.Чайников), коми поэт и лингвист Илля Вась (В.И.Лыткин), круп-нейший финно-угровед, чл.-корр. АН СССР Д.В.Бубрих, закрыт ряд научно-просвети-тельских национальных организаций. Предполагалось, что руководило всей под-рывной организацией финское посольство в Москве во главе с послом профессором Хяксли, известным финским лингвистом. Но благодаря заступничеству П.Г.Смидовича, зам. председателя ВЦИК СССР и Председателя Комитета Севера, а также других партийных деятелей, в первый раз В.П.Налимову удалось оправдаться, он был освобожден и восстановлен на работе. В 1938 г. последовал второй арест, на этот

раз как "участника контрреволюционной буржуазно-националистической организа-ции в Коми АССР, проводившей борьбу с ВКПб и Советской властью" [9]. По этому делу фактически была ликвидирована большая группа партийно-советских работ-ников, которые устанавливали советскую власть в Коми крае, организовывали эко-номическое и культурное развитие края, а также представители коми культуры и науки [10]. Так трагически закончилась жизнь крупного коми ученого [11].

С первой своей статьи В.П.Налимов показал себя как талантливый исследова-тель, великолепный знаток всех сторон жизни народа коми. Особенно много он сделал для изучения духовной культуры народа, в первую очередь мифологии, а так-же семейных обрядов или обрядов жиз-ненного цикла. Его статьи в этой области, написанные в 1903-1910 гг., представля-ют собой колоссальную научную ценность, ибо "В.П.Налимов, как природный зыря-нин, с детства росший среди зырян, свобод-но владеющий зырянским языком и до сих пор сохранивший много личных свя-зей с зырянами, находится в особо благо-приятных условиях. Он имел возможность проникнуть в такие интимные стороны на-родной жизни и верований, куда доступ по-стороннему наблюдателю очень труден" [12].

В работе "Загробный мир по верова-ниям зырян" зафиксировано большое ко-личество сведений как о загробном мире, так и похоронных обрядах коми-зырян [13]. По сути дела, это единственная спе-циальная статья по мифологии загробно-го мира коми. Что касается похоронных обрядов, то они играли существенную роль в обрядовой жизни коми-зырян, так как являлись по своей сути "переходными" обрядами, обеспечивающими благополуч-ный переход человека после завершения своей жизни на "этом свете" в "мир пред-ков". Сам этот процесс "перехода" имел существенное значение для оставшихся в "этом мире". Ибо знание и должное вы-полнение всех предписаний обеспечивает "благополучие" как умершего сородича, перешедшего в разряд "предков", так и благополучие живых. Именно описанию этой коллизии и посвящена существенная часть работы.

Следующая его работа по данной теме вышла в 1908 г. в Хельсинки на немец-ком языке и лишь недавно была опубли-кована в русском переводе - "К вопросу о первоначальных отношениях полов у зы-рян" [14]. В данной статье В.П.Налимов как бы в противовес рассуждениям своих предшественников Н.И.Смирнова и К.А.По-пова [15], писавших о достаточно большой сексуальной свободе у коми-зырян и коми-пермяков, раскрывает широкую картину своеобразной сексуальной морали у коми, которая, с одной стороны, регулировала отношения между полами в физическом плане, а с другой стороны, регламентиро-вала ряд моментов во всех семейных об-рядах: рождении - свадьбе - похоронах. Благодаря обилию личных наблюдений автора, данная работа не потеряла своего значения до настоящего времени.

Судя по тем отрывочным сведениям, не менее значительный интерес представ-ляли и те материалы, которые были пред-ставлены В.П.Налимовым на соискание премии им. вл. князя Сергея Александро-вича. Согласно отзыву рецензента, они со-стояли из 8 тетрадей с 147 страницами текста и 1 рисунка, отдельной статьи в 50 страниц и 3 листов чертежей, а также нео-бработанного материала в 129 конвертах, содержащих 1084 листов с записями [16]. Местонахождение этих материалов в на-стоящее время неизвестно. Их нет ни в Сык-тывкаре, где находится часть архива В.П.Налимова [17], ни у сына. Нет их и в фонде Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, которые хра-нятся в архиве Института этнологи и ант-ропологии РАН в Москве.

Тем более значимым становится то со-брание, которое было представлено В.П.На-лимовым в Финно-Угорское общество в Хельсинки. К счастью, оно сохранилось. (18).

В 1989 г. я имел возможность бегло про-смотреть эти записи. Но только в марте-апреле 1995 г., благодаря финансовой под-держке Международного научного фонда "Культурная инициатива" (фонд Сороса), предоставившего мне грант для поездки в Хельсинки, я смог детально и тщательно ознакомиться со всей коллекцией В.П.На-лимова. Так как сами материалы являют-ся собственностью Финно-Угорского обще-ства (оно оплатило экспедиции В.И.Нали-мова), то мне не разрешили их ксерокопи-рование, но тем не менее было позволено сделать отдельные выписки и общее опи-сание материалов. Все это позволяет со-поставить сохранившиеся и несохранив-шиеся сведения (по приведенным А.Н. Максимовым описаниям).

Часть хельсинских материалов пред-ставляет собой связный текст (статьи -А.Т.), посвященный определенному разде-лу духовной культуры коми. Они объеди-нены под учетным номером 1.38 и пред-ставляют собой 4 тетради рукописей и 1 тетрадь машинописи, подписанные самим В.П.Налимовым. Всего в них 312 страниц (по нумерации автора - 151 лист).

Тетрадь 1 озаглавлена "ПЕЖ и УРЕС" и посвящена описанию греховной и зараз-ной субстанции в "естественной филосо-фии зырян", некой заразы, которой под-вергаются мужчина и женщина при поло-вой жизни. Само ПЕЖ - это не имеющее образа и формы вещество, которое часто оказывает вредное действие на нарушите-ля морально-этических норм коми. Опи-сываются как сами эти нормы, так и последствия воздействия ПЕЖа и спосо-бы лечения от этой заразы. Рукопись не завершена, так как есть приписка автора "продолжение следует". Но продолжения нет. Похожая рукопись была передана В.П.Налимовым в ЭО ОЛЕАЭ [19].

Тетрадь 2 имеет название "ПЕЛЬ ВУН-ДАЛЫСЬ" (дословно - обрезающий ухо) и посвящена особому виду женского кол-довства, которое совершается путем обре-зания уха домашних животных, в первую очередь, у коровы. Подобная тетрадь так-же была представлена в Москву. Тетрадь 3 озаглавлена "ВОМИДЗ. КОМИ ВОЙ-ТЫРЛ ОН" (дословно - Порча, сглаз). В ней В.П.Налимов пишет о существовании у коми особого вида непредумышленной порчи - сглазе - и способах борьбы с ней. Подобные записи были представлены и в Москву. Тетрадь 4 посвящена моче и калу, как веществам, употребляемым в колдов-стве. Этих записей не было в московских бумагах, подобных сведений нет и у дру-гих авторов, вследствие чего этот фрагмент рукописи Налимова представляет особый интерес. Тетрадь 5 озаглавлена "КЕРНЫ" (дословно - нанести вред, напустить пор-чу, околдовать) и посвящена разнообраз-ным вариантам колдовской практики у коми, в частности при родах, свадьбе и по-хоронах. В Москве существовало четыре тетради, объединенные этим термином, в Хельсинки же оказалась всего одна.

Следующая часть хельсинского собра-ния - это 2 большие папки, озаглавлен-ные как материалы по коми этнографии (шифр 1.39 и 1.40) и которые содержат 2484 листов различного размера записей В.П.Налимова по коми этнографии, фолькло-ру, языку, топонимике (согласно А.Н.Мак-симову в Москве было всего 1087 листков подобных записей). Эти записи представ-ляют колоссальный интерес для исследо-вателей благодаря описанию живого на-родного быта, в частности семейной об-рядности коми. На этом сходство москов-ских и хельсинских материалов заканчи-вается.

Однако в Хельсинки имеются и дру-гие материалы. Это рукопись статьи "К

вопросу о первобытных отношениях по-лов у зырян" (шифр 1.41, о ней см. выше). Рукопись статьи "Эволюция некоторых элементов морали Коми в связи с генези-сом двух зырянских заповедей ЕН МАЙ-БЫРТ - EH KOHEPT", 35 страниц (шифр 1.42.1. Подписана: "профессор В.П.Нали-мов". Не датирована, машинопись. Есть приписка о подготовке для публикации в сборнике в честь профессора Ю.Вихмана, но в данном сборнике не опубликована). Интересная статья об основах традицион-ной морали коми "Не называй никого сча-стливым, не называй никого несчастливым, жалким. Тогда ты никого не сглазишь". Большое количество сведений о магии и колдовстве вообще, об охотничьей магии, сглазе и т. д. , в том числе в обрядах жиз-ненного цикла. Следующая работа озаг-лавлена "Тотемизм восточных финнов Пермской группы", 10 стр. (шифр. 1.42.2. Машинопись с авторскими исправления-ми. Не датируемая.). Очень интересная по подбору материала, но во многом весьма спорная работа. Кроме того, под шифром 1.42.3 и 1.42.4 имеются два письма В.П.Налимова на имя профессора К.Ф.Ка-рьялайнена с кратким отчетом о проде-ланной экспедиционной работе в 1908 г. и 2 вопросника, по которым он работал в поле.

Вышеперечисленное позволяет сказать, что В.П.Налимов был выдающимся иссле-дователем традиционной культуры наро-дов коми. В течение длительного времени ученые не могли отдавать ему должное, зачастую просто упоминая его имя [20]. И наша задача - восстановить доброе имя В.П.Налимова.

1. Налимов С.И. Преображенное село. Сыктывкар. 1977; о К.Ф.Жакове см.: Микушев А.К. Коми Калевала. Об одном неизвестном финно-угорском литературном эпосе и его создате-ле Каллистрате Жакове // Жаков К.Ф. Биармия. Сыктывкар, 1993. С.5-25.

2. Налимов В.В. Мой отец // Человек. 1992. № 3. С.93-103; № 4. С.63-84; он же. Канатоходец. М., 1994. С.27-92. Василий Васильевич Налимов - сын В.П.Налимова, профессор МГУ, математик, философ, пережил, как и отец, тюрьму, колымские лагеря, ссылку.

3. Некоторые черты из языческого миросозерцания зырян // ЭО. 1903. № 2. С.76-86; он же. Зырянская легенда о паме Шипиче // ЭО. 1903. № 2. С.120-124.

4. Халиков А.Х. Финно-угорское общество (Suomalais-ugrilainen Seura) и его роль в изучении языка, фольклора, археологии и этнографии народов Северного Поволжья // Архе-ология и этнография Марийского края. Йошкар-Ола, 1985. С.118-129. Paavo Ravila. La Societe Finno-ougrrienne. 1883-1933. - JSFO. 1933. № 46.

5. Загробный мир по верованиям зырян // ЭО. 1907. № 1-2. С.1-23; Рецензия на статью Большакова "Община у зырян" // ЭО. 1907. № 3. С.113-122; Zur Frage nach den ursprunglichen Bezeichungen der Geschlechter bei den Syrjanen. - JSFO. 1908. № 25. s.1-31. (Рецензию Вл. Б. (Владимира Богданова) см. - ЭО. 1909. № 3-4, С.263-268). В книге "Великая Россия. Географические, этнографические и культурно-бытовые очерки современной России". М, т. 2. перу В.П.Налимова принадлежат очерки: "Пермяки", С.172-192; "Башкиры", С.197-217; "Тептяри", С.218-219; "Мещеряки", С.193-196.

6. ЭО. 1908. № 1-2. С.228.

7. Отзыв А.Н.Максимова о "Материалах по этнографии зырян и пермяков В.П.Налимова, представленных на соискание премии имени Великого князя Сергея Александровича" // ЭО. 1910. № 4. С.263-268.

8. Куликов К.И. Удмуртская автономия. Этапы борьбы, свершений и потерь. Ижевск, 1990. С.97-171; Popov, Aleksandr. Дело о так называемых финских шпионах в СССР в 1930-е годы // Studia Slavonica Finlandensia. Т.9. Helsinki, 1992. S.103-112; Кузнецов Н.С. "Дело", которого не было, или история "Союза освобождения финских народностей" Удмуртия: мас-совые репрессии 1930-1950 годов. Исследования. Документы. Ижевск-Москва, 1993. С.31-38.

9. Налимов В.В. Канатоходец. С.70-77.

10. Родники пармы. Сыктывкар, 1993; Они любили край родной. Сыктывкар, 1993.

11. Последние работы В.П.Налимова по этнографии: К этнологии Коми // Коми My. Усть-Сысольск, 1924. № 3. С.43-50; К материалам по истории материальной культуры Коми // Коми My. 1925. № 2(12). С.15-19; № 3(14), С.59-68; № 5(15). С.23-30; Роль малых наро-дов на фоне общечеловеческой культуры // Вотяки. Сборник по вопросам этнологии, быта и культуры вотяков. М., 1926. С.1-8; Священные рощи удмуртов и мари // Охрана природы. 1928. Т.1. № 4. С.6-8.

12. Максимов А. II Отзыв... С.268.

13. ЭО. 1907. № 1-2. С.1-23.

14. JSFO. 1908. № 25. s.1-31. Русский перевод см. в кн.: Семья и социальная организа-ция финно-угорских народов (Труды Института языка, литературы и истории Коми научно-го центра), Сыктывкар, 1991. Вып. 49. С.5-75.

15. Смирнов И.Н.Пермяки. Историко-этнографический очерк. Известия Общества архе-ологии, истории, этнографии при Рязанском университете, Казань, 1891; Т.9. Вып. 2. Попов К.А. Зыряне и зырянский край // Известия Общества любителей естествознания, антропо-логии и этнографии при Московском университете. 1874. Т.13. Вып. 2.

16. Максимов А.К. Отзыв... С. 264.

17. Государственный архив Республики Коми фонд 1010. №79: "Личные документы и переписка В.П.Налимова".

18. Архив Финно-У горского общества, Хельсинки. Номера хранения: 1.38, 1.39, 1.40, 1.41, 1.42.1, 1.42.2, 1.42.3, 1.42.4.

19. ЭО. 1910. № 3-4. С.265.

20. См., например: Терюков А.И. История изучения погребального обряда коми-зырян // Краткое содержание докладов научной сессии, посвященной основным итогам работы Ин-ститута этнографии в X пятилетке. Л., 1983. С.79-80.

Сокращения:

ЭО - Этнографическое Обозрение. М.

JSFO - Journal de la Societe Finno-Ougrienne. Helsinki.


новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты