ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Пасьтöм ур


 

заколдованная белка

У к.-з. считалось, что П.у. - творения колдунов, которые запускали их в лес с целью навести порчу на охотников. Охотник, которому попадается П.у., обязательно должен ее убить, хотя она не представляет никакой промысловой ценности. Иначе у охотника "испортится рука", и он навсегда потеряет удачу в промысле. Обычным способом убить П.у. невозможно, для этого следует зарядить ружье хлебной пулей и выстрелить нагнувшись, назад между ног, не целясь. Добыв П.у. охотник заворачивал её в хвою и зарывал в землю. Полагали, что после этого порча переходила на пославшего П.у. колдуна. Существовал и более сложный магический ритуал наказания зловредного колдуна. Охотник брал убитую белку, шел с ней к человеку, которого подозревал в наслании порчи, и спрашивал, он или нет заколдовал эту белку. Если тот не признавался, но при уходе охотника с ним не прощался, вина тöдысь считалась доказанной. Охотник возвращался в лес, клал П.у. на пень и разрубал ее пополам. Затем он срубал три молодые ели, укладывал их макушками на юг, помещал на них разрубленную П.у. и разводил огонь. Пока тушка П.у. сгорала, охотник трижды заряжал ружье холостыми патронами и производил три выстрела, произнося при этом после каждого из них: "Кого стреляешь?" - "Виноватого человека". Считалось, что после этого тöдысь, наславший П.у., заболевал и через три дня умирал.

Реже считалось, что П.у. насылает вöрса (леший) в наказание за какую-либо провинность или из шалости. В такую белку охотник обычно расстреливал весь свой припас и возвращался без добычи. В П.у. могла превратиться и обычная белка, к которой охотник выказал непочтение или которую пожалел. Так, зафиксирована история с верхневычегодским охотником-колдуном, который, перед тем как выстрелить в белку, имел неосторожность сказать: "Конерэй, лыя вед дай усян" "Бедняжка, выстрелю ведь, и упадёшь". В результате чего охотник не только не смог добыть эту белку, но и надолго потерял удачу в промысле. Только после многих попыток магического очищения ему удалось вернуть былую охотничью сноровку.

Лит.: Сидоров 1928, Uotila 1989, ПМ ОУ.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Паляйка
       Пам
       Паперек коль
       Параскева
       Паськöм
       Пасьтöм ур
       Пач
       Педöр Кирон
       Педöр Öлексан
       Пеж
       Пельтöм
       Пелысь
       Пемöсъяс
       Пера
       Перна
       Петук
       Петыр видз
       Петыр Епим
       Петыр лун
       Петыр Первой
       Пипу морт
       Плакун турун
       Плор-Лавра лун
       Пожöм
       Полюд
       Пон
       Потöсь
       Пöвсин
       Пöжалöм
       Пöкрöв
       Пöлöзнича
       Пöртöм
       Прокопей лун
       Протож
       Пу
       Пу святсi
       Пугачёв
       Пывсьöдчöм
       Пывсян
       Пывсянса
       Пыртöм

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.