ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Педöр Кирон


 

герой

От содержания русского духовного стиха в коми вариантах осталось только имя героя и некоторые общие песенные формулы (типа: призыва на битву), попадающих в ряд типологических форм песенной сюжетики историко-героического характера. Все известные записи песни о П.К. содержат вариации трёх песенных формульных тем: 1) призыв молодца на войну, 2) молодец идет на бой, 3) гибель воина, которые вряд ли когда-то составляли единый цикл. То, что в этих сюжетах встречается имя одного и того же героя, очевидно, объясняется тем, что в народном сознании имя христианского святого стало нарицательным и ассоциировалось вообще с образом воина. Бытование сюжета в местах расселения к.-з. старообрядческого населения и распространения местного религиозного течения "певцы добра" (скорее всего сложившегося под влиянием старообрядчества) закрепило в устной традиции имя христианского героя-воина Федора Тирона из русских духовных стихов, вместо безымянного воина из солдатских песен, сюжетную схему которых усвоили коми исполнители.

Изначальный образ святого великомученника-воина обретает привычные для народного сознания черты песенного лирического героя. Условность образа достигается путем именования безымянного молодца из русских песенных сюжетов и внесения в образную систему сказочного колорита (коня Сивки-бурки, сцены уничтожения врагов вырванной с корнем березой, преодоления больших расстояний со сказочной быстротой и др.). Перед нами явление фольклорного "перевода", или перекодировки образа в связи с законами другой традиции.

Вариации песенных формульных тем: вещий сон молодца, идущего на войну; молодец прощается с матерью; смерть молодца на чужбине от ран; наказ умирающего воина к доброму коню; весть о смерти молодца в родной семье, указывают, что эпический характер имеет, пожалуй, только одна тема (бой богатыря с врагами). Функционально важную роль в сюжете песни играет конь, сказочный персонаж, чудесный помощник героя из сюжетов волшебной сказки. Явление во сне П.К. птиц, приносящих весть о войне, запряженных в карету коней и образ непогоды (гром, молния, туча черная, ливень) создают мифологический контекст сюжета песни и функционально отражают состояние душевной тревоги. В этом отношении они традиционно восходят и лиро-эпическим жанрам фольклора, к рекрутским причитаниям. Фигура матери П.К. соответствует идеальному образу матери рекрута, которая не желает отпускать сына на войну, предчувствуя его гибель. На ритуальное поведение П.К. как рекрута указывает и его рассказ матери о вещем сне, и просьба о благословлении, и посещение церкви перед боем. Рекрут ("живой покойник") и известный песенный герой, молодец умирающий на чужбине, - два семантических плана в трактовке коми исполнителей далеки от образа христианского святого великомученика-воина Фёдора Тирона. Такая интерпретация героя русских духовных стихов оказалась ближе и понятнее фольклорному сознанию к.-з. исполнителей, существенно деформировала сюжетную основу известного духовного стиха и внесла новые элементы в его художественную систему.

Лит.: Бессонов 1861, Веселовский 1879, Микушев 1973, Плесовский 1956.

А.В. Власов

Вверх
       Паляйка
       Пам
       Паперек коль
       Параскева
       Паськöм
       Пасьтöм ур
       Пач
       Педöр Кирон
       Педöр Öлексан
       Пеж
       Пельтöм
       Пелысь
       Пемöсъяс
       Пера
       Перна
       Петук
       Петыр видз
       Петыр Епим
       Петыр лун
       Петыр Первой
       Пипу морт
       Плакун турун
       Плор-Лавра лун
       Пожöм
       Полюд
       Пон
       Потöсь
       Пöвсин
       Пöжалöм
       Пöкрöв
       Пöлöзнича
       Пöртöм
       Прокопей лун
       Протож
       Пу
       Пу святсi
       Пугачёв
       Пывсьöдчöм
       Пывсян
       Пывсянса
       Пыртöм

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.