Пожöм |
В дендрологическом коде у к.-з. и к.-п. П. находится в мужском семиотическом поле, составляя оппозицию с женским древесным символом - берёзой. Соответственно при этом П. имеет отрицательную окраску. По одной из версий, к.-п. фольклорный герой Пера умер, надорвавшись во время натягивания ловчих сетей через реку. Один конец сетей был привязан к берёзе, растущей на своём, правом берегу, а второй он натягивал, привязав его к П., растущей на другом, левом берегу реки. В то же время, в другой оппозиции (П. / ель), где оба дерева имеют мужскую символику, П. имеет уже положительную семантику. Согласно другой версии гибели Перы, он привязал ловчие сети на своём берегу к огромной П., а другой их конец стал привязывать к ели, стоящей на другом берегу, но она сломалась, Пера упал на землю и разбился.В противопоставлении этих двух деревьев П. предстаёт имеющей гораздо большую жизненную силу. Так колдун (тöдысь), сумевший своими чарами засушить ель, безоговорочно признаёт более могучей колдовскую силу своего соперника, когда тот заставил высохнуть П. В традиционном мировоззрении к.-з. и к.-п. чётко прослеживается амбивалентное отношение к П. она обнаруживает взаимосвязь как с нижним, так и с верхним мирами, с космическим верхом и космическим низом, соединяя их по вертикальной оси. На связь П. с подземным миром указывают к.-п. поверья о шапкаа П. "П. в шапке", которые растут на кладбище и своим свистом предвещают чью-либо смерть. Считается, что под двумя большими П., посередине между ними, был похоронен Пера. Легендарный древний вождь и культурный герой у к.-п. Кудым-Ош перед дальней поездкой в "тёплые страны"приходит к большой П. у могилы своего отца, и стреляет в неё несколько раз из лука. Все стрелы попадают в центр ствола, и он отправляется в путешествие с уверенностью в его успешности. У к.-з. в несказочном фольклоре доминирует связь П. с подземными богатствами. Во многих удорских и вычегодских селениях до сих пор существуют легенды о растущих некогда около них могучих П., под которыми находились заколдованные чудские клады. К.-з. герой-охотник Йиркап, отыскав П.-ас пу "своё дерево", сделал из неё себе волшебные лыжи-самоходы. Представления о том, что П. связана с небесным верхом, и с её помощью можно было даже обратиться к самому Богу, сохранялись вплоть до недавнего времени. Так, на р.Вымь многие женщины в 20-е годы, ввиду усиления борьбы с официальными богослужениями, стали ходить летними вечерами к большой П., стоящей на берегу реки, зажигали на её ветвях свечи и молились там. Уже после Великой Отечественной войны печорские староверы, когда вновь активизировалась политика закрытия у них молельных домов, стали уходить в лес, вешали там на П. иконы и устраивали свои моления. У к.-п. считалось, что сильные колдуны могли превратить в П. человека, а по аниматическим представлениям к.-з., П. понимали речь людей, а по ночам сами разговаривали между собой, передавая на большие расстояния информацию обо всём увиденном и услышанном днём. Лит.: Климов 1990, Рочев 1984, Сидоров 1924, Fokos-Fuchs 1951. |
Коми-зырянские тексты | Коми-пермяцкие тексты | Литература | Сокращения | Указатель | Карта сайта | |