Пу |
И у к.-з., и у к.-п. издавна вся жизнь была неразрывно связана с лесом. Вплоть до недавнего времени очень большое значение имели охота и собирательство, из П. делали всевозможные орудия труда и утварь,строили дома и хозяйственные постройки, а само оно признавалось сакрализированным объектом природы. На главных святилищах к.-з. и к.-п. стояли могучие берёзы, около которых справлялись различные языческие ритуалы, у них складывались жертвоприношения древним божествам. Ещё недавно около многих селений находились особо чтимые П. - могучие берёзы, сосны или ели, возле которых собирались в определённые календарные праздники. Эти три П. имели чётко выраженную мифологическую символику, связывающую их с космическим верхом или низом. В некоторых местах ещё в начале ХХ в. существовали священные рощи, которые сохранялись в полной неприкосновенности. Отдельным П. (вербе, ольхе, можжевельнику, рябине) приписывалась способность отгонять злых духов и быть защитой от колдунов. Жизнь человека идентифицировалась с жизнью П. Детям, объясняя их появление на свет, говорили, что они родились в дупле П. Характеризуя какого-либо человека, было принято сравнивать его с тем или иным П., например,: "Подобно свилеватому дереву сто лет проживёт". О смерти главы дома говорили: "Главное дерево свалилось". У к.-з. считалось, что если во время бури в лесу было повалено много П., то это предвещает войну. К.-п. верили, что перед войной хвойные П. "плачут" (из них капает смола), но увидеть это могли только сильные колдуны (тöдысь). Существовали строгие правила отбора П. для строительства дома, поскольку считалось, что даже одно неправильно выбранное, "несчастливое" П. могло навлечь беды на его обитателей. При изготовлении гроба-колоды его более широкую часть для груди и плеч покойника выдалбливали в комле ствола, чтобы облегчить душе умершего попадание в нижний мир. У к.-п., чтобы передать умершим угощение, его складывали в берестяную коробочку, относили на кладбище и вешали на ветвях растущих там П. В свою очередь, П. во многом отождествлялись с людьми. У ижемских и печорских к.-з. термин пи "сын" употреблялся и в отношении молодых П.: козпи "ёлочка", пожöмпи "сосенка", кыдзпи "берёзка" и т. д. Считалось, что П. понимают человеческую речь и оберегают сон людей, которые, устраиваясь под ними на ночлег, спрашивали на это разрешение. Верили, что П. обладают и способностью разговаривать между собой. Аналогичные представления существовали у обских угров, алтайских тюрков и др. Когда Стефан Пермский рубил священную берёзу, то, согласно народным преданиям, раздавались жалобные крики, и из надрубов обильно струилась кровь. Течёт кровь и из ас П. "своего дерева", когда его рубит нашедший владелец волшебного П., при этом оно разговаривает с ним. Подобная аниматизация дерева, уподобляющая его человеку, существовала у многих народов. Лит.: Алексеев 1980, Грибова 1975, она же 1980, Кулемзин 1984, Львова и др. 1989, Рочев 1984, Сахарова и др. 1976, Сидоров 1924, он же 1928, Смирнов 1891. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |