П О Л Е В Ы Е Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е И С С Л Е Д О В А Н И Я | ||||||||||
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии | Сайт размещен при поддержке компании ТелеРосс-Коми |
|||||||||
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты | ||||||||||
|
Публикации :: История полевых исследований Этнографическая экспедиция на территорию коми С.И. СергеляВ одном из крупнейших в России собраний по традиционной культуре коми, хранящемся в Российском этнографическом музее, заметное место занимают этнографические коллекции, собранные в 1906 г. С.И. Сергелем во время экспедиции в Усть-Сысольский уезд Вологодской губернии. Его коллекционные сборы имеют столь серьёзную научную и музейную значимость, что это дало основание сотрудникам РЭМ, изучавшим эти коллекции, назвать студента естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета специалистом-этнографом[1]. Между тем, первоначально этнографические изыскания были для Сергея Сергеля, скорее всего, одним из проявлений его страсти к путешествиям и тяги к приключениям, свойственных молодым людям во все времена. Однако тот вклад, который трудами Сергеля был сделан в формирование коллекционного собрания РЭМ и изучение народа коми, заслуживает пристального внимания к личности этого человека и результатам его научной деятельности. При этом следует отметить, что имя С.И. Сергеля известно, в основном, музейным специалистам, которые широко используют собранные им вещевые и фото коллекции в экспозиционной практике. Он не оставил после себя научных публикаций, которые ввели бы результаты его исследовательской деятельности в научный оборот. Прекрасные фотографии, сделанные им во время путешествий на территорию коми и к лопарям Норвегии, были многократно использованы различными авторами в научных и популярных изданиях, но всегда без указания авторства.[2] Здесь следует восстановить историческую справедливость при оценке деятельности исследователя. С.И. Сергель - один из типичных представителей широких кругов российской общественности, откликнувшихся на призыв основателей Этнографического отдела Русского музея помочь в сборе этнографических коллекций для вновь организуемого музея. Организация сотрудниками ЭО РМ корреспондентской сети собирателей коллекций для вновь создаваемого музея, охватившей все регионы Российской империи, относится к интереснейшим явлениям не только в истории музейного дела и этнографической науки, но и в истории отечественной культуры в целом. Несомненно, тот живой отклик, который нашло это начинание в среде провинциальной российской интеллигенции, а именно её представители составили подавляющее большинство корреспондентов музея, объясняется, в первую очередь, её мировоззренческими позициями. Стремление к познанию окружающего мира, подвижническое служение народу, страсть к просветительству - всё это составляет феномен российской интеллигенции второй половины XIX - начала ХХ вв., частным проявлением чего стало создание общими усилиями учёных и рядовых российских интеллигентов единственного в своём роде этнографического музейного собрания. Знакомство с биографией конкретного человека в контексте событий прошлого, в историко-бытовых и культурных взаимосвязях, позволяет представить довольно целостную картину того или иного исторического периода. Не случайно в настоящее время в исторической науке существует устойчивый интерес к вопросам изучения индивидуальности в истории культуры, понимаемой "как истории человеческих свершений"[3]. Исследование личности С.И Сергеля, одного из многочисленных корреспондентов ЭО РМ, не только даёт представление о специфике конкретного пласта истории российской культуры и особой ментальности российского интеллигента, но и позволяет привнести новые черты к характеристике изучаемого явления. Предметом настоящей статьи является только достаточно яркий эпизод из жизни Сергея Сергеля, касающийся его поездки в коми край. Но для того, чтобы составить полное представление о личности Сергеля, необходимо выявить и другие аспекты его жизни и деятельности, и не только на фактологическом, но и на ментальном уровне. Эта тема требует в дальнейшем более подробного исследования, тем более, что до недавнего времени сведения о жизни С.И. Сергеля ограничивались немногими фактами его биографии, связанными с его работой по сбору коллекций для ЭО РМ[4]. Неизвестны были даже время и место рождения будущего исследователя. В результате архивных поисков автором настоящей статьи в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга были обнаружены документы, позволившие познакомиться со многими ранее неизвестными страницами его жизни[5]. Сергей Иванович Сергель родился 23 сентября 1883 г. в местечке Синявка Слуцкого уезда Минской губернии в семье волостного писаря. В 1894 г. он поступил в Могилёвскую гимназию, закончив её в 1904 г. и проучившись там 10 лет вместо обычных восьми. Скорее всего, это было связано с трудностями его детства, весьма небогатого, и ранней потерей родителей (в 1900 г. уже не было в живых ни отца, ни матери). Как было написано в справке, выданной ему Могилёвской гимназией для предоставления в Университет и удостоверяющей его материальное положение: "С. Сергель вследствие действительно большой бедности и неимения решительно никаких средств к жизни, был на время пребывания в Могилёвской гимназии освобождён от платы за учение и получал ежегодные денежные пособия". В 1903 г. Сергей Сергель, перешедший в выпускной класс гимназии, предпринимает в одиночку дальнее и достаточно авантюрное путешествие в далеко отстоящие от Могилёва места - на северную реку Печору.[6] Выехав из Чердыни на лодке, он поднялся до верховьев Колвы, перебрался волоком в Унью, приток Печоры, по которой на лодке дошёл почти до верховьев Печоры. Затем пешком он отправился в горы южной части Северного Урала. Здесь будут уместны некоторые литературные параллели. Вспомним известный рассказ А. Чехова "Мальчики", герои которого, два гимназиста-подростка из российской глубинки, ровесники С. Сергеля, движимые той же страстью к путешествиям, собираются бежать в неведомую для них Америку, полную, по их представлениям, тайн и захватывающих приключений. Желание вырваться из привычного, обыденного мира подвигло ещё одного российского гимназиста из глухой провинциальной Вятки, также, как и Сергель, выходца из бедной семьи мелкого чиновника - Александра Гриневского, будущего писателя А. Грина, не только к странствиям, но и к литературному творчеству (кстати, склонен был к литературным опытам и С.И. Сергель, написавший уже в зрелом возрасте по своим путешествиям три неплохие книги, отмеченные печатью явного литературного дарования)[7]. Сергей Сергель, личность, несомненно, неординарная, так же, как и многие другие его молодые современники, в основном, из разночинного слоя, куда входили потомки разорившегося дворянства, мелкое чиновничество, служилая интеллигенция, успешно трансформировал своё недовольство реалиями жизни и жажду ярких впечатлений в познавательную и созидательную деятельность. Поездка на р. Печору в 1903 г., куда Сергель отправился, по его собственным словам, побуждаемый любознательностью и страстью к путешествиям, можно считать первым приобщением молодого человека к этнографическим иcследованиям. Во время своих странствий С. Сергель впервые столкнулся с незнакомым ему укладом жизни проживавших там экзотических для него народов - коми-зырян, манси, ненцев, русских старообрядцев. Скорее всего, эта поездка окончательно определила выбор им дальнейшего жизненного пути. В 1904 г., окончив гимназию, С. Сергель поступил в Санкт-Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета в группу, где готовили географов. Жизнь в Петербурге складывалась нелегко. В его просьбе о том, чтобы он был освобожден от платы за обучение в Университете, ему было отказано, и, как многие неимущие студенты того времени, Сергель вынужден был зарабатывать деньги репетиторством. В периоды полного безденежья ему приходилось оставлять учёбу в Университете до более благоприятных времён. Поэтому получить Выпускное свидетельство о прослушании полного курса лекций по избранной специальности ему удалось только в конце 1912 г. Можно предположить, что и обращение в ЭО РМ с предложениями отправиться в экспедиции сначала на территорию коми, а затем к саамам Норвегии для сбора этнографических коллекций, объяснялось, отчасти, желанием поправить свои денежные дела. Вместе с тем, длительные перерывы в обучении, скорее всего, объяснялись не столько бедственным материальным положением Сергеля, сколько тем, что он получил возможность в период обучения в Университете насытить свою жизнь яркими путешествиями, к которым всегда имел склонность. Это было результатом установившегося сотрудничества с Этнографическим отделом Русского музея. В феврале 1906 г. Сергей Сергель пишет заявление в ЭО РМ с просьбой выделить ему 1000 рублей для сбора коллекций и этнографического обследования зырянского населения, живущего по берегам рек, впадающих в р. Печору в среднем её течении[8]. Обосновывая свою просьбу, он сообщает о том, что в 1903 г. он уже побывал в этом районе, где имел возможность близко познакомиться с местным населением. Далее С. Сергель обязуется собрать коллекции, характеризующие хозяйственные занятия коми (охоту и рыболовство), жилище, домашний быт (утварь, одежда). Такое чёткое определение Сергелем категории предметов, предназначенных для пополнения музейного собрания, объясняется, скорее всего, тем, что он уже имел по своей прошлой поездке достаточно полное представление о традиционной культуре коми. Кроме того, с изрядной долей вероятности можно предположить, что, готовясь к экспедиции, Сергель проштудировал Программу сбора этнографических коллекций, которая была составлена сотрудниками ЭО РМ для желающих помочь музею в комплектовании коллекций. Эта программа была рассчитана на широкий круг собирателей, как профессионалов, так и любителей, и поэтому содержала краткий тематический перечень этнографических предметов и самые необходимые сведения по методике собирания коллекций[9]. К своему заявлению Сергель приложил рекомендацию профессора Д. Гримма, сыновей которого он репетировал. Профессор характеризовал его как усердного работника и честнейшего, добросовестнейшего человека, на которого везде и во всём можно положиться[10]. Солидное обоснование Сергелем своих намерений, а также положительная характеристика его человеческих качеств дали основание Этнографическому отделу включить Сергея Сергеля в число своих корреспондентов. Под впечатлениями от путешествия на территорию коми затем появилась книга С.И. Сергеля "В зырянском крае". Весной 1906 г. он отправился из Вологды по р. Сухоне пароходом, шедшим на север[11]. Добравшись до Великого Устюга, он пересел на другой пароход, плывший вверх по р. Вычегде, и через несколько суток сошёл на берег в г. Усть-Сысольске. Далее путь лежал по берегу в верховья р. Вычегды, где Сергель надеялся, по его собственным словам, найти "более интересное место для наблюдений за жизнью зырян"[12]. Так началась первая в его жизни этнографическая экспедиция. Событие это приобретает особое значение, если рассмотреть его в контексте истории изучения этнографии коми. К началу ХХ в. многие аспекты традиционной культуры коми уже получили отражение и в научных трудах (И.И. Лепёхин, А.И. Шегрен, А. Шренк, Н.И. Надеждин, К.Ф. Жаков, Г.С. Лыткин, И.Н. Смирнов, В.П. Налимов, С.В. Мартынов) и в литературных произведениях, посвящённых описанию народной жизни и быта (П.В. Засодимский, С.В. Максимов, А.В. Круглов, Ф.А. Арсеньев)[13]. С изрядной долей вероятности можно утверждать, что Сергей Сергель был знаком хотя бы с частью этих трудов. В данном случае его интерес к народной культуре, в достаточной степени типичный для человека его времени и круга, в котором ещё были живы традиции народничества, был подкреплён научным подходом к этнографическим исследованиям. Сотрудники ЭО РМ, курировавшие корреспондентов, считали экспедиционный способ комплектования ведущим принципом формирования этнографического музейного собрания. Таким образом, содержание личных увлечений студента Сергеля получило строго научную форму. Это позволило ему осуществить одну из первых в истории этнографических исследований коми целенаправленную стационарную научную экспедицию. Её основной задачей было изучение традиционной культуры коми и сбор этнографических коллекций для пополнения музейного собрания. Вернёмся к рассказу Сергеля об экспедиционном маршруте. В конце июня 1906 г. он добрался до крупного волостного села Помоздин[14] в верховьях Вычегды. В поисках типичной зырянской деревни, где сохранились архаичные формы традиционной народной культуры, Сергель, по совету местного учителя, направился в с. Бадь-иоль, расположенное в нескольких километрах к западу от Помоздина. В этой деревне он прожил два месяца, занимаясь стационарными исследованиями традиционного образа жизни коми. В своей книге С.И. Сергель достаточно подробно описывает антропологический тип местных жителей, типы жилых и хозяйственных построек, их внешний вид и внутреннюю планировку, традиционную пищу и одежду. С целью более полного исследования хозяйственных занятий населения молодой исследователь активно включается в местную жизнь. Он участвует в сенокосе и разработке лесной подсеки под поле, подробно описывая не только сам трудовой процесс, но и используемые орудия труда, попутно даёт общую характеристику хозяйства коми. Немало строк в книге посвящено описанию лесозаготовки, которая в те времена во многих местах коми края являлась главным источником существования крестьян. Поскольку С. Сергель посетил эту территорию в тёплое время года, он мог наблюдать только сплав леса. Однако он даёт подробное и развёрнутое описание всего трудового процесса лесозаготовок, начиная с осени, когда начиналась рубка леса, и кончая весенним сплавом леса. Для того, чтобы досконально изучить занимающие одно из главных мест в хозяйственной жизни коми охоту и рыболовство, Сергель решил ближе познакомиться с бытом охотников непосредственно в охотничьих угодьях, расположенных достаточно далеко от деревень. В конце августа, перед открытием осеннего сезона охоты, он купил лодку местной работы, на которой отправился в плаванье к верховьям Вычегды. Целью было посмотреть, что представляют собой охотничьи избушки. Это путешествие по практически безлюдной местности заняло почти двое суток. Его описание вполне проявляет характер С. Сергеля, являвший собой сочетание юношеского романтизма, зрелой мужественности и тонкой наблюдательности. Ночью Сергель стал свидетелем сцены рыбной ловли способом лучения, что очень поэтично описал в своей книге: "Глухой ночью меня разбудило пение: Всё большее и большее пространство реки загоралось ярким светом, и вот из-за мыса показалось яркое пламя. Три лодки бесшумно скользили вниз по реке - рыбаки лучили рыбу. Лодки плыли рядом. На средней горел огонь, и в носовой её части стоял старик с острогой в руках. В боковых лодках сидели на кормах два рыбака и пели какую-то протяжную песню. Облитая заревом группа проплыла мимо меня и скрылась за изгибом реки"[15]. За два дня пути по безлюдной реке ему встретились только две охотничьих избушки, вoр-керки, в последней из которых он остановился. Здесь Сергель провёл несколько дней, знакомясь с бытом охотника-промысловика. В его книге содержатся подробные описания самой вoр-керки и хозяйственных построек охотничьего хутора, а также способов охоты и сопутствующего этому промыслу инвентаря. Всё это сопровождается рисунками охотничьих снастей для лова птиц и зверей[16]. Обратный путь до с. Помоздин, а затем и до Усть-Сысольска, прошёл по-прежнему на лодке. Сергель пережил несколько опасных приключений и вкусил в полной мере удовольствия экстремального туризма по северной реке в осеннюю непогоду. Однако личность Сергея Сергеля не исчерпывалась романтической страстью к путешествиям. Научная основательность, с которой он выполнил свои обязательства перед ЭО РМ, впечатляют и в наши дни, когда уже известны результаты более поздних исследований за весь истекший период со времени его экспедиции. За четыре месяца своего пребывания на территории коми Сергель собрал 490 первоклассных этнографических памятников. Во время путешествия он сделал более двухсот уникальных фотографий. По результатам экспедиции Сергель сдал в ЭО РМ рукопись, содержащую описание зырянских построек в Помоздинской вол. Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии с приложением чертежей, а также подготовил и опубликовал уже упоминавшуюся книгу "В зырянском крае". Анализируя коллекционные сборы Сергеля, следует отметить высокий профессиональный уровень, на котором они были сделаны. Хорошо аннотированные коллекции достаточно полно характеризуют такие сферы традиционной культуры коми как земледелие, охота, рыболовство, ремёсла, домашний быт, средства транспортировки, мужская и женская одежда, народная медицина (см. Приложение). Наиболее широко в коллекциях представлены предметы, связанные с добывающими промыслами (охотой и рыболовством), занимавшими существенное место в хозяйственной деятельности коми (колл. № 1001, 106 предметов и колл. № 1012, 21 предмет). Заметно меньше коллекция по земледелию (колл. № 1020, 12 предметов), зато в сборах С. Сергеля хорошо представлены основные, характерные для коми, типы утвари для приготовления и использования пищи (колл. № 1020, 81 предмет), сделанной из глины и бересты. В коллекцию № 1057 входят 74 предмета, характеризующие следующие ремёсла и промыслы коми: прядение и ткачество, изготовление валяной обуви, бондарство, лесозаготовка. Коллекция одежды достаточно разнообразна (колл. № 1067, 91 предмет). В ней представлены предметы мужской и женской одежды, без возрастной дифференциации. С. Сергелю удалось собрать два полных костюма - мужской и женский праздничный костюм, который, по его словам, уже тогда вышел из употребления. При сборе материала по культуре коми Сергей Сергель уделял большое внимание особенностям жилых и хозяйственных построек. Свои наблюдения он изложил в рукописном труде "Описание зырянских построек в Помоздинской волости Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии"[17]. Рукопись была им сдана в ЭО РМ для публикации. Однако в силу различных причин музею не удалось её напечатать. Сейчас она хранится в Архиве РЭМ. В своём труде Сергель предпринял попытку классифицировать постройки верхневычегодских коми, отличавшихся большим разнообразием и обилием типов. Он выделил две основные категории построек - временные и постоянные. К последней группе относятся не только деревенские дома и прочие сооружения, но и те постройки, в которых обитают лишь определённую часть года. Все постройки были им тщательно описаны. Модели этих строений были переданы в собрание музея (колл. № 983, 9 предметов). Зафиксированы следующие сооружения: кола - конусообразный шалаш лесорубов (временная постройка), чом - временное жилище на сенокосах, щамья - амбары для хранения припасов там же, вoр-керка - охотничья избушка и стоящие рядом с ней житники - небольшие амбарчики, а также пывсан - банька. Большое внимание в своей рукописи Сергель уделил описанию керки - постоянного деревенского жилища коми (с приложением чертежей). В своих полевых исследованиях Сергей Сергель не ограничился сбором только вещевого материала. Он занимался тщательной фотофиксацией наблюдаемых явлений традиционной культуры и сделал более 200 уникальных фотографий (колл. №№ 984, 1056). Все они тщательно аннотированы. Сюжеты на фотографиях соответствуют тематическому содержанию вещевых коллекций и записям наблюдений исследователя. Коллекция № 984 (156 фотографий) содержит фотографии, запечатлевшие виды деревень, планировку и конструкцию крестьянских дворов, жилья и прочих постоянных и временных построек, виды внутреннего убранства избы. В эту же коллекцию включены фотоснимки, фиксирующие явления традиционной хозяйственной деятельности коми: подсечное земледелие (сжигание леса под пашню, корчевание, сев, жатва), рыболовство (загороди на реках, сушка сетей), сенокошение (виды построек на сенокосе, косьба, точение кос, собирание сена, переноска копен, кладка стога). Интересны фотографии типов зырян различного возраста, мужчин, женщин, детей и сцен их жизни, например, варка обеда в сенокосном становище, отдых в поле, женщина у колодца, мальчик-нянька. Коллекция № 1056 состоит из 50 фотоснимков, фиксирующих антропологические типы народа коми. Несомненно, что С.И. Сергель, даже не будучи профессиональным этнографом, вписал ярчайшие страницы в историю Российского этнографического музея и отечественной этнографии в целом. Во время экспедиции он проявил себя как отважный путешественник, незаурядный исследователь, талантливый писатель. Материалы, собранные С.И. Сергелем, во многом уникальны, поскольку в них зафиксирован пласт в то время уходящей, а в наше время уже ушедшей культуры коми. Его собрание охватывает широкий спектр этнографических тем, давая представительную характеристику традиционной культуры верхневычегодских коми. Коллекции С.И. Сергеля заложили фундамент коллекционного собрания РЭМ по коми, послужили основой для дальнейшего выделения и изучения локальных вариантов культуры данного этноса. Коллекции С.И. Сергеля нашли широкое применение в музейной практике. В РЭМ экспонаты и фотографии из его экспедиционных сборов включены в экспозицию "Народы Поволжья и Приуралья. Середина XIX - начало ХХ в.", созданную в 1977 г. Фотографии, сделанные им на высоком профессиональном уровне, являются ценнейшими этнографическими источниками, приобретающими в наши дни ещё и значение историко-художественных памятников своей эпохи, выразивших национальный дух коми народа. Не случайно эти фотографии широко используются и в музейных экспозициях и в различных публикациях, посвящённых этнографии коми[18]. Своей талантливой книгой "В зырянском крае" С.И. Сергель продолжил традиции российской краеведческой литературы XIX - XХ вв., главным героем которой был народ. Когда Сергей Сергель вернулся в Петербург из путешествия,
сделавшего его исследователем-этнографом, ему было 23 года. Если бы даже его
вклад в этнографическую науку и музейное дело ограничился бы только результатами
экспедиции на территорию верхневычегодских коми, то и в этом случае он вошёл
бы в историю этнографических исследований как один из наиболее интересных
исследователей традиционной культуры коми. А впереди ещё было уникальное путешествие
к норвежским саамам, продолжавшееся почти год и давшее бесценный материал
для научных исследований[19]. К сожалению, в начале 1930-х гг. обрывается
цепь немногочисленных известных нам фактов его биографии, что делает вероятным
предположение о том, что в эти годы С.И. Сергель, как и многие другие представители
научной интеллигенции, был репрессирован. Дальнейшее исследование личности
С.И. Сергеля, возможно, позволит воссоздать более полную картину его жизни.
[1] Каталог-указатель этнографических коллекций. Народы Среднего Поволжья и Приуралья. Ч. 1. Финно-угорские народы. Составители Л.Л. Добрачева, А.Ю. Заднепровская, Е.Н. Котова. Л., 1990. С. 11. [2] Народы Поволжья и Приуралья. С. 55-56; Памятники Отечества. Земля коми", № 36, 1996. С. 87-97. [3] Гуревич А.Я. Предисловие к сб. "Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры." М., 1990. С. 3-4. [4] Архив РЭМ, ф. 1, оп. 2, д. 566. [5] ЦГИА СПб, ф. 14, оп. 3, д. 57391. [6] Архив РЭМ, ф. 1, оп. 2, д. 566, л. 4-4 об. [7] Сергель С.И. В зырянском крае. М., Л., 1928; Он же. Год кочёвки с лопарями. М., 1927; Он же. На золотых приисках. Очерки приисковой жизни. М.-Л., 1927. [8] Архив РЭМ, ф. 1, оп. 2, д. 566, л. 4-4 об. [9] Программа для собирания этнографических предметов. СПб., 1904. 3-е изд. [10] Архив РЭМ, ф. 1, оп. 2, д. 566, л. 5. [11] Сергель С.И. В зырянском крае. М., Л., 1928. 79 с. [12] Сергель С.И. Ук. соч. С. 9. [13] Конаков Н.Д. История изучения традиционной культуры народа коми // Традиционная культура народа коми. Сыктывкар, 1994. С. 9-23. [14] Географические названия и местная терминология даются в написании С.И. Сергеля. [15] Сергель С.И. Ук. соч. С. 42. [16] Сергель С.И. Ук. соч. С. 43-59. [17] Архив РЭМ, ф. 1, оп. 2, д. 567. 110 л. [18] В Альманахе ВООПИК "Памятники Отечества. Земля коми", № 36, 1996, фотографиями С.И. Сергеля без указания авторства проиллюстрирована публикация дневника В.Н. Латкина, во время путешествия на Печору в 1840 и 1843 гг. (с. 87-97). [19] Kuropjatnik, M. Sergei Sergel and his visit to Finnmark, Norway//Acta Borealia. 1996. 13 (2): 125-134. |
|
||||||||
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты |