Пон |
| Собака является древнейшим животным, прирученным человеком. Отношение к ней у многих народов мира былодвойственным, в значительной мере сакрализированным. В традиционном мировоззрении к.-з. и к.-п. в основном доминировала положительная оценка П., обусловленная в первую очередь её высокими сторожевыми качествами и большой ролью в промысловой охоте. Хотя в малых жанрах фольклора и отмечаются такие негативные качества П. как жадность, злобность, определённая бытовая нечистоплотность, но и в них, в особенности у к.-з., гораздо чаще подчёркивается, что удача промысловика, а следовательно, и экономическое благополучие его семьи, зависят от П. В прошлом в промысловых районах стоимость хорошей охотничьей П. существенно превышала стоимость коровы. Согласно к.-з. мифу, П. была создана Еном для охраны ещё не завершённого его главного творения - первочеловека. П. не имела тогда шерсти и получила её от Омöля в награду за то, что позволила ему приблизиться к охраняемому ею человеку. Омöль осквернил творение Ена, обмазав человека своею слюной. По другому варианту этого мифа, П. охраняла маленького ребёнка первых людей, когда его родителей не было дома. Кожа у первых людей имела твёрдое роговое покрытие. Но однажды пришёл Омöль, и П., соблазнившись тёплой шерстью, позволила ему подойти к ребёнку и обмазать его своими слюнями и соплями. После этого внутренняя часть у людей стала наружной, а прежнее защитное покрытие сохранилось у них только в виде ногтей. П. получила шерсть, но ей в дальнейшем было запрещено находиться внутри дома. Рассмотренный сюжет о получении собакой шерсти имеет апокрифическое происхождение и был известен многим народам Евразии. У к.-з. был известен и другой вариант этого мифа, согласно которому порче подверглось лишь изображение первой женщины. Ен поставил П. стеречь ещё незаконченную подругу жизни для уже сотворённого им мужчины. У женщины оставалось доделать лишь генитальный орган. Пришёл Омöль, соблазнил П. куском мяса и, приблизившись к женщине, плюнул ей в место, ещё не завершённое Еном, после чего появился недостающий орган, осквернённый плевком Омöля. По другой к.-з. версии, Ен сотворил П. непосредственно для помощи человеку в охоте. У северных к.-з. зафиксирован оригинальный миф о доместикации П. К старику и старухе, собирающим в лесу ягоды, подбежала П. и попросила их взять её к себе, сообщив, что бегает по лесу уже давно, но никто её не хочет брать. Раньше у неё было восемь ног, осталось только четыре, а если П. утратит ещё две ноги, то она погибнет. Старики пожалели П. и взяли её к себе. С тех пор П. верно служит людям. Одним из ведущих персонажей выступает П. в мифе о чудесном земледелии. В к.-з. варианте этого мифа говорится, что некогда хлебные злаки имели колосья до самой земли, а у людей младенцы умели ходить и говорить с самого рождения. Однажды одна женщина пекла блины, а когда к ней подошёл её новорожденный ребёнок, вытерла ему зад блином. Оскорблённый этим проступком Ен спустился на землю и стал обрывать с хлебного стебля колосья, начиная снизу. К нему подбежала П., схватила в пасть колосья на верхушке стебля и попросила Ена оставить ей эту часть. Ен согласился, и с тех пор на пропитание людям остался лишь П. пай "собачий пай". У к.-п. данный миф контаминирован с космогоническим мифом об удалении неба от земли. В давние времена, когда небо находилось так низко, что до него можно было достать рукой, женщина пекла блины и остужала их, прикрепляя к небу. Рядом с нею находились её маленький сын и П., которая их охраняла. Ребёнок оправился, мать вытерла ему зад блином и прилепила его к небу. Оскорблённое небо поднялось высоко над землёй, а на чудесных злаках после этого остался только "П. пай".Сюжет также имеет апокрифическое происхождение и широко известен в Восточной Европе. Считалось, что все П., а в особенности, имеющие светлые пятна над глазами, "четырёхглазые" (нёль синма П.) способны видеть всевозможных злых духов и оберегать человека от них. Аналогичные поверья существовали у самых различных народов мира. В к.-з. несказочной прозе популярен сюжет о спасении П. своего хозяина от умершего, но ожившего колдуна, который приходит ночью, чтобы его съесть. К.-з. фольклорный герой Йиркап с помощью своей П. находит ас пу "своё дерево", из которого делает себе волшебные лыжи. Согласно универсальному представлению о причастности П. к миру мёртвых, считалось, что её вой предвещал покойника. У к.-з. П. давали остатки поминальной трапезы, полагая, что если они съедались охотно, то покойник остался доволен поминками. У северных к.-з. практиковалось принесение П. в жертву водяному духу-хозяину, чтобы при переправе через реку в ней не тонули домашние олени. П. приписывалась способность разговаривать между собой и понимать язык людей. В свою очередь, охотник мог получить в дар от лешего умение понимать язык П. В половом коде П. находилась в мужском семиотическом поле. Женщине не полагалось даже дотрагиваться до П., особо строго воспрещалось ей перешагивать через неё. Считалось, что в противном случае П. утрачивала все свои ценные качества: чутьё, способность видеть и отпугивать злых духов и т.д. Заболевания П. зачастую объясняли их злонамеренной порчей. Существовали специальные магические приёмы избавления от неё и знахари (тöдысь), практиковавшиеся в этом. Особо уважительное отношение охотника к своей П. выражалось в том, что приступая к еде, первую ложку каши он предлагал ей. Хозяину, убившему свою П., она мстила из загробного мира, насылая на его скот хищных зверей, а на него самого злых духов. Кроме того, три поколения П. отказывались служить этому человеку. Лит.: Грибова 1975, Климов 1990, Налимов 1907, Налимов 1991, Рочев 1984, Старцев 1929, Fuchs 1924, Uotila 1985, Idem 1986. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |