П О Л Е В Ы Е    Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е    И С С Л Е Д О В А Н И Я  
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии Сайт размещен
при поддержке компании
ТелеРосс-Коми
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты  
карты

Карта: Республика Коми
Республика Коми



регионы

публикации

Опросники :: Семейная обрядность

Краткая программа для собирания сведений о быте зырян. Яренск, 1918.

Сорокин П.А. (1889 -1968)

Была напечатана отдельной брошюрой в 1918 году в г. Яренск (ныне село в Архангельской области).

 1. Зырянское название селения. Названия ближайших речек, ручьев, лесов, боров и т.д.

 2. Какие легенды, рассказы и т.д. сохранились о первых основателях поселка, а также, не связывается ли какое-нибудь предание с каким-либо местом и его названием?(Записать буквально).

 3. Как называется по-местному деревня, село, улица, конец и т.д. (чит, грезд, пом, сикт).

 4. Не сохранилось ли каких-нибудь преданий относительно "чуди", а если есть, то какие?

В н е ш н и й б ы т

 5. Нет ли старых изб (дымовых и курных) - желательно подробное описание и также названия различных частей изб (инь-пов, пачь-дор, серт).

 6. Желательны снимки или рисунки и описания предметов домашнего быта, а также земледельческих и охотничьих орудий.

 7. Как называются отдельные части костюма?

 8. Не были ли случайно найдены где-нибудь какие-нибудь предметы "чудские"?

 9. Какими промыслами, кроме земледелия, занимается население?

 10. Сколько общих сенокосных и сколько пахотных земель входит в данную волость?

 11. Как переделяются земли: наделы (даются по едокам, или по душам? Одинаковая ли часть души приходится на едока мужчину и женщину, на взрослого и малого)?

 12. Как происходили переделы раньше? (все это можно узнать в волостных управах).

С е м е й н ы е и о б щ е с т в е н н ы е о т н о ш е н и я

 13. Как называют зыряне: народ, мир, племя, род (ас-котыр, род-вуж и т.д.).

 14. Как понимаете выражение: род-вуж? Включаются ли сюда только кровные родственники или же духовная родня (крестный - вежай, крестная - вежань и т.д.).

 15. Достаточно ли понимается различие кровного и духовного родства.

 16. Нет ли селений, состоящих из потомков одного предка и не запрещается ли брать невесту из своего поселка?

 17. Какие прозвища существуют у семейств и лиц и почему они даны?

 18. Не запрещаются ли браки между однофамильцами? Различается ли родство по мужской и женской линии и не придается ли одному из них большее значение?

 19. Как называются: отец, мать, дед, бабушка, сын, дочь, дядя по отцу, тетка по отцу, старший и младший брат, племянник, двоюродный брат и двоюродная сестра, внук, внучка, старшая и младшая сестра, племянница, приемыш, пасынок и падчерица, отчим и мачеха?

 20. Как называются: тесть, теща, брат жены (старший и младший), старшая сестра жены, ее муж и дети (также и младшая сестра жены), свекор, свекровь, деверь, шурин, их жены и дети старших и младших золовок, их мужья и дети.

 21. Нет ли снохачества или не сохранилось ли преданий, что брат мог жениться на сестре, или в старину женили мальчика лет 8-12 на взрослой девице?

 22. Нет ли предания или обычая, или песен, где говорилось бы, что овдовевшая жена выходит замуж за его брата?

 23. Нет ли в данной местности брака путем купли или умыкания? (Записать подробно)

 24. Как совершается свадьба? Желательна самая подробная запись всего ритуала.

 25. Кто во время свадьбы и венчания играет главную роль (тысяцкий? вежань? вежай?) в обрядах; и не заметно ли, что мать играет большую роль, чем отец.

 26. Не сажает ли невеста на колени братьев, сестер?

 27. Нет ли обычая пускать жениха и невесту на постель со стороны мужской родни, когда поведут спать?

 28. Нет ли посиделок или койташей? и не оканчиваются ли они половым сближением или просто укладыванием спать парочками?

 29. Рано ли девушки заводят "дружков" и как смотрит на это население?

 30. Как велико число незаконнорожденных?

 31. Как относятся к девушке, родившей до брака и берут ли ее замуж и не считают ли ее детей детьми отца? Чью фамилию они получают?

 32. Нет ли вообще преданий, говорящих о свободе половых отношений в древности, о многоженстве?

 33. Как называется зять, принятый в дом и не принимает ли он фамилию тестя?

 34. Нет ли преданий, позволяющих после смерти жены жениться на ее сестре?

 35. Какие игры и игрища существуют среди местного населения? Как они называются и какие песни поются?

 36. Нет ли особых мест для игры (название), нет ли игр, в которых участие принимают одни взрослые?

 37. Нет ли игр, в которых принимают участие девушки, вышедшие замуж в данном году? (Записать подробно ритуал всех игр).

 39. Вообще в свадебных обрядах и песнях желательна самая подробная запись всех обычаев, даже самых мельчайших.

В е р о в а н и я и к у л ь т 

 39. Записать подробно весь ритуал похорон, начиная с болезни и кончая поминками, в 3-й, 6-й, 9-й и 40-й день.

 40. Не ставят ли при смерти чашку с водой, полотенце и не отворяют ли окна?

 41. Не чертят или не делают ли в гробу окон, и что кладут в гроб?

 42. Как и из чего делается гроб, могила, насыпь над могилой?

 43. Как прощаются с покойником и что говорят при этом и не приносят ли соседи чего-нибудь съестного?

 44. Не бросают ли в могилу денег или еще чего-нибудь?

 45. Не носят ли на могилу в семик: шаньги, пиво, яйца и пр.?

 46. Где устраивали в старину кладбища?

 47. Как смотрят на загробную жизнь?

 48. Не приглашают ли умерших при еде (вошьины) или не оставляют ли им кусочек несжатого хлеба?

 49. Не приписывают ли каких-нибудь несчастий умершим?

 50. Как хоронят или хоронили по преданию колдунов (тодысь, тщыкодчись).

 51. Что такое "лов" (записать рассказы)?

 52. Что такое "олыся", орт?

 53. При переходе в новый дом, не зовут ли его (олыся) с собой?

 54. Какие рассказы ходят про "васа", "ворса", "ела", "ошка-мошка", "рыньшса", "пывсяна". Не боится ли вообще население ходить ночью: в баню, овин, купаться, в лес и т.д.

 55. Нет ли рассказов или особых легенд о "Ене", и "Омоле", Еме и Куле?

 56. Что такое "щыкодом" и "шева", как портят, кто портит, какие заговоры и пр.? Что такое "вожмалом" (и не лечат ли от него вспрыскиванием водой или еще иначе)?

 57. Какие рассказы ходят про подмен "вежом" (отсюда ругательство "вежом-кага") и нет ли в селе кого-нибудь, кого считают подмененным?

 58. Как и кто подменяет?

 59. Не оборачиваются ли колдуны в сороку, в ворону и т.д.?

 60. Какими являются умершие в снах?

 61. Нет ли особых животных и растений, пользующихся особенным почетом (береза)?

 62. Не пользуется ли таковым медведь, пред его убийством не просят ли у него извинения и какие обряды совершаются (ям сибодом, "абу" - говорить).

 63. Нет ли каких-нибудь верований, легенд, песен, говорящих, что предки данного семейства или деревни и какого-нибудь животного или растения были одни и те же? Не считает ли какая-нибудь семья какого-нибудь животного или растение за своего покровителя? Не запрещается ли какого-нибудь животного или растение убивать или употреблять в пищу?

 64. Какие предания существуют о "Войте", "Шуа", "кикиморе", о богатырях, "туппырях", "яг-морте", "сроке", "патраке", "ыбе", - коте и др.?

 65. Какие зырянские песни поются, какие имеются легенды и сказки (записать подробно)?

 66. Нет ли песен, посвященных солнцу, грому, молнии и т.д.

 67. Как население смотрит на гром, молнию, вихрь (Кузь-Иван), летаргию, судороги, истерику и пр.

 68. Чем оно объясняет болезни?

 Такое главное; но так как здесь в вопросах схвачено лишь очень немногое, то желательно вообще подробное описание всей жизни, всех обычаев, обрядов и верований. Все обычаи, рассказы и т.д., несмотря на кажущуюся неважность, желательно иметь написанными подробно и дословно.


новости
- 22 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Внутренние границы культуры».

- 12 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) ««Центры» и «периферии» фин(лянд)ского семиозиса».

- 6 сентября 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Иконические» символы традиций в этнорелигиозных контактах русского и прибалтийско-финского населения Карелии».

- 25 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво и А.А. Сурво (Хельсинки) «Истоки «племенной идеи» великофинляндского проекта».

- 20 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Карельский стиль».

- 18 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Традиции Карелии в иконической реальности Финляндии».

- 10 августа 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Текстильная тема в обрядовой практике (по материалам Карелии)».

- 15 июля 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «Девка прядет, а Бог ей нитку дает».

- 12 июня 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) ««Мать-и-мачеха» женской магии».

- 26 мая 2011 г.
Статья В.В. Сурво (Хельсинки) «О некоторых локальных особенностях вышивки русского населения Олонецкой губернии».

- 19 января 2010 г.
Статья Ю.П. Шабаева «Русский Север: поиск идентичностей и кризис понимания».


фотоархив
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты