П О Л Е В Ы Е Ф И Н Н О - У Г О Р С К И Е И С С Л Е Д О В А Н И Я | ||||||||||
Создано при поддержке Финно-Угорского Общества Финляндии | Сайт размещен при поддержке компании ТелеРосс-Коми |
|||||||||
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты | ||||||||||
|
Опросники :: Семейная обрядность Краткая программа для собирания сведений о быте зырян. Яренск, 1918.Сорокин П.А. (1889 -1968) Была напечатана отдельной брошюрой в 1918 году в г. Яренск (ныне село в Архангельской области). 1. Зырянское название селения. Названия ближайших речек, ручьев, лесов, боров и т.д. 2. Какие легенды, рассказы и т.д. сохранились о первых основателях поселка, а также, не связывается ли какое-нибудь предание с каким-либо местом и его названием?(Записать буквально). 3. Как называется по-местному деревня, село, улица, конец и т.д. (чит, грезд, пом, сикт). 4. Не сохранилось ли каких-нибудь преданий относительно "чуди", а если есть, то какие? В н е ш н и й б ы т 5. Нет ли старых изб (дымовых и курных) - желательно подробное описание и также названия различных частей изб (инь-пов, пачь-дор, серт). 6. Желательны снимки или рисунки и описания предметов домашнего быта, а также земледельческих и охотничьих орудий. 7. Как называются отдельные части костюма? 8. Не были ли случайно найдены где-нибудь какие-нибудь предметы "чудские"? 9. Какими промыслами, кроме земледелия, занимается население? 10. Сколько общих сенокосных и сколько пахотных земель входит в данную волость? 11. Как переделяются земли: наделы (даются по едокам, или по душам? Одинаковая ли часть души приходится на едока мужчину и женщину, на взрослого и малого)? 12. Как происходили переделы раньше? (все это можно узнать в волостных управах). С е м е й н ы е и о б щ е с т в е н н ы е о т н о ш е н и я 13. Как называют зыряне: народ, мир, племя, род (ас-котыр, род-вуж и т.д.). 14. Как понимаете выражение: род-вуж? Включаются ли сюда только кровные родственники или же духовная родня (крестный - вежай, крестная - вежань и т.д.). 15. Достаточно ли понимается различие кровного и духовного родства. 16. Нет ли селений, состоящих из потомков одного предка и не запрещается ли брать невесту из своего поселка? 17. Какие прозвища существуют у семейств и лиц и почему они даны? 18. Не запрещаются ли браки между однофамильцами? Различается ли родство по мужской и женской линии и не придается ли одному из них большее значение? 19. Как называются: отец, мать, дед, бабушка, сын, дочь, дядя по отцу, тетка по отцу, старший и младший брат, племянник, двоюродный брат и двоюродная сестра, внук, внучка, старшая и младшая сестра, племянница, приемыш, пасынок и падчерица, отчим и мачеха? 20. Как называются: тесть, теща, брат жены (старший и младший), старшая сестра жены, ее муж и дети (также и младшая сестра жены), свекор, свекровь, деверь, шурин, их жены и дети старших и младших золовок, их мужья и дети. 21. Нет ли снохачества или не сохранилось ли преданий, что брат мог жениться на сестре, или в старину женили мальчика лет 8-12 на взрослой девице? 22. Нет ли предания или обычая, или песен, где говорилось бы, что овдовевшая жена выходит замуж за его брата? 23. Нет ли в данной местности брака путем купли или умыкания? (Записать подробно) 24. Как совершается свадьба? Желательна самая подробная запись всего ритуала. 25. Кто во время свадьбы и венчания играет главную роль (тысяцкий? вежань? вежай?) в обрядах; и не заметно ли, что мать играет большую роль, чем отец. 26. Не сажает ли невеста на колени братьев, сестер? 27. Нет ли обычая пускать жениха и невесту на постель со стороны мужской родни, когда поведут спать? 28. Нет ли посиделок или койташей? и не оканчиваются ли они половым сближением или просто укладыванием спать парочками? 29. Рано ли девушки заводят "дружков" и как смотрит на это население? 30. Как велико число незаконнорожденных? 31. Как относятся к девушке, родившей до брака и берут ли ее замуж и не считают ли ее детей детьми отца? Чью фамилию они получают? 32. Нет ли вообще преданий, говорящих о свободе половых отношений в древности, о многоженстве? 33. Как называется зять, принятый в дом и не принимает ли он фамилию тестя? 34. Нет ли преданий, позволяющих после смерти жены жениться на ее сестре? 35. Какие игры и игрища существуют среди местного населения? Как они называются и какие песни поются? 36. Нет ли особых мест для игры (название), нет ли игр, в которых участие принимают одни взрослые? 37. Нет ли игр, в которых принимают участие девушки, вышедшие замуж в данном году? (Записать подробно ритуал всех игр). 39. Вообще в свадебных обрядах и песнях желательна самая подробная запись всех обычаев, даже самых мельчайших. В е р о в а н и я и к у л ь т 39. Записать подробно весь ритуал похорон, начиная с болезни и кончая поминками, в 3-й, 6-й, 9-й и 40-й день. 40. Не ставят ли при смерти чашку с водой, полотенце и не отворяют ли окна? 41. Не чертят или не делают ли в гробу окон, и что кладут в гроб? 42. Как и из чего делается гроб, могила, насыпь над могилой? 43. Как прощаются с покойником и что говорят при этом и не приносят ли соседи чего-нибудь съестного? 44. Не бросают ли в могилу денег или еще чего-нибудь? 45. Не носят ли на могилу в семик: шаньги, пиво, яйца и пр.? 46. Где устраивали в старину кладбища? 47. Как смотрят на загробную жизнь? 48. Не приглашают ли умерших при еде (вошьины) или не оставляют ли им кусочек несжатого хлеба? 49. Не приписывают ли каких-нибудь несчастий умершим? 50. Как хоронят или хоронили по преданию колдунов (тодысь, тщыкодчись). 51. Что такое "лов" (записать рассказы)? 52. Что такое "олыся", орт? 53. При переходе в новый дом, не зовут ли его (олыся) с собой? 54. Какие рассказы ходят про "васа", "ворса", "ела", "ошка-мошка", "рыньшса", "пывсяна". Не боится ли вообще население ходить ночью: в баню, овин, купаться, в лес и т.д. 55. Нет ли рассказов или особых легенд о "Ене", и "Омоле", Еме и Куле? 56. Что такое "щыкодом" и "шева", как портят, кто портит, какие заговоры и пр.? Что такое "вожмалом" (и не лечат ли от него вспрыскиванием водой или еще иначе)? 57. Какие рассказы ходят про подмен "вежом" (отсюда ругательство "вежом-кага") и нет ли в селе кого-нибудь, кого считают подмененным? 58. Как и кто подменяет? 59. Не оборачиваются ли колдуны в сороку, в ворону и т.д.? 60. Какими являются умершие в снах? 61. Нет ли особых животных и растений, пользующихся особенным почетом (береза)? 62. Не пользуется ли таковым медведь, пред его убийством не просят ли у него извинения и какие обряды совершаются (ям сибодом, "абу" - говорить). 63. Нет ли каких-нибудь верований, легенд, песен, говорящих, что предки данного семейства или деревни и какого-нибудь животного или растения были одни и те же? Не считает ли какая-нибудь семья какого-нибудь животного или растение за своего покровителя? Не запрещается ли какого-нибудь животного или растение убивать или употреблять в пищу? 64. Какие предания существуют о "Войте", "Шуа", "кикиморе", о богатырях, "туппырях", "яг-морте", "сроке", "патраке", "ыбе", - коте и др.? 65. Какие зырянские песни поются, какие имеются легенды и сказки (записать подробно)? 66. Нет ли песен, посвященных солнцу, грому, молнии и т.д. 67. Как население смотрит на гром, молнию, вихрь (Кузь-Иван), летаргию, судороги, истерику и пр. 68. Чем оно объясняет болезни? Такое главное; но так как здесь в вопросах схвачено лишь очень немногое, то желательно вообще подробное описание всей жизни, всех обычаев, обрядов и верований. Все обычаи, рассказы и т.д., несмотря на кажущуюся неважность, желательно иметь написанными подробно и дословно. |
|
||||||||
о проекте персоналии публикации архив опросники ссылки гранты |