П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Республика Коми
Республика Коми



регионы

публикации

Опросники :: Семейная обрядность

Обряд крещения коми старообрядцев-беспоповцев

Чувьюров А.А.

(При составлении программы были использованы полевые материалы научного сотрудника сектора фольклора и этнографии ИЯЛИ КНЦ УРО РАН Шарапова В.Э., программа Т.А. Листовой: "Программа сбора материала по обычаям и обрядам, связанным с рождением ребёнка // русские: семейный и общественный быт. М. 1989. С.292-307).

  1. Чем объясняется необходимость обряда крещения (очищение от первородного греха, у некрещённого нет ангела хранителя и т.д.)?
  2. Считался ли новорождённый нечистым, в течение какого времени и почему?
  3. Отношение к некрещённому ребёнку. Почему старались быстрее окрестить? Что говорили о ребёнке, умершем неокрещённым? (души умерших без крещения детей обращаются в птиц; души летают, просят имени; некрещённые дети пребывают в раю, но слепые, будут ползать и собирать плоды с райских деревьев...)
  4. Можно ли напоминать неокрещённого ребёнка?
  5. Как называют ребёнка до крещения? Нет ли обычая называть всех неокрещённых мальчиков Иванами, а девочек - Марьями?
  6. Какие имена наиболее распространены в данной местности? Почему?
  7. Как выбирали имя(по святцам, по желанию родителей, по какому-нибудь родственнику (старались ли при этом выбирать называть только именами умерших родственников) и т. Как относились к появлению в одной семье детей с одинаковыми именами (в случае, если имена давались по святцам)?
  8. На который день совершался обряд крещения (на 3, 8 день и т.д.) и почему ("Исус Христос на восьмой день был крещён и т.д.)
  9. Бытовала ли практика крещения только во взрослом возрасте и чем это объясняли ("окрещённые во младенчестве уходят в мир, растаптывают веру под ногами", "Господь тридцать лет принял эту (старую - А.Ч.) веру" и др.) И существовали ли в этом положении крещение детей в исключительных случаях ("В случае болезни с угрозой смерти", или по усиленному настоянию родителей, когда оба оба (отец и мать) неукоснительно придерживались старообрядческой традиции).
  10. Кто мог совершать крещение: наставник (и как его называли мужчин - отче, женщин - сестрица), "Пыртысь", "юровэй", "молитчысь боб") или обычные прихожане (какие при этом предъявлялись требования: знание богослужебной литературы, благочестивый образ жизни и т.д.).
  11. Обязательно ли, чтобы лицо совершившее крещение был вдовцом (вдовой) и какой срок вдовства считалочь для этого необходимым (год, семь лет, 30 лет) и чем это объясняли ("живущие в супружестве грешат, нечисти" и др.).
  12. Чем руководствовались при совершении обряда крещения: устной традицией (устный пересказ обряда крещения, совершаемый в прошлом кем-то из известных наставников (Ф.И.О., место жительства. У кого обучался. Грамотность. Знание старообрядческой книжной грамоты) или требником (сущствует ли требник у того, кто проводит крещение. Где издан, в каком году и от кого получен требник (прежний владелец книги), или же это выписки из требника (в этом случае кем выписывались, из какого требника и т.д.).
  13. Если в данной местности не было наставника, мог ли совершить по нужде (если в селе находился тяжело больной и была опасность скоропостижной его смерти) любой окрещённый в старую веру. Чем мотивировали в этом случае совершение крещения ("Малограмотная, грех на душу возьму", "благочестивый образ жизни" ("сама грешная")). Порицалось ли нежелание совершить по нужде крещение и что в этом случае говорили ("Грех этой души (которую отказываются крестить) будет наложен на "отказника" и др.).
  14. Были ли в этой местности случаи самокрещения, в каких случаях (отсутствие верных в ближайшей местности и угроза смерти) и как проводилось крещение (окрещаемый прочитав "Начало" самостоятельно входил в водоём и трижды погружался в воду (Другие варианты)). Как называли таких (самокресты...) и не совершалось ли над ними повторное крещение?
  15. Совершалось ли перекрещивание при переходе из одного согласия в другой (от поморцев к странникам и наоборот), из православия в старообрядчество и чем это объясняли ("Крещение в никонионской церкви не есть крещение, а паче осквернение"). Не обзывали ли православных "обливанцами" из-за принятого в новообрядческой церкви обычая крестить обливанием?
  16. Где совершалось крещение (в семье, где жзили странники, в молитвенном доме, доме наставника, в доме, где жил окрещаемый и важно ли было, чтобы ысе проживающие в доме придерживались старой веры)?
  17. В какое время суток проводилось крещение (утро, до полудня, вечер) и чем объясняли ("старались рано утром или вечером, чтобы скрытно от властей" и др.).
  18. Кто кроме крёстных присутствовал при крещении (родственники, близкие друзья и т.д.)?
  19. Сущестовал ли специальный обряд приготовления избы к крещению (освящение кадилом икон, четырёх углов дома, хождение дома можжевельником (другие варианты))?
  20. Кого предпочитали приглашать в крёстные - родственников (с материнской стороны или с отцовской), соседей, друзей? Можно ли было приглашать в крёстные вдов, вдовцов, бездетных, несчастливых в браке, беременных женщин, женщин в период месячных очищений? Предпосители ли брать богатых, уважаемых и почему?
  21. Каков предпочтительный возраст крёстных? Имело ли значение соответствие возраста крёстных и родителей? Мог ли крестный быть моложе окрещаемого, чем это объясняли ("В потребнике не написано, чтобы крёстный был сташе окрещаемого").
  22. В случае, если дети в семье не жили, кого брали в крёстные?
  23. Был ли специальный обряд приглашения в крёстные? Обращались ли за разрешением к родителям будущих крёстных, если последние были молодыми?
  24. Кто выбирал крёстных: наставник, родители окрещиваемого и чем при этом руководствовались ("Крёстный должен иметь духовный опыт, чтобы наставлять окрещённого (наставник)", "чтобы обновить родство" (родители))?
  25. Приглашали ли тех же крёстных быть восприемниками следующих детей? Считались ли предпочтительным приглашать к каждому ребёнку других крёстных? Чем это объяснялось?
  26. Не было ли поверья, что быть восприемником незаконных детей приносит счастье?
  27. Различалось ли количество крёстных для мальчика и девочки (для мальчиков - крёстный, крёстная, для девочки - крёстная)? Допускалось ли наличие одного крёстного для мальчика и девочки, соответственно полу окрещаемого? И чем объяснялось наличие только одного крёстного? Могли ли быть восприемниками заочно?
  28. Охотно ли шли в крёстные? Учитывали ли молодые при этом возможность посвататься в эту семью или вступать в брак с той (с тем), с кем стоял "под крестом"?
  29. Приметы, связанные с выбором пола первого крестника (можно ли было девушке крестить первую девочку, если нет, то почечему? и т.д.).
  30. Что несли крестные (хлеб, полотно, ситец, рубашку, полотенце для крещения (синдон, крестик)? Готовила ли сама крестная рубашку (из какого полотна, какого типа)?
  31. Купали ли ребёнка перед крещением?
  32. Как проводится крешение: обливанием или полным погружением?
  33. В какой ёмкости совершалось крещение и как она называлась (деревянная бочка (размеры, из какого дерева (купель, кадка, контук, шомÖс)), металлическая ванна (лÖкань, большой таз, медный котёл (пÖрт)? Использовались ли эти ёмкости в быту или они употреблялись только для крещения?
  34. Какие молитвы читались перед крещением (Начало, символ веры, отрицание от сатаны, обещание Христу и др.) и как относились к тому, если упускались какие-либо части молитвенного канона обряда крещения (например: упущение в крещении "отрицания" в некоторых локальных группах называется "джын вера").
  35. Где устанавливалась купель (в устье печки ("Чтобы вода была потеплей"), перед образами?
  36. На что устанавливали купель (табуретка, стол, на пол)?
  37. Откуда брали воду (из колодца, из проруби, из реки (указать, как набирали (воду зачёрпывали против течения (варианты))? Кто носил воду: окрещиваемый (если взрослый), родители, крёстные?
  38. Сколько свечей устанавливали по бокам купели и чем объясняли (четыре - четыре стороны света, шесть - шесть концов креста, количество икон в доме (записать какие-то другие варианты). Строго ли соблюдалась традиция установления свечей?
  39. Чем и как производится освещение купели (крестообразно совершается хождение кадилом (между свечей), ковшиком или жестяной банкой. Для хождения используется ладан, смола ели, можжевельник, огарками свечей (записать другие варианты))? Освящали ли воду иконой "Честного" креста?
  40. Совершается ли хождение синдона (полотенца), крестика, пояса?
  41. Из какого материала изготовляли поле (скрученная лбняная нить (варианты)?
