Педöр Кирон |
От содержания русского духовного стиха в коми вариантах осталось только имя героя и некоторые общие песенные формулы (типа: призыва на битву), попадающих в ряд типологических форм песенной сюжетики историко-героического характера. Все известные записи песни о П.К. содержат вариации трёх песенных формульных тем: 1) призыв молодца на войну, 2) молодец идет на бой, 3) гибель воина, которые вряд ли когда-то составляли единый цикл. То, что в этих сюжетах встречается имя одного и того же героя, очевидно, объясняется тем, что в народном сознании имя христианского святого стало нарицательным и ассоциировалось вообще с образом воина. Бытование сюжета в местах расселения к.-з. старообрядческого населения и распространения местного религиозного течения "певцы добра" (скорее всего сложившегося под влиянием старообрядчества) закрепило в устной традиции имя христианского героя-воина Федора Тирона из русских духовных стихов, вместо безымянного воина из солдатских песен, сюжетную схему которых усвоили коми исполнители. Изначальный образ святого великомученника-воина обретает привычные для народного сознания черты песенного лирического героя. Условность образа достигается путем именования безымянного молодца из русских песенных сюжетов и внесения в образную систему сказочного колорита (коня Сивки-бурки, сцены уничтожения врагов вырванной с корнем березой, преодоления больших расстояний со сказочной быстротой и др.). Перед нами явление фольклорного "перевода", или перекодировки образа в связи с законами другой традиции. Вариации песенных формульных тем: вещий сон молодца, идущего на войну; молодец прощается с матерью; смерть молодца на чужбине от ран; наказ умирающего воина к доброму коню; весть о смерти молодца в родной семье, указывают, что эпический характер имеет, пожалуй, только одна тема (бой богатыря с врагами). Функционально важную роль в сюжете песни играет конь, сказочный персонаж, чудесный помощник героя из сюжетов волшебной сказки. Явление во сне П.К. птиц, приносящих весть о войне, запряженных в карету коней и образ непогоды (гром, молния, туча черная, ливень) создают мифологический контекст сюжета песни и функционально отражают состояние душевной тревоги. В этом отношении они традиционно восходят и лиро-эпическим жанрам фольклора, к рекрутским причитаниям. Фигура матери П.К. соответствует идеальному образу матери рекрута, которая не желает отпускать сына на войну, предчувствуя его гибель. На ритуальное поведение П.К. как рекрута указывает и его рассказ матери о вещем сне, и просьба о благословлении, и посещение церкви перед боем. Рекрут ("живой покойник") и известный песенный герой, молодец умирающий на чужбине, - два семантических плана в трактовке коми исполнителей далеки от образа христианского святого великомученика-воина Фёдора Тирона. Такая интерпретация героя русских духовных стихов оказалась ближе и понятнее фольклорному сознанию к.-з. исполнителей, существенно деформировала сюжетную основу известного духовного стиха и внесла новые элементы в его художественную систему. Лит.: Бессонов 1861, Веселовский 1879, Микушев 1973, Плесовский 1956. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |