ГлавнаяАБВГДЕЗИЙКЛМНОÖПРСТУЧШЫЭЮЯ
  
 

Пон


 

 

Гончие псы на изображении древнего коми-пермяцкого календаря

собака

Собака является древнейшим животным, прирученным человеком. Отношение к ней у многих народов мира былодвойственным, в значительной мере сакрализированным. В традиционном мировоззрении к.-з. и к.-п. в основном доминировала положительная оценка П., обусловленная в первую очередь её высокими сторожевыми качествами и большой ролью в промысловой охоте. Хотя в малых жанрах фольклора и отмечаются такие негативные качества П. как жадность, злобность, определённая бытовая нечистоплотность, но и в них, в особенности у к.-з., гораздо чаще подчёркивается, что удача промысловика, а следовательно, и экономическое благополучие его семьи, зависят от П. В прошлом в промысловых районах стоимость хорошей охотничьей П. существенно превышала стоимость коровы.

Согласно к.-з. мифу, П. была создана Еном для охраны ещё не завершённого его главного творения - первочеловека. П. не имела тогда шерсти и получила её от Омöля в награду за то, что позволила ему приблизиться к охраняемому ею человеку. Омöль осквернил творение Ена, обмазав человека своею слюной. По другому варианту этого мифа, П. охраняла маленького ребёнка первых людей, когда его родителей не было дома. Кожа у первых людей имела твёрдое роговое покрытие. Но однажды пришёл Омöль, и П., соблазнившись тёплой шерстью, позволила ему подойти к ребёнку и обмазать его своими слюнями и соплями. После этого внутренняя часть у людей стала наружной, а прежнее защитное покрытие сохранилось у них только в виде ногтей. П. получила шерсть, но ей в дальнейшем было запрещено находиться внутри дома. Рассмотренный сюжет о получении собакой шерсти имеет апокрифическое происхождение и был известен многим народам Евразии. У к.-з. был известен и другой вариант этого мифа, согласно которому порче подверглось лишь изображение первой женщины. Ен поставил П. стеречь ещё незаконченную подругу жизни для уже сотворённого им мужчины. У женщины оставалось доделать лишь генитальный орган. Пришёл Омöль, соблазнил П. куском мяса и, приблизившись к женщине, плюнул ей в место, ещё не завершённое Еном, после чего появился недостающий орган, осквернённый плевком Омöля. По другой к.-з. версии, Ен сотворил П. непосредственно для помощи человеку в охоте. У северных к.-з. зафиксирован оригинальный миф о доместикации П. К старику и старухе, собирающим в лесу ягоды, подбежала П. и попросила их взять её к себе, сообщив, что бегает по лесу уже давно, но никто её не хочет брать. Раньше у неё было восемь ног, осталось только четыре, а если П. утратит ещё две ноги, то она погибнет. Старики пожалели П. и взяли её к себе. С тех пор П. верно служит людям.

Одним из ведущих персонажей выступает П. в мифе о чудесном земледелии. В к.-з. варианте этого мифа говорится, что некогда хлебные злаки имели колосья до самой земли, а у людей младенцы умели ходить и говорить с самого рождения. Однажды одна женщина пекла блины, а когда к ней подошёл её новорожденный ребёнок, вытерла ему зад блином. Оскорблённый этим проступком Ен спустился на землю и стал обрывать с хлебного стебля колосья, начиная снизу. К нему подбежала П., схватила в пасть колосья на верхушке стебля и попросила Ена оставить ей эту часть. Ен согласился, и с тех пор на пропитание людям остался лишь П. пай "собачий пай". У к.-п. данный миф контаминирован с космогоническим мифом об удалении неба от земли. В давние времена, когда небо находилось так низко, что до него можно было достать рукой, женщина пекла блины и остужала их, прикрепляя к небу. Рядом с нею находились её маленький сын и П., которая их охраняла. Ребёнок оправился, мать вытерла ему зад блином и прилепила его к небу. Оскорблённое небо поднялось высоко над землёй, а на чудесных злаках после этого остался только "П. пай".Сюжет также имеет апокрифическое происхождение и широко известен в Восточной Европе.

Считалось, что все П., а в особенности, имеющие светлые пятна над глазами, "четырёхглазые" (нёль синма П.) способны видеть всевозможных злых духов и оберегать человека от них. Аналогичные поверья существовали у самых различных народов мира. В к.-з. несказочной прозе популярен сюжет о спасении П. своего хозяина от умершего, но ожившего колдуна, который приходит ночью, чтобы его съесть. К.-з. фольклорный герой Йиркап с помощью своей П. находит ас пу "своё дерево", из которого делает себе волшебные лыжи.

Согласно универсальному представлению о причастности П. к миру мёртвых, считалось, что её вой предвещал покойника. У к.-з. П. давали остатки поминальной трапезы, полагая, что если они съедались охотно, то покойник остался доволен поминками. У северных к.-з. практиковалось принесение П. в жертву водяному духу-хозяину, чтобы при переправе через реку в ней не тонули домашние олени. П. приписывалась способность разговаривать между собой и понимать язык людей. В свою очередь, охотник мог получить в дар от лешего умение понимать язык П. В половом коде П. находилась в мужском семиотическом поле. Женщине не полагалось даже дотрагиваться до П., особо строго воспрещалось ей перешагивать через неё. Считалось, что в противном случае П. утрачивала все свои ценные качества: чутьё, способность видеть и отпугивать злых духов и т.д. Заболевания П. зачастую объясняли их злонамеренной порчей. Существовали специальные магические приёмы избавления от неё и знахари (тöдысь), практиковавшиеся в этом. Особо уважительное отношение охотника к своей П. выражалось в том, что приступая к еде, первую ложку каши он предлагал ей. Хозяину, убившему свою П., она мстила из загробного мира, насылая на его скот хищных зверей, а на него самого злых духов. Кроме того, три поколения П. отказывались служить этому человеку.

Лит.: Грибова 1975, Климов 1990, Налимов 1907, Налимов 1991, Рочев 1984, Старцев 1929, Fuchs 1924, Uotila 1985, Idem 1986.

Н.Д. Конаков

Вверх
       Паляйка
       Пам
       Паперек коль
       Параскева
       Паськöм
       Пасьтöм ур
       Пач
       Педöр Кирон
       Педöр Öлексан
       Пеж
       Пельтöм
       Пелысь
       Пемöсъяс
       Пера
       Перна
       Петук
       Петыр видз
       Петыр Епим
       Петыр лун
       Петыр Первой
       Пипу морт
       Плакун турун
       Плор-Лавра лун
       Пожöм
       Полюд
       Пон
       Потöсь
       Пöвсин
       Пöжалöм
       Пöкрöв
       Пöлöзнича
       Пöртöм
       Прокопей лун
       Протож
       Пу
       Пу святсi
       Пугачёв
       Пывсьöдчöм
       Пывсян
       Пывсянса
       Пыртöм

 
  

О проекте  |  Авторы и редакторы  |  Введение  |  Мифология народов Коми  |  Словарные статьи  |  Иллюстрации
Коми-зырянские тексты  |  Коми-пермяцкие тексты  |  Литература  |  Сокращения  |  Указатель  |  Карта сайта

 В начало  | Поиск  | Коми  | Северные русские  | Этноархив  | Новости  | Текстовая версия

© ИЯЛИ Коми научный центр УрО РАН.  Последние изменения: 15.01.2001.