  42. Как проводится крещение (одной рукой наставник закрывает рот и нос, от залития воды, другую кладёт на голову и читая крестильную молитву трижды окунают головой в воду (варианты: одной рукой закрывается рот и нос, другой держат за ноги и читая молитвы трижды погружают в таз и др. (Записать подробно)?
  43. Как называют местные старообрядцы крещение (купайтны, креститны, пыртны (варианты)?
  44. Остригали ли волосы ребёнку на затылке после крещения и что делали остриженными волосами (закатывали в воск и бросали в купели)?
  45. Какие действия происходят после крещения (крестная принимает ребёнка на покрытые полотенцем руи, одевает крест, нательный пояс, рубашку (при этом наставник читает: "Одевается раб Божий, имя рек, одеянием веселия, и возрадования, во имя Отца и Сына и Святого Духа Аминь)? При одевании верхней одежды поют: "Да возрадуется душа моя о Господе...).
  46. Различаются ли по форме мужской и женский нательные крестики (мжской -четырёхконечный, на нём вырезок или выгравировок восьмиконечный), женский округлой формы с восьмиконечным крестом. На обратной стороне началло молитвы "Да воскреснет Бог..."
  47. Где приобретались нательные кресты (в старообрядческих храмах Москвы, изготовлялись местными мастерами (указать их фамилии, способы литья)?
  48. Существовали ли какие-то отличия при крещении больных (при погружении в воду использовалось полотенце, которым опоясывали больного)?
  49. Где совершалось крещение летом (в сточных водоёмах (реках,озёрах, заливах, курьях))? Сооружали ли специальные загородки (купель) для крещения в воде (в дно вбивали ивовые колья по четырёхугольному периметру, на которую натягивали новые сети и как назывались?
  50. Чем тличалась процедура обряда крещения в различных локальных группах? Варианты: опускали на полотенцах окрещаемого) или с берега со специальных подмостков или же к приставленному к берегу лодки)? Чем объясняли необходимость крещения со специальных сооружений (в воду, как и в купель наставнику входить нельзя).
  51. Омывал ли наставник руки после крещения и чем объясняли (крещённый нечист и "пеж", "cос").?
  52. Можно ли было на следующий день после крещения купаться или мыться в бане? Существовал ли 8-дневный запрет омывать тело (за исключением срамных мест) и чем это объясняли (нельзя смывать святость)?
  53. Что дарили наставнику (полотенце, нижнюю рубашку (наставнице), платок)? Можно ли было дарить деньги?
  54. Когда устраивали крестильный обед?
  55. Кого приглашали туда? (Только крёстных бабку, молодёжь, детей, соседей, родственников (с чьей стороны), родных крёстных, женщин, посещавших роженицу)
  56. Кто приглашал, формулы приглашения, звали ли "на кашу"?
  57. Должны ли были приглашённые что-либо приносить? Обязательность некоторых приносимых предметов (например, тесть приносит живого петуха, женщины приносят "махотки" или лепёшки и т.д.)
  58. Кто готовил еду, приглашали ли для готовки бабу-повитуху?
  59. Особенности сервировки стола для крестильного обеда. Покрывали ли скатертью? Должны ли были быть ложки красного цвета? Ставился ли на стол до подачи блюд определённый набор предметов (соль, хлеб, нож, красные ложки)?
  60. Кто подавал еду на стол? Кто распоряжался всем обедом (повитуха, большуха, хозяин)? Совершал ил хозяин какой-либо обряд с хлебом в начале обеда? Порядок угощения вином.
  61. Распределение мест за столом на крестильном обеде. Садились ли члены семьи за стол? Молились ли все перед обедом, зажигали ли свечку у иконы?
  62. Что готовили, были ли обязательные блюда?
  63. Обряды с кашей ("бабина каша")
    а) назывался ли обед на крестинах "кашей"?
    б) подавалась ли каша, в какое время обеда? Кто готовил - роженица, повитуха, крёстные? Ставилось ли одновременно несколько каш? Подавалась ли отдельно "общая каша"в красной чашке, а "бабкина каша" - в глиняном горшке?
    в) какими обрядами сопровождалась подача каши, кто их совершал - бабка, крёстные, все присутствующие? (например, покрывала ли повитуха голову скатертью, накрывались ли крёстные вместе с ручником, приносили ли для этого обряда ребёнка, что приговаривала повитуха. Повторяли ли за ней приговоры крёстный с крёстной и т.п.?)
    г) разбивали ли горшок, в которм подавалась каша? Кто разбивал (повитуха, крёстный)? Какими обрядами и приговорами это сопровождалось?
    д) собирали ли на кашу деньги, кому они шли? В какой форме собирали деньги (например, выкупали ли ложку, подкладывали их под пирог, положенный поверх горшка с кашей; клали деньги на дно стакана, выпив водку)? Традиционные названия этих денег (младенцу на зубок, бабке на зубок, бабке на кашу, роженице на кашу)? Что приговаривали, когда ели кашу?
  64. Кормили ли отца ребёнка испорченной едой, как это объясняли, кто подавал еду? Какин действия при этом он должен был производить?
  65. Подавался ли в конце обеда ржаной пирог - "бабкин зуб"? Раздавала ли повитуха его по дороге всем встречным (возвращаясь с крестин), что говорила при этом?
  66. Делали ли крёстные взаимные подарки во время обеда? Сопровождалось ли это поцелуями? Имел ли обряд между крёстным и крёстной особое название? "Кумились" ли крёстные, которые раньше уже были крёстными?
  67. Делается ли подарок повитухе от роженицы, какими обрядами сопровождался?
  68. Уходили ли крёстные с крестильного обряда последними? Оставляли ли при этом новорождённому подарки (деньгт, баранки, ситец, на который принмали ребёнка на купели)? Как это делалось? Совершал ли кум обряд с караваем (или хлебом) для обмена подарками с родительницей? Вставала ли она при этом?
  69. Устраивался ли "кумов обед"на крестинах для одних крёстных до приглашения в дом остальных гостей? Кто и чем угощал, подавалась ли каша, курица, обязательность этих блюд, какие и как произносились пожелания?
  70. Устраивались ли после крестильного обеда "отдарки" для одних крёстных? Подавалось ли при этом угощение и какое? Обменивались ли при этом крёстный и крёстная подарками? Какими? Имело ли даримое крёстному полотенце обязательно красные концы?
  71. Присутствовали ли дети в дме во время застолья взрослых? Где они находились? Подавалось ли им угощение? Что именно (каши, блины)? Угощали ли на крестинах детей отдельно после ухода взрослых гостей? Кто это делал? Что приговаривали при этом? Какого возраста дети? Сущестовало ли половое разделение (к младенцу мальчику - мальчиков, к девочке - девочек)? Полагалось ли при этом девочкам ловить во дворе курицу (мальчикам - петуха)? Подавалась ли эта птица на стол? Каким способом? Участовали ли в этом обряде крёстный с крёстной?
  72. Отношения родителей с крёстными. Ходили ли к ним в гости, по каким дням? На какие семейные праздники приглашали крёстных? Как относились к ссорам с крёстными? Существовала ли взаимная поддержка крёстных?
  73. Отношения восприемников (крёстных) с крестниками. Считалось ли, что восприемники перед богом отвечают за крестного сына или дочь? Обязаны ли были крестники почитать крёстного отца и мать также, как и родных ("У каждого человека три матери: родная, крёстная и мать - сырая земля")?
  74. Ходили ли крестники (крестницы) со своими родителями в "прощеные дни" масленицы к крёстным "прощаться" (взаимно просить прощения)?
  75. Отношения восприемников (крёстного и крёстной) между собой. Мог ли крёстный при Крёстной говорить сальности, "поиграть" с ней?
  76. Считались ли родственниками: восприемники между собой, крёстные по отношению к родителя новорождённого?
  77. Брачные запреты между крёстными. Переходили ли они на детей? До какого колена? Возможность половых связей между крёстными.
  78. Принимала ли крёстная мать участие в семейном совете при выборе невесты крестнику? Ходила ли сватать невесту крестнику (вместе с другой женциной)?
  79. Роль крёстных на свадьбе. Обязательность приглашения. Закреплён ли какой-нибудь свадебный чин за крёстными, как поступали в случае отсутствия крёстных? Каковы обязанности крёстных - заправлять свадьбой, держать венцы, везти приданое и т.д.? Благословляли ли крёстные (или один из крёстных, кто именно, в какое время свадьбы) жених или невесту? Как это происходило? Где крёстные сидели на свадьбе? Делались ли им подарки?
  80. Подвергалась ли крёстная каким-либо позорящим действиям в случае нецеломудрия её крестницы? (Например, на неё одевали хомут).
  81. Совершался ли на свадьбе крёстными жениха обряд с караваем (или какая-либо часть обряда)? Какие действия совершал каждый из крёстных Должна ли была крёстная при этом сидеть на печи?
  82. Роль крёстных на свадьбе крестников сирот. Заменяли ли они родителей? Ездила ли невеста в сопровождении крёстного или крёстной на могилы родителей?
  83. Роль крёстных на проводах в армию. Благославляли ли новобранца крёстные вместе с родителями и как?
  84. Не сущестовало ли верование о том, что связь между восприемниками и крестниками продолжалась и на том свете? (Например, крестники защищают от нападения чертей своих крестных).

новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты